СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные промыслы России: хохлома

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

 

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

 

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-

Вот чем славится она!

 

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

 

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы России: хохлома»

 Народные промыслы России Хохлома Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго

Народные промыслы России

Хохлома

Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго

Один из народных промыслов России .

Один из народных промыслов России .

История развития промысла Хохломская роспись Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры. Река Узола, вдоль которой расположены деревни, где родилась Хохлома.

История развития промысла Хохломская роспись

Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.

Река Узола, вдоль которой расположены деревни, где родилась Хохлома.

Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости льняным маслом, а его обмазывают затем особым составом - вапой или грунтом Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл Это – «бельё». Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на сере бряную. Следом идет роспись художника. Последним таинством ведают лачила и печник. Лакированные в ручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160-180 градусов. Под пленкой закаленного лака все что было в росписи серебряным, становится золотым.

Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости льняным маслом, а его обмазывают затем особым составом - вапой или грунтом Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл

Это – «бельё».

Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на сере бряную. Следом идет роспись художника. Последним таинством ведают лачила и печник. Лакированные в ручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160-180 градусов. Под пленкой закаленного лака все что было в росписи серебряным, становится золотым.

Инструменты и материалы. Виды изделий.  Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов,

Инструменты и материалы. Виды изделий.

  • Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.
  • Хохломская роспись выполняется масляными красками.
  • Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.
  • Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.

Инструменты

Основные цвета Красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.

Основные цвета

  • Красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.
Виды хохлом ск ой росписи  Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо-это травная роспись,  роспись «под листок». Фоновое письмо- это кудрина, роспись «под фон».

Виды хохлом ск ой росписи

Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо-это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо- это кудрина, роспись «под фон».

Верховое письмо выполняется по серебристому фону.  «Травкой» в росписи называется орнамент,  выполненный красным и черным цветом, отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «осочки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».

Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный красным и черным цветом, отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «осочки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».

Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима . Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки»-это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима . Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки»-это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

 Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). Плавной линией ведется «усик» слева на право, закругляем, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки ».

Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). Плавной линией ведется «усик» слева на право, закругляем, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки ».

Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)

Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)

Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.

Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.

 Кудрина - Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи « под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

Кудрина

- Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи « под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

-  п ожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.

- п ожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.

Современное состояние промысла  Угасавший в начале 20 в. Промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30 х гг. мастера объединились в  артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла  и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие  центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель,  сувениры и пр.

Современное состояние промысла

Угасавший в начале 20 в. Промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30 х гг. мастера объединились в

артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла

и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие

центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель,

сувениры и пр.

Выставки Столовый набор  дерево, роспись, лак  Удалова В.А.  /с. Семино, ЗАО

Выставки

Столовый набор дерево, роспись, лак Удалова В.А. /с. Семино, ЗАО "Хохломской художник

Ковш "Лебедь«

лак, дерево, роспись /с. Семенов, ЗАО "Хохломская роспись»

Кружка, сахарница, солонка дерево, роспись, лак /с. Семенов, ЗАО "Хохломская роспись


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!