СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука в в современном обществе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята знакомятся с тем какую значимость играет наука в современном мире. Роль и ответственность ученых за научные открытия.

Просмотр содержимого документа
«Наука в в современном обществе»

Конспект урока по обществознанию в 8 классе

Учитель: Свинкина Ирина Алексеевна.

Тема урока: Наука в современном обществе.

Цель урока: изучение особенностей научных знаний, классификацией наук и взаимосвязи развития науки и общества.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «наука»;

  • дать представление об основных видах и функциях науки.

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные ситуации, проводить анализ сходных явлений;

  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме;

  • учение составлять и работать по кластеру.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

  • формировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитать интерес к урокам обществознания, к современным тенденциям развития науки.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; продолжить формирование умений выделять главную мысль в источнике, Добывать и критически оценивать информацию, систематизировать ее и представлять в виде текста, схемы. Обобщать. Сравнивать факты и явления. Определять и объяснять другим людям свое отношение к науке.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Технологии: личностно-ориентированный подход, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Оборудование: учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, М. «Просвещение» 2015г, мультимедийная установка.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, задания для групп, карточки с индивидуальными заданиями, документ.


Основные понятия: наука, фундаментальные и прикладные, естественные и социально-гуманитарные науки.



Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания


I. Организационный момент

(2 мин.)

Я спешу сказать ВАМ, Здравствуйте! Удач, успехов и везенья! Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения.

Ребята, вы сегодня работаете в творческих группах и урок у нас открытие новых знаний. Значит, что мы сегодня будем делать?

Эпиграф: «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку». Ральф Эмерсон.

Почему я к нашему уроку выбрала этот эпиграф?





Работа над смыслом высказывания Ральфа Эмерсона. Ученики выбирают названия групп, зачитывают правила работы в группе ( Приложение №1).

Определяют, какая им предстоит работа на уроке.























Личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний и способов действий по теме: «Образование».

( 3 мин.)


1.Какие сферы общественной жизни вы знаете?

2.Чем отличается духовная сфера от других сфер общества?

3.Назовите основные элементы духовной сферы (мораль, образование, религия, искусство).

4.Каковы особенности учения как вида деятельности?








Отвечают на поставленные вопросы (Об образовании)

Выполняют предложенное задание.

Выделяют основные элементы духовной сферы и особенности учения как вида деятельности.

Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива

Регулятивные:

умение находить ответы на вопросы

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(3 мин.)

«…должна расширять область человеческого знания, обогащать его данными и выводами, но она должна помнить, что ей самой приходится многому и многому учиться у жизни. Без жизни она так же скудна, как жизнь без нее, может быть, еще скуднее».

Алексей Хомяков

(У групп одинаковое высказывание)

Какой элемент духовной сферы должен расширять область человеческого знания?

Каждая группа получила задание, постарайтесь на него ответить (1 мин.)

Как вы думаете, я вам раздала разные задания?

Задание одно, но почему разные ответы?

Затруднение у детей

Какова же цель нашего урока? (уяснить понятие науки, показать особенности разделения наук).

Давайте сформулируем тему урока (Наука)


Организуют работу в группах.

Отвечают на поставленный вопрос. ( О науке)

Записывают тему.


Выполняют предложенное задание.

Записывают термин в рабочие листы.

Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива

Регулятивные:

умение находить ответы.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Первичная проверка понимания новых знаний

(17 мин .)

Ребята давайте составим план, по которому нам предстоит работать. Перед вами составлены пункты плана в беспорядке, ваша задача: последовательно их расположить (1мин.) (приложение № 2)

Вы правильно расположили пункты плана, теперь вам предстоит раскрыть каждый из этих пунктов плана. У вас на столах находятся задания, постарайтесь совместно выполнить их. Ребята, сколько времени вам понадобиться для выполнения заданий? (4мин.)

Один представитель от каждой творческой группы выходит и отвечает на свое задание.

