СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всё об итоговом сочинении. Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преступление и наказание — вечная тема

 

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и »наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

 

1. Почему самым страшным судом считается суд совести?

2. Есть ли оправдание преступлению?

3. Согласны ли вы с утверждением, что благими намерениями вымощена дорога в ад?

4. А судьи кто?

5. Можно ли сочувствовать преступнику?

Скрыть

 

1–2. Тема может быть раскрыта на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Любое преступление наказуемо, и наказуемо не только по закону. Самым страшным наказанием для Раскольникова стал суд совести. Теория, которой был подвержен герой, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

Но преступление совершено. Теперь наступает период в жизни героя, когда он может только размышлять над своим преступлением. Раскольников уничтожает все его внешние следы, но вечно занят мыслью, как бы скрыть преступление, чем все больше и больше выдает себя. Но и это еще не главное — внешние открытия не сокрушают его; то, что его окончательно губит, так это внутреннее открытие: оказывается, он не принадлежит к числу тех избранных натур, которым все разрешается. Родион Раскольников безгранично несчастен, несчастнее, чем когда-либо раньше. Он хотел только не оставить без помощи свою голодающую матери, имея рубль в кармане, помочь сестре. И получилось, что не старуху жалкую убил герой, а самого себя, свое собственное «я».

В этом и заключается наказание Раскольникова.

3. Высказывание «Благими намерениями вымощена дорога в ад» может быть растолковано следующим образом: вроде бы хорошая идея реализуется, но имеет обратный результат — от ее осуществления становится только хуже.

Примеров, подтверждающих высказывание, много, в том числе и в русской литературе.

Обратимся к роману Б. Акунина «Азазель». Англичанка леди Эстер, безобидная, на первый взгляд, интеллигентная старушка, занимается благотворительностью, открывает по всему миру сеть эстернатов. Эта-то старушка оказывается на самом деле одержимой идеей мирового господства, которую она пытается воплотить в жизнь с помощью талантливых людей, сирот, которых находит по всему миру и воспитывает в нужном духе, а затем продвигает состоявшихся, обученных людей на высокие государственные посты в разных странах. Она предполагает, что через этих людей в будущем будет создано идеальное общество. При этом леди Эстер не гнушается убрать со своего пути всех лишних, «ненужных»... Таким образом, эта дама берёт не себя обязанности и наделяет себя же правами чуть ли не Бога. Но… Она не Бог!

Имя созданной ею организации и операции — «Азазель». Азазель — падший ангел, дух изгнанья, «мятежный демон». По теории же леди Эстер, человечество давно погибло бы, если бы не особые личности, появляющиеся среди людей время от времени. Благодаря каждому из них, человечество делало скачок вперед. Прометей дал людям огонь. Моисей — понятие закона. Христос дал людям нравственный закон.

Азазель леди Эстер — это не один из обликов Сатаны. Это иудейский герой, который проникся любовью к людям и открыл им тайны, узнанные на небесах. По мнению леди Эстер, Азазель — одна из самых ценных человеческих личностей, потому что он научил человека чувству собственного достоинства. Бог только сдал человеку карты. Азазель же учит, как надо играть, чтобы выиграть.

Правомерны ли такие теории, не являются ли они преступлением против человечества, возможно поразмышлять!

4.1. Тема преступления и наказания поднимается М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Связана тема, прежде всего, с образом Понтия Пилата. Боясь доноса, опасаяь погубить собственную карьеру, Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Парадокс заключается в том, что жестокий и безжалостный блюститель закона струсил перед кесарем, испугался потерять свою «золотую клетку». Подобно Родиону Раскольникову, герой Булгакова обречен на муки совести, только раскаявшись и получив прощение от Мастера, он обретает покой. Таким образом, нетрудно заметить сходство подходов к теме преступления и наказания у Булгакова и Достоевского: только тот, кто искренне раскаялся и искупил вину страданием, может быть прощён.

4.2. Сцены суда встречается в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Емельян Пугачёв после захвата Белогорской крепости вершит суд над пленниками. А может ли? Имеет ли право сам убийца судить тех, кто убивал? Вот почему важно, чтобы судья обладал такими качествами, как честность, порядочность, верность своему назначению, беспристрастность.

4.3. Неприглядную картину видит герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала» на плацу. Отец Вареньки вершит суд над беглым татарином. Полковник беспощаден, жесток. Он взял на себя роль судьи и исполнителя приговора одновременно. А есть ли у него такое право? Нужно ли терять человеческо лицо, считая себя чуть ли Господом богом?

5. Тема может быть раскрыта на примере романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Главную героиню Катюшу Маслову судят. Среди присяжных человек, по вине которого вся жизнь Масловой пошла под откос. Нехлюдов узнает девушку и старается ей помочь. Во время суда раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека. Хотя многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору, из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге. Так достойна ли она сочувствия? Безусловно.

В ключе раскрытия темы может быть затронута проблема смертной казни. Ни для кого не секрет, что судебная практика знает немало случаев, когда на скамью подсудимых попадает невиновный человек. Взять на себя грех осудить невиновного по незнанию или, еще страшнее, намеренно, страшно. Вот почему всё же преступник достоин сочувствия и жалости.

Просмотр содержимого документа
«Всё об итоговом сочинении. Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать»

Преступление и наказание — вечная тема




Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и »наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.




1. Почему самым страшным судом считается суд совести?

2. Есть ли оправдание преступлению?

3. Согласны ли вы с утверждением, что благими намерениями вымощена дорога в ад?

4. А судьи кто?

5. Можно ли сочувствовать преступнику?

Скрыть



1–2. Тема может быть раскрыта на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Любое преступление наказуемо, и наказуемо не только по закону. Самым страшным наказанием для Раскольникова стал суд совести. Теория, которой был подвержен герой, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

Но преступление совершено. Теперь наступает период в жизни героя, когда он может только размышлять над своим преступлением. Раскольников уничтожает все его внешние следы, но вечно занят мыслью, как бы скрыть преступление, чем все больше и больше выдает себя. Но и это еще не главное — внешние открытия не сокрушают его; то, что его окончательно губит, так это внутреннее открытие: оказывается, он не принадлежит к числу тех избранных натур, которым все разрешается. Родион Раскольников безгранично несчастен, несчастнее, чем когда-либо раньше. Он хотел только не оставить без помощи свою голодающую матери, имея рубль в кармане, помочь сестре. И получилось, что не старуху жалкую убил герой, а самого себя, свое собственное «я».

В этом и заключается наказание Раскольникова.

3. Высказывание «Благими намерениями вымощена дорога в ад» может быть растолковано следующим образом: вроде бы хорошая идея реализуется, но имеет обратный результат — от ее осуществления становится только хуже.

Примеров, подтверждающих высказывание, много, в том числе и в русской литературе.

Обратимся к роману Б. Акунина «Азазель». Англичанка леди Эстер, безобидная, на первый взгляд, интеллигентная старушка, занимается благотворительностью, открывает по всему миру сеть эстернатов. Эта-то старушка оказывается на самом деле одержимой идеей мирового господства, которую она пытается воплотить в жизнь с помощью талантливых людей, сирот, которых находит по всему миру и воспитывает в нужном духе, а затем продвигает состоявшихся, обученных людей на высокие государственные посты в разных странах. Она предполагает, что через этих людей в будущем будет создано идеальное общество. При этом леди Эстер не гнушается убрать со своего пути всех лишних, «ненужных»... Таким образом, эта дама берёт не себя обязанности и наделяет себя же правами чуть ли не Бога. Но… Она не Бог!

Имя созданной ею организации и операции — «Азазель». Азазель — падший ангел, дух изгнанья, «мятежный демон». По теории же леди Эстер, человечество давно погибло бы, если бы не особые личности, появляющиеся среди людей время от времени. Благодаря каждому из них, человечество делало скачок вперед. Прометей дал людям огонь. Моисей — понятие закона. Христос дал людям нравственный закон.

Азазель леди Эстер — это не один из обликов Сатаны. Это иудейский герой, который проникся любовью к людям и открыл им тайны, узнанные на небесах. По мнению леди Эстер, Азазель — одна из самых ценных человеческих личностей, потому что он научил человека чувству собственного достоинства. Бог только сдал человеку карты. Азазель же учит, как надо играть, чтобы выиграть.

Правомерны ли такие теории, не являются ли они преступлением против человечества, возможно поразмышлять!

4.1. Тема преступления и наказания поднимается М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Связана тема, прежде всего, с образом Понтия Пилата. Боясь доноса, опасаяь погубить собственную карьеру, Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Парадокс заключается в том, что жестокий и безжалостный блюститель закона струсил перед кесарем, испугался потерять свою «золотую клетку». Подобно Родиону Раскольникову, герой Булгакова обречен на муки совести, только раскаявшись и получив прощение от Мастера, он обретает покой. Таким образом, нетрудно заметить сходство подходов к теме преступления и наказания у Булгакова и Достоевского: только тот, кто искренне раскаялся и искупил вину страданием, может быть прощён.

4.2. Сцены суда встречается в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Емельян Пугачёв после захвата Белогорской крепости вершит суд над пленниками. А может ли? Имеет ли право сам убийца судить тех, кто убивал? Вот почему важно, чтобы судья обладал такими качествами, как честность, порядочность, верность своему назначению, беспристрастность.

4.3. Неприглядную картину видит герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала» на плацу. Отец Вареньки вершит суд над беглым татарином. Полковник беспощаден, жесток. Он взял на себя роль судьи и исполнителя приговора одновременно. А есть ли у него такое право? Нужно ли терять человеческо лицо, считая себя чуть ли Господом богом?

5. Тема может быть раскрыта на примере романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Главную героиню Катюшу Маслову судят. Среди присяжных человек, по вине которого вся жизнь Масловой пошла под откос. Нехлюдов узнает девушку и старается ей помочь. Во время суда раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека. Хотя многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору, из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге. Так достойна ли она сочувствия? Безусловно.

В ключе раскрытия темы может быть затронута проблема смертной казни. Ни для кого не секрет, что судебная практика знает немало случаев, когда на скамью подсудимых попадает невиновный человек. Взять на себя грех осудить невиновного по незнанию или, еще страшнее, намеренно, страшно. Вот почему всё же преступник достоин сочувствия и жалости.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!