СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные истоки характера Катерины

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы  попытаемся раскрыть образ Катерины и выявить истоки духовности и цельности образа главной героини.

Просмотр содержимого документа
«Народные истоки характера Катерины»


Тема: Народные истоки характера Катерины.




Цель: выявить истоки духовности и цельности образа главной героини, связь её с патриархальными традициями.




Ход урока


I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы попытаемся раскрыть образ Катерины и выявить истоки духовности и цельности образа главной героини.

II. Проверка домашнего задания.

Индивидуальное задание (отвечают 2 ученика): дать характеристику, подготовить рассказ о Кабанихе.

III. Анализ текста пьесы.

  1. Анализ сцены диалога Варвары и Катерины (1д.,7 явл.), монолога Катерины («Я жила, ни об чём не тужила»).

- Где, в каком явлении происходит знакомство с главной героиней пьесы?

I д., явл. 5, когда знакомимся с семьёй Кабановых).

- Как в этом эпизоде раскрывается образ Катерины?

- Что мы узнаём о ней?

( Узнаём о прошлом Катерины, её детстве в родительском доме).

-Сравните монолог Катерины с мотивами русских народных песен:

Какова – то молоденька,

Какова – то молоденька, я бывала

По утру раным – раненько,

По утру раным – раненько я вставала…

Или: Ах, да я у матушке жила, как цветок цвела,

Как цветок цвела,

Ах, да я у батюшки жила, как венок плела,

Как венок плела.

- Как воспринимаем мир Катерины, каково её мироощущение?

(В ней бьётся родник исконно русской песенной культуры .Она из народа).

- На что похожа её молитва?

( Её молитва – светлый праздник духа. Солнцу она кладёт свои земные поклоны наедине с природой. На лице ангельская улыбка, лицо светится среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут». И ангельские хоры в столбе солнечного света, льющегося из купола, перекликающиеся с пением странниц, щебетаньем птиц. «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».)







- А ведь «Домострой» учил молиться со страхом и трепетом, со вздыханием и слезами. Религиозность Катерины жизнелюбивая, она далека от норм старой патриархальной нравственности, её христианские верования обретают новую жизнь.

В основе её речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе – речь её становится тревожной, порывистой. ( «Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться…»).


-Как вы думаете, что таится в словах Катерины: «Точно, бывало, я в рай войду…»?

(В мечтах юной Катерины таится отзвук христианской легенды о рае, божественном саде эдеме, возделывать который завещано было первородным людям. Жили они, как птицы небесные, и труд их был трудом свободных и вольных людей. Они были бессмертны, как боги, и время не имело над ними губительной власти: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью». У меня цветов было много-много).


- Действительно, в словах Катерины звучит словно легенда о рае: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей- студенцов, светлые образы ангелов и птиц.

- Позднее, в трудную минуту жизни, Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василёк по ветру, как бабочка». В ключе этих мечтаний Катерины – стремление полетать.


2. Анализ монолога Катерины «Отчего люди не летают?»

- Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? Не плод ли они болезненного воображения, не каприз ли утончённой натуры?

(Нет. В сознании Катерины вскрываются черты русского народного характера, глубокие пласты славянской культуры).

-Да, за древними языческими мифами вскрываются глубокие пласты славянской культуры. Катерина молится утреннему солнцу, так как искони считали славяне Восток страной всемогущих плодоносных сил. Задолго до прихода на Русь христианства, они представляли рай чудесным садом, неувядаемым, находящимся во владениях бога света, куда улетают все праведные души, обращаясь после смерти в легкокрылых птиц. Этот рай находился у небесного ключа, над которым радостно пели птицы, а возле цвели цветы, росли ягоды, зрели яблоки и всякие овощи. Родники пользовались у славян особым почётом, им приписывалась целебная и плодотворящая сила. У источников сооружали часовни, поутру, перед посевом наши предки – крестьяне выходили к студенцам, черпали ключевую воду, окропляли ею семена или умывались, лечили себя от недугов. Даже заключение брачных союзов славяне совершали у воды.







- Не отсюда ли идут у Островского поэтичные ночи на Волге, полные языческой силы и страсти?

Вольнолюбивые порывы в детских воспоминаниях Катерины не случайны. В них тоже ощущается влияние народной культуры.


