СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всё об итоговом сочинении. Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

 

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

 

1. Герой, который заставил меня задуматься о своём характере.

2. Кино, которое хочется смотреть.

3. «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И. В. Гёте).

4. «Театр превращает толпу в народ...» (Томас Манн).

5. Книга, к которой возвращаются.

Скрыть

 

1. Тема может быть раскрыта на примере романа Стендаля «Красное и чёрное».

Жульен Сорель, главный герой романа, — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет. Он готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Сорель честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. Его кумиром становится Наполеон — выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит только в свою звезду. Он пренебрегает верой в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Главное действующее лицо в книге  Ч. Айтматова «Плаха» — Авдий Каллистратов, молодой человек, не отличающийся особенно физической силой и красотой, но с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный и способный на непоколебимую смелость, обусловленную верой в свои убеждения, пусть даже и спорные.

Авдий — человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом человеке, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мышления, отлично знает историю церкви и философию христианства, ведь юноша окончил высшее духовное учебное заведение православной церкви.

Обращение Ч. Айтматова к герою, который является деятелем церкви, неслучайно. Это прежде всего возникновение отчуждения среди некоторой части молодежи, выразившегося в употреблении наркотиков, разочаровании в прежних идеалах и т. д. Все эти вопросы молодежной действительности анализируются автором. Авдий отвергает в конце концов философию религии, выдвигая требование ревизии церкви. Увлеченный идеей служения Отечеству, он устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих корреспонденциях отразить реальное положение дел в стране. Потом трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Авдия к осознанию необходимости перевоспитания людей с помощью религии. И вновь Каллистратов в степях Казахстана пытается ввести наркоманов, охотящихся за анашой, в лоно церкви. Но эти нелюди, в упор расстреливающие беззащитных животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают и Авдия.

Среди причин того, почему молодежь сталкивается с трудностями, называются и экономические, и политические, и социальные. Многие писатели говорят и пишут, что молодым жить нелегко и быть нелегко, но только молодым решать, в каком обществе и как им жить. Надеемся, что выбор молодых будет сделан в пользу чести, добра и сострадания.

2. Тема может быть раскрыта на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и одноименного фильма Сергея Бондарчука. Может ли фильм, даже очень хороший, заменить прочтение книги? Можно сравнить экранизацию Бондарчука и современную постановку британской кинокомпании по сценарию Эндрю Дэвиса. Видение режиссера может быть очень далеким от первоисточника — книги, по мотивам которой создаётся фильм, как это произошло с британской версией экранизации. Поэтому, безусловно, фильм может быть лишь прекрасным дополнением к книге, но не ее заменой. И, конечно же, создавая кино, режиссёрам не мешало бы разобраться в авторском видении проблем книги.

3. Высказаться о музыкальном произведении, которое трогает душу, можно в сочинении по данной теме. Можно обратиться к классике, можно к современному произведению, но так или иначе необходимо доказать, что это музыкальное произведение пробуждает лучшие струны души, навевает переживания и будит чувства.

Когда слушаешь полонез Огинского «Прощание с Родиной», почему-то на душе начинает щемить от неизбывной тоски. Представляешь состояние композитора, когда он писал это произведение, если спустя столько лет оно так действует на слушателя. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!

4. В сочинении может быть использован фрагмент дневниковой заметки. Например, о посещении Мариинского театра. Сегодня на сцене «Евгений Онегин». Занавес. Сцена, вся в яблоках. Яблок такое множество, что кажется, как их аромат поплыл по залу. Появилась Татьяна — именно такой она и представлялась: хрупкой, возвышенной, искренней. Оперное пение завораживает. История Онегина и Татьяны волнительна. А сцена убийства Ленского!.. Вот когда говорят: задело за живое. В партиях Ленского и Онегина слышится столько боли, душевных переживаний, что слезы капают сами собой. Поразительно, что такой же отклик и в глазах других людей в зале. Зрители и актёры словно заодно: они растворяются в действии, которое происходит на сцене. Говорят, что у каждого спектакля свой зритель. Наверное, это так. Человек, который любит театр, отличается от других, потому что он тоньше чувствует, больше знает, способен сопереживать окружающим и испытывать эстетическое наслаждение.

5. Гимн любви звучит в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Любовь, возникающая между героями, — внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот — это тихое, спокойное, домашнее счастье. Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире. Любовь Мастера и Маргариты самоотверженная и бескорыстная, милосердная и сострадательная, верная и вечная.

На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь — об этом заставляет нас задуматься Булгаков. Узнать о Мастере — единственное желание отчаявшейся Маргариты, и ради этого желания можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», — обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Скрыть

1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

2. И. С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети».

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

4. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».

6. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

7. М. Горький «Старуха Изергиль», Ч. Айтматов «Плаха».

8. Стендаль «Красное и чёрное».

9. Л. Н. Толстой «Война и мир».

