2. | Актуализация знаний. Фронтальный опрос Словесный: Слово учителя Словесный: учебный диалог | 10 мин | Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение) - Читаю обращения авторов к первоклассникам (с. 3) - Как называется новый учебник? (Русский язык.) - С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.) - Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.) На доске кроссворд - Отгадайте загадки, Отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. 1. В белом поле по дороге МЧИТСЯ КОНЬ МОЙ ОДНОНОГИЙ. И на много-много лет Оставляет он свой след. (Ручка) 2. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мед.) 3. Новый дом несу в руке, дверцы дома _— на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Учебники.) 4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.) Ключевое слово: речь - Прочитайте ключевое слово. (Речь.) - Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.) | Знакомиться с учебником Отвечать на вопросы Отгадывать загадки Заполнять кроссворд Объяснять, для чего нужна речь | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: строить речевые высказывания в устной форме Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции |
| Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Словесный: слово учителя | 5 мин | - Предположите, чему будет посвящен первый раздел. - Прочитайте название раздела. (Наша речь.) - Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.) - Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.) | Работать по учебнику Участвовать в учебном диалоге Слушать речь учителя Определять тему и цель урока | Р: принимать и сохранять учебную задачу. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
| Решение частных задач Словесный Фронтальный диалог Наглядный: работа с иллюстрацией Практический: работа по упражнению Наглядный: работа с иллюстрациями Практический: выполнение уст. задания | 15 мин | - Прочитайте название темы «Язык и речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?» - Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.) - Из чего состоит наша речь? (Из слов.) - Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.) -Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? - Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.) - Почему? (Животные издают звуковые сигналы.) Работа с учебником (с. 6, упр. 1) - Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.) Работа с учебником (с. 6, упр. 2) с опорой на схему и рисунки (с. 5 ) - Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок? - Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? - В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? На доске рисунки: 1. Девочка поёт в микрофон. 2. Зрители в зрительном зале. 3. Дедушка читает газету. 4. Учительница пишет на доске. На доске таблички: - Соотнесите виды речи, записанные на карточках с рисунками. - Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя? - На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь) - Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом | Строить речевые высказывания Отвечать на вопросы учителя Работать по иллюстрации Читать высказывания Л.Успенского Высказывать свое мнение Работать с рисунками и с карточками Участвовать в учебном диалоге Читать сведения Делать правильные выводы | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений |
6. | Итог урока Словесный: учебный диалог Фронтальный опрос | 5 мин | - Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом.) - Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) - Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.) - Что можно отнести к говорению? - Что можно отнести к слушанию? - Что можно отнести к чтению? - Что можно отнести к письму? - Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.) | Подводить итоги урока Отвечать на вопросы по изученной теме Высказывать свое мнение | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнени |