«Начальные понятия планиметрии. Прямая и отрезок. Луч и угол»
Вводная беседа
Геометрия в переводе с греческого
«землемерие»
(« гео »- по-гречески земля, а « метрео » - мерить)
Первым, кто начал получать геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес (6 в. до н. э.), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и так далее, то есть то, что на современном геометрическом языке называется движением.
Вводная беседа
Наибольшее влияние на все последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида , жившего в Александрии в 3 в. до н. э.
Сочинение Евклида «Начала» почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. В «Началах» были систематизированы известные к тому времени геометрические сведения, и геометрия впервые предстала как математическая наука.
Вводная беседа
Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию .
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости, называется планиметрией (от латинского слова «планум» - плоскость и греческого «метрео» - измеряю).
В стереометрии изучаются свойства фигур в пространстве, таких как параллелепипед, шар, цилиндр, пирамида.
Вводная беседа
В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета и т. д. Отвлекаясь от этих свойств и беря во внимание только форму и размеры предметов, мы приходим к понятию геометрической фигуры.
На уроках математики вы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами и представляете себе, что такое точка, прямая, отрезок, луч, угол, как они могут быть расположены относительно друг друга.
Содержание
- Понятие прямой
- Свойства прямой
- Отрезок
- Луч
- Угол
- Самостоятельная работа
- Провешивание прямой на местности
Понятие прямой
Проведите через первые две точки линии произвольно.
Проведите через вторые две точки линии по линейке.
Постройте две пары точек.
Итог:
Линейка - инструмент, с помощью которого через две различные точки строится единственная линия – прямая!
Вопрос:
Много ли линий можно провести через две различные точки?
Свойства прямой
Постройте две точки А и В, прямую АВ
А
В
М
Сколько прямых проходит через две различные точки? Постройте точку М, принадлежащую прямой АВ. МєАВ
Вопрос :
Много ли точек имеет прямая?
Свойства прямой
А
В
Вопрос:
Как далеко уходит прямая АВ влево? Вправо?
Замкнута ли прямая?
Встретятся ли крокодил и пчела?
Свойства прямой
1. Через две различные точки проходит единственная прямая.
2. Прямая имеет бесконечно много точек.
3. Прямая бесконечна .
4. Прямая незамкнута.
5. Прямая делит плоскость на две
полуплоскости
Отрезок
Постройте прямую АВ и точки М и К, М АВ, К АВ
В
А
М
К
Отрезок МК.
Измерьте длину отрезка МК : МК=
Если объединить две точки прямой и все точки между ними, то получим отрезок.
Решение задач
Задача № 5
Проведите прямую а и отметьте на ней точки А и В. Отметьте: а) точки М и N , лежащие на отрезке АВ; б) точки P и Q , лежащие на прямой а, но не лежащие на отрезке АВ; в) точки R и S , не лежащие на прямой а.
R
А
a
P
Q
В
М
N
S
Решение задач
Задача № 7
На рисунке изображена прямая, на ней отмечены точки А, В, С и D. Назовите все отрезки : а) на которых лежит точка С.
Б) на которых не лежит точка В.
А
С
D
B
А) отрезки АС, ВС, С D, BD, AD.
Б) отрезок CD.
Луч
Постройте прямую АВ, точку О, О АВ
Луч ОВ .
В
Луч ОА
О
А
Если точку объединить с одной из частей, на которые она разделила прямую, то получим луч.
Точка О – начало луча
Решение задач
Задача № 8
Проведите прямую, отметьте на ней точки А и В и на отрезке АВ отметьте точку С.
А) Среди лучей АВ, ВС, СА, АС и ВА найдите пары совпадающих лучей.
Б) назовите луч, который является продолжением луча СА.
А
В
С
А) ВА и ВС , АС и АВ .
Б) СВ.
Угол
Постройте два различных луча ОА и ОВ
А
AOB или BOA
О
В
Если два луча, имеющие общее начало, объединить с одной из областей, на которые они делят плоскость, то получим угол.
Окажутся ли вместе кошка и рыбка, если нельзя переходить лучи?
Решение задач
M
D
B
С
N
K
Поставьте знак или :
C… MNK
D… MNK
B… MNK
Решение задач
1. Постройте два угла так, чтобы их пересечением был угол.
2 . Найдите решение.
Решение задач
Постройте два угла так, чтобы их пересечением был отрезок.
Постройте два угла так, чтобы их пересечением был луч.
Решение ли это?
Самостоятельная работа
B
По рисунку 1 ответьте на вопросы:
1. Запишите все отрезки.
2. Запишите все прямые.
3. Какие точки принадлежат прямой AD , а какие не принадлежат? Ответ запишите, используя математические символы и .
4. Укажите такую точку, которая принадлежит и прямой ВС и прямой АМ. Как еще можно назвать указанную точку?
5. По рисунку 2 запишите точки, принадлежащие:
А) внешней области угла;
Б) внутренней области угла;
В) сторонам угла.
A
M
D
E
C
Рисунок 1
A
M
B
E
D
K
О
C
N
P
Рисунок 2
Проверь себя!
1. AB, BD, AD, DC, BC, DM, AM.
2. A М, BC .
3. A AD, D AD, M AD,
B AD, E AD, C AD.
4. D , точка пересечения прямых ВС и АМ.
5. А) D, P, N
Б) E, K, M
В) A, B, O, C
Провешивание прямой на местности.
- Что бы вы сделали, если вам нужно было построить линейкой прямую, по длине большую, чем сама линейка? Для этого нужно провести линию размером с линейку и отметить на этой линии точки А, В и С между ними. Теперь подвинем линейку вправо так, чтобы её левый конец оказался на точке С. Осталось только продлить линию и в правой стороне поставить точку D и мы получим отрезок AD , являющийся длиннее, чем наша линейка.
Домашнее задание
- §1,2 читать, выучить введенные понятия, № 1,2,4,9,11,16