1группа- Что такое наука? (учебник стр. 87-89).

2 группа- Особенности современной науки (стр. 88).

3 группа- Нравственные принципы труда ученого (стр.90).

4 группа-Возрастание роли современной науки (стр.91,93).

Ученики конспектируют ответ в рабочих листах).






Составление плана урока.

Поиск и выполнение заданий в группах.

Работа с текстом учебника.

Заполнение рабочих листов.








Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение отбирать и разносить нужную информацию.

Коммуникативные

умение работать в группе со сверстником;

использование средств устного общения для решения коммуникативных задач.

Регулятивные:

умение формулировать свои мысли;

умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями.



V.Первичное закрепление

(4 мин.)













Физминутка

(1мин.)


Продолжи фразы:

Я считаю, что наука… Потому, что

Я могу подтвердить это тем, что

Исходя из этого, я делаю вывод….( приложение №3)

Исходя из того, что мы узнали, какой вывод мы можем сделать по проблеме урока




Учитель показывает детям упражнения.


Формулируют ответы на предложенные фразы.


Конспектируют ответы в рабочие листы.

Делают соответствующий вывод.

Организуют взаимопроверку.





Ученики вместе с учителем выполняют упражнения.

Регулятивные:

умение анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы;

выявлять причинно-следственные связи.


Коммуникативные умение излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.







VI.Контроль усвоения новых знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

(5 мин.)

Как вы думаете, какие функции выполняет наука? (выполняют в группах)

«Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое- проницательному уму, вносящему улучшения».

Какие цели научных трудов выделил Д.Дидро?

Закрепление изученного материала.

В начале урока мы ставили цель, давайте назовем ее. Вы достигли этой цели? Молодцы! Я очень рада, что вы подтвердили высказывание.

1.Какие науки вы изучаете в 8 классе?

2.Помогут ли полученные вами знания в школе для дальнейшей жизни? Приведите примеры.

3.Как вы считаете, помог ли вам наш урок расширить знания о современной науке? Каким образом?


Обсуждают предложенное высказывание.

Отвечают на поставленные вопросы.

Связывают изученную тему с современной жизнью.

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные:

Оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.

VII. Рефлексия деятельности

(3 мин.)

Вы плодотворно работали в группах и добились хороших результатов. В связи с эти мне хочется привести слова А. Барбюса: «Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя, напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования».

Чтобы узнать с каким чувством вы уходите с урока, выполните следующее задание «Лестница настроения»: скучно, испытывал затруднения, узнал много нового, понравилось, радость от совместного труда.


Целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Ученики размещают свои цветные квадратики на ступень лестницы, которая соответствует их настроению.


Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию,

уметь обобщать и делать выводы.

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль

VIII. Домашнее задание

(2мин.)

Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них - Нобелевская премия.

Домашнее задание: пар.11.Заполнить таблицу «Лауреаты Нобелевской премии».

Отрасли науки

И.О.Ф.

ученого

За какие

достижения они

были удостоены

награды



Выставление оценок.

Записывают домашнее задание.


Регулятивные:

уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Приложение №1.

Правила работы в группе:

1. Будь доброжелателен к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2.Четко высказывай предполагаемый способ решения.

3. Умей слушать других. Если не согласен с мнением других, не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми фразами.

4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.

5. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.


Приложение № 2.

План:

  1. Что такое наука?

  2. Особенности науки.

  3. Нравственные принципы труда учёного.

  4. Возрастание роли современной науки.

Приложение №3.

Продолжи фразы:

Я считаю, что наука …(сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём).

Потому, что …(она предполагает доказательность, проверку полученных знаний разными способами)

Я могу подтвердить это тем, что …(НАУКА ИССЛЕДУЕТ ВСЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ)

Исходя из этого, я делаю вывод …(Современная наука выходит за рамки отдельной области человеческого познания и отдельных государств, создает нанотехнологии – это технологии, дающие возможность работать с маленькими объектами).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!