Просмотр содержимого документа
«Всё об итоговом сочинении. Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня




Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.




1. Герой, который заставил меня задуматься о своём характере.

2. Кино, которое хочется смотреть.

3. «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И. В. Гёте).

4. «Театр превращает толпу в народ...» (Томас Манн).

5. Книга, к которой возвращаются.

Скрыть



1. Тема может быть раскрыта на примере романа Стендаля «Красное и чёрное».

Жульен Сорель, главный герой романа, — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет. Он готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Сорель честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. Его кумиром становится Наполеон — выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит только в свою звезду. Он пренебрегает верой в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Главное действующее лицо в книге  Ч. Айтматова «Плаха» — Авдий Каллистратов, молодой человек, не отличающийся особенно физической силой и красотой, но с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный и способный на непоколебимую смелость, обусловленную верой в свои убеждения, пусть даже и спорные.

Авдий — человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом человеке, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мышления, отлично знает историю церкви и философию христианства, ведь юноша окончил высшее духовное учебное заведение православной церкви.

Обращение Ч. Айтматова к герою, который является деятелем церкви, неслучайно. Это прежде всего возникновение отчуждения среди некоторой части молодежи, выразившегося в употреблении наркотиков, разочаровании в прежних идеалах и т. д. Все эти вопросы молодежной действительности анализируются автором. Авдий отвергает в конце концов философию религии, выдвигая требование ревизии церкви. Увлеченный идеей служения Отечеству, он устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих корреспонденциях отразить реальное положение дел в стране. Потом трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Авдия к осознанию необходимости перевоспитания людей с помощью религии. И вновь Каллистратов в степях Казахстана пытается ввести наркоманов, охотящихся за анашой, в лоно церкви. Но эти нелюди, в упор расстреливающие беззащитных животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают и Авдия.

Среди причин того, почему молодежь сталкивается с трудностями, называются и экономические, и политические, и социальные. Многие писатели говорят и пишут, что молодым жить нелегко и быть нелегко, но только молодым решать, в каком обществе и как им жить. Надеемся, что выбор молодых будет сделан в пользу чести, добра и сострадания.

2. Тема может быть раскрыта на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и одноименного фильма Сергея Бондарчука. Может ли фильм, даже очень хороший, заменить прочтение книги? Можно сравнить экранизацию Бондарчука и современную постановку британской кинокомпании по сценарию Эндрю Дэвиса. Видение режиссера может быть очень далеким от первоисточника — книги, по мотивам которой создаётся фильм, как это произошло с британской версией экранизации. Поэтому, безусловно, фильм может быть лишь прекрасным дополнением к книге, но не ее заменой. И, конечно же, создавая кино, режиссёрам не мешало бы разобраться в авторском видении проблем книги.

3. Высказаться о музыкальном произведении, которое трогает душу, можно в сочинении по данной теме. Можно обратиться к классике, можно к современному произведению, но так или иначе необходимо доказать, что это музыкальное произведение пробуждает лучшие струны души, навевает переживания и будит чувства.

Когда слушаешь полонез Огинского «Прощание с Родиной», почему-то на душе начинает щемить от неизбывной тоски. Представляешь состояние композитора, когда он писал это произведение, если спустя столько лет оно так действует на слушателя. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!

4. В сочинении может быть использован фрагмент дневниковой заметки. Например, о посещении Мариинского театра. Сегодня на сцене «Евгений Онегин». Занавес. Сцена, вся в яблоках. Яблок такое множество, что кажется, как их аромат поплыл по залу. Появилась Татьяна — именно такой она и представлялась: хрупкой, возвышенной, искренней. Оперное пение завораживает. История Онегина и Татьяны волнительна. А сцена убийства Ленского!.. Вот когда говорят: задело за живое. В партиях Ленского и Онегина слышится столько боли, душевных переживаний, что слезы капают сами собой. Поразительно, что такой же отклик и в глазах других людей в зале. Зрители и актёры словно заодно: они растворяются в действии, которое происходит на сцене. Говорят, что у каждого спектакля свой зритель. Наверное, это так. Человек, который любит театр, отличается от других, потому что он тоньше чувствует, больше знает, способен сопереживать окружающим и испытывать эстетическое наслаждение.

5. Гимн любви звучит в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Любовь, возникающая между героями, — внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот — это тихое, спокойное, домашнее счастье. Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире. Любовь Мастера и Маргариты самоотверженная и бескорыстная, милосердная и сострадательная, верная и вечная.

На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь — об этом заставляет нас задуматься Булгаков. Узнать о Мастере — единственное желание отчаявшейся Маргариты, и ради этого желания можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», — обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.


Скрыть

1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

2. И. С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети».

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

4. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».

6. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

7. М. Горький «Старуха Изергиль», Ч. Айтматов «Плаха».

8. Стендаль «Красное и чёрное».

9. Л. Н. Толстой «Война и мир».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!