СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национальный и религиозный состав населения России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Национальный и религиозный состав населения России

Просмотр содержимого документа
«Национальный и религиозный состав населения России»

План-конспект урока по географии в 9 классе.

Тема: «Национальный и религиозный состав населения России».


Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация знаний.

  4. Изучение новой темы.

  5. Обобщение и закрепление знаний.

  6. Домашнее задание.

  7. Итог урока.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).

Учитель: У вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие эмоциональное состояние человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем нашу работу.

Мы продолжаем изучение раздела «Население России».


2. Проверка домашнего задания.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучили численный состав населения России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу по домашнему заданию.

Географический диктант по теме « Численность населения России».

  1. Численность населения России составляет _______ млн.человек

  2. В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)

  3. Численность населения страны зависит от ___________________________ и_________________________________ ( естественного и механического движения)

  4. Естественный прирост – это ________________________________________________

( разница между рождаемостью и смертностью).

  1. Отрицательный естественный прирост является признаком ________________ населения ( убыли).

  2. Естественная убыль населения называется _____________________ ( депопуляцией)

  3. Переход от одного типа воспроизводства к другому называется _______________________________________ ( демографической революцией).

  4. Причины демографических кризисов – это ______________________, ________________________, ______________________. ( революции и войны, эпидемии, голод).

  5. Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при _________________________ типе воспроизводства ( традиционном).

  6. Высокий естественный прирост характерен для региона России ____________________

(Северный Кавказ).


( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой).

Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.( слайд №1). Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос).( обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).

Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к теме урока).

Тема урока- « Национальный и религиозный состав населения России» ( слайд №2 с темой урока). ( обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).


3.Актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии ( варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении вывод делает учитель).

Сегодня мы работаем по следующему плану: (слайд №3)

  1. Россия – многонациональная страна.

  2. Национальный и религиозный состав населения России. Языковые семьи и группы. Религии.

  3. Особенности национального и религиозного состава населения Республики Коми.

  4. Закрепление.


  1. Изучение новой темы.

1 вопрос. Учитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 190 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 190 разных культур, традиций, обычаев.

Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиеся называют страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства ( слайд №4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5- традиции и обычаи населения Северного Кавказа).

Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают в тетради).

С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

Взгляните на карту народов России ( атлас, страница ). Что указывает на многонациональность населения? (работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (ответы обучающихся)


2 вопрос. Учитель: каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи? (обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи).

(слайд №6 – языковые семьи и их удельный вес)

- индоевропейская – 89% населения,

- алтайская - 7%,

- уральская – 2%,

- кавказская – 2%.

( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).

Учитель: каждая языковая семья делится на группы, а группы - на народы (обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленные учителем вопросы)

- Какие группы выделяются в индоевропейской семье?

- Какие народы называют братьями-славянами и почему?

И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, учитель уточняет и дает определение понятию народ.) Народ - это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография (обучающиеся записывают определения в тетрадь).

Какие же народы наиболее многочисленны на территории России? ( обучающиеся работают с раздаточным материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради) ( слайд №7).

Многочисленные народы: русские – 80%

татары – 3.7%

украинцы – 3%

чуваши – 1.2%

чеченцы

армяне

Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.

Какие это народы? ( обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалах и записывают в тетрадь).

Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (слайд №:7)

Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.

Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех языковых семей (обучающиеся работают с текстом учебника) А теперь покажите эти места проживания народов на карте (обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски).

Учитель: одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.(обучающиеся записывают определение в тетради). Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции» - растворения одних народов среди других. Например, в Башкирии – башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в Коми – коми составляют около 25%.

( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).

  1. Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.

  2. Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам ( мусульмане). Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.

  3. Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?

  4. Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части России?

Назовите основные религии, которые исповедует население России.( обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради)

Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. (слайд №7)

Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны? (ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)

- историческое формирование и заселение территории страны;

- внешние миграции.

Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции, статься 46 ( слайд №8 с текстом статьи).

Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (ответы обучающихся)

Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.

В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте толерантны!».


Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу. ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой), осуществляю взаимопроверку, оценивают работу, используя ответы и критерии оценки на слайде №10).

Содержание проверочной работы:

  1. Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?

а) алтайской б) индоевропейской в) уральской

2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:

а) карелы б) белорусы в) якуты

3. Второй по численности народ России – это

а) украинцы б) башкиры в) татары

4. Народ европейской части России- это

а) буряты б) тувинцы в) коми

5. К какой группе относятся коми?

а) славянской б) монгольской в) фино-угорской

Учитель: Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на «отлично» и «хорошо».

Итог урока.

Учитель: сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия- многонациональное государство?

- Что нового для себя вы узнали?

-Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности? ( слайд №11)

( обучающиеся отвечают на поставленные вопросы)

Учитель задает домашнее задание - параграф 6, внимательно прочитать, составить кроссворд «Население России», не менее 15 слов с вопросами. ( обучающиеся записывают домашнее задание в дневник).

( учитель выставляет отметки и комментарует)

Учитель: А теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше настроение на конец урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?

Спасибо за работу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!