3. Анализ монолога «Такая уж я зародилась горячая!» (2д., 2 явл.)

«Такая уж я зародилась горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем- то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!»

- И здесь проявляется древний культ реки. Славяне верили, что все реки текут в конец света белого, туда, где ясное солнышко из моря поднимается, где воды тёплые, берега кисельные, а реки медовые. Там царство правды и добра, там живёт человек в довольстве и справедливости. Искони наши предки поклонялись рекам, связывали с ними многочисленные обряды, как мы уже говорили с вами. Так, вдоль по Волге в долбленой лодочке пускали костромичи чучело умершего бога солнца Ярилы, провожая его до следующей весны в обетованную страну тёплых вод. И по сей день сохранился древний обычай бросать стружки от гроба в проточную воду или пускать по реке вышедшие из употребления иконы.

-Уже в маленькой Катерине мы видим порыв искать защиты у Волги и её решительную готовность оставить этот мир, если всё в нём ей опостынет. И в этом она вольна, свободна. Мы видим, как из бытового конфликта вырастает конфликт социальный: не хочу так и не покорюсь! В мире Кабанихи - ложь, а в мире Катерины – правда. И происходит взрыв на сцене. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

- О чём говорит в этой фразе героиня?

(Её цветущая с природой душа увядает в мире Диких и Кабановых).


  1. Охарактеризуйте обстановку в доме Кабановых.

- В доме свекрови Катерина завяла, здесь нет воздуха, здесь вянет всё живое. А в доме матери была духовная свобода, всё было основано на любви.

- Что ещё мы узнаём в сцене Катерины и Варвары? (Iд., явл.7)

(О признании Катерины в любви).

«Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от зтого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю?»

-Как относится Варвара к признанию Катерины? Осуждает её или нет? (« Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть… »)

- Обратите внимание на синтаксис и ремарки, чем отличается речь Варвары от речи Катерины?

( Речь Варвары немногословна, об этом говорят вопросительные предложения («Что с тобой? Здорова ли ты») и ремарки (Глядя в сторону. Оглядываясь).

- Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в конце I действия (явл. 8,9)










(Появляется сумасшедшая барыня, её слова звучат как пророчество о смерти: « Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота- то ваша вас радует? Вот красота- то куда ведёт. Вот, вот, в самый омут! Что смеётесь? Не радуйтесь! Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой! Вон, вон куда красота-то ведёт!»)

- В последнем монологе Катерины мы слышим её слова: «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми…»)


VI. Обобщающее слово учителя.

- Критики и литературоведы утверждают, что главная героиня драмы Островского «Гроза» Катерина Кабанова - натура цельная. Согласны ли вы с этим утверждением?

(Да. Мы увидели её способности во всём видеть положительные стороны. Она любит Варвару, искренне старается полюбить свою свекровь. В монологе Катерины « Отчего люди не летают…» мы обнаружили истоки такого мироощущения героини: русский фольклор, древние языческие мифы, тяга к свободе, красоте. Поэтому Катерину так влечёт Волга).

- Обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и выясним лексическое значение слова «цельная». Цельная – значит, обладающая внутренним единством. Подходит ли данное определение к характеру Катерины?

(Да. Мы сегодня отметили, что Катерина очень набожна, она боится греха, её поведение в церкви далеко от домостроевских канонов. Храм даёт ей ощущение полёта, свободы и чистоты. И уже здесь видно неповиновение героини законам « тёмного царства». Выйдя замуж, Катерина теряет то, что так важно было для неё в детстве и юности. Она теряет свободу. Катерина пытается сохранить семью).

-Мог ли кто –нибудь в семье Кабановых по- настоящему понять героиню, оценить её внутренний мир?

(Нет. По-настоящему её никто не понимает и не любит. Жила в доме матери, где всё основано было на любви и попала в дом чёрствых и жестоких людей со своими правилами и порядками. Встретила любовь, но понимания в муже не нашла).

- Говоря о том, как понят и выражен русский сильный характер в « Грозе», критик Добролюбов заметил, что он «сосредоточенно – решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». В Катерине торжествует жизнелюбие русского народа, который искал в религии не отрицание жизни, а утверждение её. Мечтательность и земная страсть сливаются друг с другом в характере Катерины, главным в нём оказывается нравственная сила, одухотворяющая земное бытие.




4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!