СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку.Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевые установки урока: познакомить с учебником «Русский язык» (1 класс), пособием «Рабочая тетрадь» (1 класс); учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: слушание, говорение, чтение, письмо; оценивать результаты деятельности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку.Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей»

УРОК 1. Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей

Целевые установки урока: познакомить с учебником «Русский язык» (1 класс), пособием «Рабочая тетрадь» (1 класс); учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: слушание, говорение, чтение, письмо; оценивать результаты деятельности на уроке.

Ход урока

1. Знакомство с новым для учащихся информационным объектом — учебником «Русский язык» (изучение обложки, титульного листа, названия книги, фамилий авторов, форзацев, условных обозначений и их назначения, упражнений и заданий к ним и др.).

2. Чтение и обсуждение обращения авторов к первоклассникам (учебник, с. 3).

3. Знакомство со шмуцтитулом (страничкой, открывающей каждый раздел учебника «Русский язык») и его назначением в учебнике. Определение целевой установки изучения раздела «Что узнаем, чему научимся».

4. Чтение названия раздела «Наша речь», темы «Язык и речь» и определение учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?» (учебник, с. 6), уточнение их понимания учащимися.

5. Конкретизация задач урока. Воспроизведение знаний о речи, полученных в период обучения грамоте.

• Определение значения слова речь (одно из значений этого слова — «способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом»).

• Обсуждение ответов на вопросы: «Из чего состоит наша речь? (Из слов.) А может ли быть речь без слов?»

• Обмен мнениями при ответе учащихся на вопросы: «О ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? Почему?» Рассматривание иллюстрации (учебник, упр. 1, с. 6).

6. Чтение выражения Л. Успенского (учебник, упр. 1, с. 6). Определение его главной мысли: только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать. Соотнесение высказывания и рисунка (учебник, упр. 1, с. 6).

7. Знакомство с видами речевой деятельности человека (учебник, упр. 2, с. 6) с опорой на схему и рисунки (учебник, шмуцтитул, с. 5).

• Чтение названия схемы, изучение её содержания.

Обсуждение значений понятий: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя. Когда в жизни человека осуществляется слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

• Рассматривание и обсуждение рисунков к схеме. Соотнесение рисунков с отдельными видами речевой деятельности.

• Чтение сведений о языке: «Слушание, говорение, чтение, письмо — это наша речь» (учебник, с. 6).

Вывод: речь — один из главных способов общения людей друг с другом.

8. Знакомство с учебным пособием «Русский язык. Рабочая тетрадь» (1 класс). Изучение обложки, чтение названия пособия и фамилии автора. Изучение структуры и содержания «Рабочей тетради».

9. Выполнение заданий («Рабочая тетрадь», упр. 1, с. 4). Обсуждение ответов на вопрос учителя: «Какими ещё рисунками можно было бы проиллюстрировать каждый из видов нашей речи?»

10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Когда в жизни вы пользуетесь речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом. Для того чтобы состоялось общение, наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) Какими видами речи вы пользуетесь на уроке? Что можно отнести к говорению? слушанию? чтению? письму? Что же такое наша речь?» (Сформулировать ответ с помощью определения из учебника на с. 6.)

УРОК 2. Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа. Русский язык — государственный язык нашей страны, Российской Федерации

Целевые установки урока: дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения; учить различать на практике устную и письменную речь; формировать чувство уважения к русскому языку как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов; ввести в активный словарь детей слова-термины: устная речь, письменная речь и слова с непроверяемым написанием язык, русский язык; учить оценивать результаты деятельности на уроке.

Ход урока

1. Воспроизведение названия раздела «Наша речь», темы «Язык и речь». Повторение: что мы относим к нашей речи (слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя).

2. Чтение первой учебной познавательной задачи: «Какой бывает речь?» (учебник, с. 7), уточнение её понимания учащимися.

3. Работа с текстом. Чтение определений устной и письменной речи (учебник, упр. 3, с. 7), осмысление содержания упражнения. Обсуждение ответов на вопросы: «Что нового вы узнали из текста? Что такое устная речь? Что такое письменная речь? Почему этим формам речи дали такие названия?»

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 4, с. 7).

Рассматривание рисунка. Ответ на вопрос учителя:

«Как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»?» Рассказывание подготовленными детьми фрагмента сказки, соответствующего рисунку, по данному началу: «Катится Колобок по дороге, а навстречу ему...»

• Чтение речи персонажей сказки, выяснение значений слов косой и заяц.

• Ответы на вопросы: «К какой речи ты отнесёшь запись разговора сказочных персонажей: к устной или к письменной? Какой речью ты воспользуешься, чтобы передать содержание сказки?»

• Инсценировка встречи Колобка и Зайца из сказки «Колобок».

5. Чтение второй учебной познавательной задачи: «Что такое родной язык?» (учебник, с. 8). Выяснение понимания значений слова язык, словосочетаний русский язык, родной язык.

6. Рассматривание рисунков и предложений, написанных на разных языках (учебник, упр. 5, с. 8). Ответы на вопросы учителя: «Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?»

Чтение текста под рубрикой «Обрати внимание!».

Вывод: прочитать и понять написанное можно тогда, когда владеешь родным (или неродным) языком.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своём родном языке. На этом этапе урока возможно прослушивание какого-либо текста на русском и иностранном языках, после чего ученики формулируют ответы на вопросы: «Какая речь звучала на русском языке? Как вы об этом узнали? А на каком языке звучала другая речь? Поняли ли вы её? Почему?»

7. Чтение сведений о языке: «Русский язык — государственный язык нашей страны, Российской Федерации» (учебник, с. 8). Выяснение понимания слова государственныйи словосочетания Российская Федерация.

8. Списывание предложения, данного на русском языке (упр. 5, с. 8).

Необходимо обратить внимание учащихся на памятку 1 «Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст» (учебник, с. 134).

Оценка правильности написанного предложения.

9. Работа со словосочетанием с непроверяемым написанием: русский язык (учебник, с. 8).

Необходимо обратить внимание учащихся на условное обозначение, по которому можно определить словарное слово, — «запомни правописание слова». Рассмотрение рисунка к словарному слову. Выяснение значений многозначного слова язык, словосочетания русский язык; их запись с выделением трудных для написания мест в слове (орфограмм). Слово язык ученики находят в «Орфографическом словаре» (учебник, с. 137), к которому они всегда могут обратиться за помощью, если забудут написание словарных слов.

10. Самостоятельная работа. Вписать в предложение пропущенное слово. («Рабочая тетрадь», упр. 2, с. 5).

11. Итог урока. Выполнение задания рубрики «Проверь себя» (учебник, с. 8) либо обсуждение вопросов, данных на шмуцтитуле к разделу «Наша речь».

Рекомендации для занятий в семье1

Так как работа на уроке была посвящена изучению раздела «Наша речь», то родители могут дома закрепить с детьми все знания и умения, полученные ими на уроке. Повторите с ребёнком, для чего нужна речь, какой бывает речь, какие существуют виды речи, что такое родной язык.

Для более чёткого закрепления понятий устная речь и письменная речьпредлагается выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 3, с. 5): подготовить дома инсценирование фрагментов сказки «Колобок», изображённых на рисунках.

_______________________________



Скачать

© 2021 140 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!