Наставничество в детском коллективе как средство развития творческого потенциала ребенка
Алендеева Елена Владимировна, педагог дополнительного образования
Наставничество в форме «ученик-ученик» в объединениях декоративно-прикладного творчества – это формат, который позволяет получить хорошие результаты и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Наставничество в работе детского объединения это
-эффективный способ решить проблемы отдельных категорий учащихся - «новичок», «неуспевающий», «пассивный»;
-развитие коммуникативных навыков, творческих и лидерских способностей, социализация детей в коллективе сверстников;
- ранняя профориентация обучающихся в направлении педагогических профессий, оттачивание мастерства детей-наставников;
-обретение ребенком уверенности в своих способностях
Ученик-наставник— это ребенок, который обучается в объединении от 1 года или освоил дополнительную общеобразовательную программу не менее, чем на 60%.
Какими качествами должен обладать потенциальный ребенок-наставник?
Опыт показывает, что обычно это обладающий определенными личностными качествами учащийся, с высоким уровнем творческих достижений. Он прилежен и трудолюбив, открыт к общению, у него развита эмпатия и способность переживать за своих сверстников.
Ребенок наставник должен:
- активно участвовать в жизни коллектива, вовлекать сверстников, одноклассников, друзей в полезную общественную работу, в массовые, воспитательные и социально-значимые мероприятия;
- иметь аналитическое мышление, быть готовым решать творческие и образовательные задачи, поставленные педагогом;
- показывать положительный пример в обучении и коллективном труде. А также показывать свой опыт, участвуя в конкурсах разного уровнях.
Наставник-ребенок помогает своему сверстнику преодолеть причины, из-за которых возникли сложности. Например,у него не получается изображать какой-то элемент росписи или смешать нужные цвета. И наставник показывает на практике как это делать, учит справляться с проблемой самостоятельно, а не выполняет работу за него. Он также помогает наставляемому осваивать принципы планирования, самоорганизации, поиска источников информации, учит опираться в работе на свои сильные стороны.
Это тот самый случай, когда ребенок, который испытывает трудности, чувствует направленное именно на него внимание, он общается с заинтересованным в нем человеком один на один, формирует навыки коммуникации, учится доверять и открываться миру.
Этапы выявлений наставников в детском коллективе:
1 этап. Наблюдение за всеми детьми в группе.
2 этап. Выявление формальных и неформальных лидеров, одаренных детей, групп общения.
3 этап. Формирование наставнических пар, разработка плана наставничества, обучение, анализ работы
Ребенок-наставник с большим опытом помогает менее опытному ребенку- наставляемому достичь различных целей в работе: от адаптации в коллективе до достижения конкретных результатов в обучении .
Наставничество среди обучающихся объединения «Декоративная роспись» (педагог Алендеева Е.В) СП «Поиск» ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск – это добровольный вид деятельности социально активных детей в передаче опыта от «более опытного» обучающегося к «новичку». Наставник и наставляемыйделятся не только своим опытом, но и умением сопереживать, понимать и принимать.
Наставники объединения «Декоративная роспись» занимаются в объединении несколько лет, являются победителями районных, областных и всероссийских конкурсов художественного и декоративно-прикладного творчества, обладатели Премии Главы м.р.Сергиевский для одаренных детей и подростков.
Есть обучающиеся-наставники, которым удается работать даже с группой детей. Замечено, что у них хорошо развиты коммуникативные качества, они имеют склонность к педагогической профессии, умеют поддержать, объяснить, активно участвуют в различных воспитательных мероприятиях.
Еще одной из форм работы наставника и наставляемых, является проведения мастер-классов для сверстников. Особенность такого формата в том, что наставнику нужно найти подход и расположить участниковк общению.
В заключении хочу сказать, что результат вовлеченности детей в практику наставничества показывает, что объединения выполняют свою социальную роль, предоставляя качественные образовательные услуги, формируя социально благополучную среду для развития личности обучающихся, их саморазвития и самореализации.
Хорошим показателем наставничества в творческом объединении является участие наставляемых в конкурсах, фестивалях,в выставках, массовых мероприятиях и высокий уровень достижений.