СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская деятельность в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из актуальных задач является обучение учащихся способам поиска и обработки полученной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности.

Поэтому стоит уделить особое внимание поиску наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская деятельность в школе»

Научно-исследовательская деятельность в школе Покровская Н.Г. ЧОУ «Лицей «Надежда»

Научно-исследовательская деятельность в школе

Покровская Н.Г.

ЧОУ «Лицей «Надежда»

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»  А.Н. Колмогоров

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»

А.Н. Колмогоров

АКТУАЛЬНОСТЬ Одной из актуальных задач является обучение учащихся способам поиска и обработки полученной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности. Поэтому стоит уделить особое внимание поиску наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одной из актуальных задач является обучение учащихся способам поиска и обработки полученной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности.

Поэтому стоит уделить особое внимание поиску наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Что такое исследовательская деятельность Исследовательская деятельность - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Исследовательский метод обучения — метод обучения, предусматривающий организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач.   Логика построения исследовательской деятельности включает - формулировку проблемы - выдвижение гипотезы поиск возможных вариантов решения проблемы сбор материала обобщение полученных данных представление результатов

Что такое исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Исследовательский метод обучения — метод обучения, предусматривающий организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. Логика построения исследовательской деятельности включает

- формулировку проблемы

- выдвижение гипотезы

  • поиск возможных вариантов решения проблемы
  • сбор материала
  • обобщение полученных данных
  • представление результатов
Прием «Наоборот» Этот прием рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. Например, есть очень вкусные шоколадные конфеты – «бутылочки с сиропом». При их изготовлении сталкиваются с противоречием:   – Сладкий желеподобный сироп должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.   – Если сироп холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: сироп не нагревают, а замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают жидким и окунают в него бутылочку.

Прием «Наоборот»

  • Этот прием рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные.
  • Например, есть очень вкусные шоколадные конфеты – «бутылочки с сиропом». При их изготовлении сталкиваются с противоречием:  – Сладкий желеподобный сироп должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.  – Если сироп холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать?
  • Делают наоборот: сироп не нагревают, а замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают жидким и окунают в него бутылочку.
Прием «Обрати вред в пользу» Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.   Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего? Ответ:  Это закалило его волю и он дал человечеству новую  научную концепцию жизни на Земле. Жак Ив Кусто рассказал о обном случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего? Ответ: Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети

Прием «Обрати вред в пользу»

Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.

  • Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?

Ответ:  Это закалило его волю и он дал человечеству новую  научную концепцию жизни на Земле.

  • Жак Ив Кусто рассказал о обном случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего?

Ответ: Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети

В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего? Ответ:  Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.

В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?

Ответ:  Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.

Исследования-соревнования Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Учащимся 8-11 классов предоставляется такая возможность: Заранее готовится учебный текст. Этим текстом может быть какой-либо раздел учебника. При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который является  главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод учит учащихся  рационально использовать научную литературу.

Исследования-соревнования

Например, соревнование на лучшую шпаргалку.

Учащимся 8-11 классов предоставляется такая возможность:

Заранее готовится учебный текст. Этим текстом может быть какой-либо раздел учебника. При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который является  главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями.

Этот метод учит учащихся  рационально использовать научную литературу.

Метод морфологического анализа Обычно для морфологического анализа строят таблицу, в которую заносятся основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Выделяем основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид и т.д. Заносим характеристики в таблицу. Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое.  Возраст Ребёнок   Место       Подросток Дворец Средство   жительства Юноша   Конь Многоэтажный дом Стиль   передвижения Спортивный костюм Характер Автомобиль Лес Старик   одежды и т.д. Праздничный наряд Ролики Добрый Детский сад Строгий костюм Вредный Лыжи и т.д. Нытик Шорты и майка и т.д. Весельчак и т.д. и т.д.

Метод морфологического анализа

Обычно для морфологического анализа строят таблицу, в которую заносятся основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.

Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.

Выделяем основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид и т.д. Заносим характеристики в таблицу. Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. 

Возраст

Ребёнок

Место      

Подросток

Дворец

Средство  

жительства

Юноша

Конь

Многоэтажный дом

Стиль  

передвижения

Спортивный костюм

Характер

Автомобиль

Лес

Старик

одежды

и т.д.

Праздничный наряд

Ролики

Добрый

Детский сад

Строгий костюм

Вредный

Лыжи

и т.д.

Нытик

Шорты и майка

и т.д.

Весельчак

и т.д.

и т.д.

Подтвердить или опровергнуть гипотезу Учитель ставит перед изучением нового материала гипотезу (либо вместе с обучающимися формулирует её). Задача учащихся заключается в том, чтобы разрешить эту гипотезу. Это можно сделать двумя способами: либо подтвердить её, либо опровергнуть. Перед учащимися стоит нелегкая задача: подвергнуть сомнению то, что сказал учитель или то, что кажется, на первый взгляд очевидным.  Естественно, что ученик при этом опирается на доказательную базу: текст учебника, выдержки из статей, карты, таблицы, схемы и др. Если обучающиеся получают задание заранее, они могут привлечь ещё большее количество источников, включая Интернет. Таким образом, обучающиеся учатся ориентироваться в потоке информации и использовать её для решения различных проблем.

Подтвердить или опровергнуть гипотезу

Учитель ставит перед изучением нового материала гипотезу (либо вместе с обучающимися формулирует её).

Задача учащихся заключается в том, чтобы разрешить эту гипотезу. Это можно сделать двумя способами: либо подтвердить её, либо опровергнуть. Перед учащимися стоит нелегкая задача: подвергнуть сомнению то, что сказал учитель или то, что кажется, на первый взгляд очевидным. 

Естественно, что ученик при этом опирается на доказательную базу: текст учебника, выдержки из статей, карты, таблицы, схемы и др. Если обучающиеся получают задание заранее, они могут привлечь ещё большее количество источников, включая Интернет. Таким образом, обучающиеся учатся ориентироваться в потоке информации и использовать её для решения различных проблем.

Создай паспорт Учитель дает учащимся план, по которому они заполняют паспорт, потом, научившись, они могут делать это сами. Ребята получают задание, определяются с главными характеристиками и порядком оформления информации, выполняют работу, делятся результатами. Работа может быть групповой или индивидуальной. Прием «Создай паспорт» на уроке русского языка поможет в изучении частей речи, членов предложения; на географии — материков, климатических поясов; биологии — животных, растений и т.д. При этом дети должны самостоятельно находить материал для паспорта по заранее подготовленным учителем материалам.

Создай паспорт

Учитель дает учащимся план, по которому они заполняют паспорт, потом, научившись, они могут делать это сами. Ребята получают задание, определяются с главными характеристиками и порядком оформления информации, выполняют работу, делятся результатами. Работа может быть групповой или индивидуальной.

Прием «Создай паспорт» на уроке русского языка поможет в изучении частей речи, членов предложения; на географии — материков, климатических поясов; биологии — животных, растений и т.д.

При этом дети должны самостоятельно находить материал для паспорта по заранее подготовленным учителем материалам.

Пример паспорта Имя кобыз; Создатель Коркыт; Прописка Казахстан; Где служит в старину служил шаманам и баксы, в наши дни в фольклорных ансамблях, в оркестре казахских народных инструментов; Особые приметы очень древний струнно-смычковый инструмент, сделан из дерева;

Пример паспорта

Имя

кобыз;

Создатель

Коркыт;

Прописка

Казахстан;

Где служит

в старину служил шаманам и баксы, в наши дни в фольклорных ансамблях, в оркестре казахских народных инструментов;

Особые приметы

очень древний струнно-смычковый инструмент, сделан из дерева;

Дихотомия Очень часто на занятии возникает необходимость выявить необходимый материал из проблемного поля. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации.

Дихотомия

Очень часто на занятии возникает необходимость выявить необходимый материал из проблемного поля. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!