ФИО, должность: Панова Анна Васильевна, учитель начальных классов
Форма и название образовательного продукта:
«Презентация «Использование электронной тетради на уроках математики в начальном звене»
На сегодняшний день можно смело сказать, что компьютерные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они оказывают существенное влияние на формы и методы современной учебной деятельности. Школе необходимо приспосабливаться к изменениям в информационно-образовательном пространстве, чтобы образовательный процесс протекал на должном уровне. Компьютеры, проекционная техника, локальные сети, Интернет не только меняют современные методики преподавания отдельных школьных предметов, но и заставляют по-новому взглянуть на классические педагогические задачи — то, как происходит развитие ребёнка, как формируются его знания, умения и навыки, какую роль в этом играет его взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Дети-школьники уже с младшего возраста приобретают самостоятельный опыт использования компьютера и других информационно-коммуникационных технологий, умеют пользоваться мобильным телефоном, компьютером, вести информационный поиск, пользоваться социальными сетями. Вследствие выше изложенного, современным ученикам становится неинтересна классическая модель обучения. Выходом из сложившейся ситуации или решением проблемы построения урока для меня стала программа «1 ученик: 1 компьютер».
Программа «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения. Внедрение программы «1 ученик: 1 компьютер» - инновационное движение, распространяющееся по всему миру учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, школьников. Оно прочно ассоциируется с потребностями нашего времени, стремлением преодолеть цифровой барьер, дать всем детям, независимо от их социального окружения, равные возможности образования 21 века, которые позволяют им по окончании школы овладеть разными профессиями и стать конкурентоспособными в разных отраслях экономики. Модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» («1:1») — это слаженная модель образовательной ситуации, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов.
Разработка и внедрение образовательных решений в рамках программы «1:1» являются одной из актуальных задач современного образования.
В 2019 году мне дали третьеклассников. В плане развития интеллекта и познавательных способностей класс разноуровневый, что для меня как учителя стало проблемой в организации учебного процесса. Особенно трудность вызывали уроки математики: часть детей очень быстро выполняли предложенные задания, часть детей только под моим руководством решали примеры и задачи, другая часть класса без интереса списывали то, что решали другие. Многим детям с трудом давалось запоминание таблицы умножения. Большинство класса без желания решали задачи.
Для меня выходом из этой проблемы стала образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер». Я использую данную модель обучения на уроках математики. Урок планирую с учётом требований ФГОС и Роспотребнадзора (в 1 классе до 10 минут, во 2-4 классах – до 15 минут на уроке).
Электронные тетради я купила на сайте «ВИДЕОУРОК» и установила их на учительский и ученические ноутбуки. Задания в тетрадях соответствуют требования ФГОС, разработаны они с учётом использования системно-деятельностного подхода в обучении. Задания по математике соответствуют темам учебника под редакцией М.И.Моро.
Электронная тетрадь — это компьютерная программа, содержащая интересные задания различных типов и уровней сложности с самопроверкой. В электронной тетради - интересные упражнения, что способствует хорошей дисциплине на уроке, потому что каждый ребёнок работает с интересом, в своём темпе и мгновенно получает обратную связь от программы.
С помощью модели «1 ученик: 1 компьютер» математика из сложной и зачастую абстрактной области на моих уроках превратилась в область увлекательных экспериментов с числами.
При составлении плана занятия и подготовки к нему я выделяю из общего времени 15 минут на выполнение задания в электронной тетради. Подбираю необходимый раздел, который мы изучили, и даю на выполнение ряд заданий для закрепления темы. За период, выделенный для закрепления материала с помощью электронной тетради, ученик успевает выполнить 7-10 упражнений. Результаты синхронизируются на компьютер учителя. Но каждый ребёнок работает в своём темпе. Кто-то за это время может выполнить 10 заданий, а кто-то только 3. Но все дети работают, никто не скучает. Все втянуты в познавательную деятельность.
Также использую электронную тетрадь и на этапе рефлексии. Хорошим инструментом на уроке эта тетрадь может быть и на этапе изучения новой темы. В классе всегда найдутся дети, которые наперёд знакомы с материалом предмета. В процессе такого подхода, когда детям предлагается выполнить задание на неизученную тему, дети учатся формулировать проблему урока и ставить перед собой задачу. И как у учеников сияют глаза, когда после разбора новой темы они снова приступают к ранее предложенному им «трудному» заданию. Дети радуются, что справились со своей задачей, смогли решить проблему!
В руках у ученика оказывается мощный инструмент моделирования, наблюдения и взаимодействия — учебный ноутбук. Это позволяет создать принципиально новую учебную ситуацию, ориентирами в которой будут становиться умения и качества, востребованные в XXI веке. Ученики с удовольствием включаются в работу. Я наблюдаю прогресс в обучении школьников. Программа разработана таким образом, что если ребёнок затрудняется в выполнении того или иного упражнения, она фиксирует внимание на «проблемной зоне». Таким образом, работа на уроке становится интереснее, в урок включаются все учащиеся. С энтузиазмом учитель и учащиеся осваивают технологию обучения по программе «1 ученик: 1 компьютер». Дети и учитель замотивированы результатом. Я заметила улучшения в самоорганизации деятельности детей, ученики с успехом осваивают формат самостоятельной работы. Также по отношению к каждому ребёнку на уроке применяется индивидуализированный подход. На протяжении всего занятия учитель и ученик работают по принципу сотрудничества. Во время прохождения заданий учениками по программе «1:1» я контролирую их выполнение, проходя по классу и наблюдая высокую концентрированность внимания ребёнка, его усердие и сосредоточенность.
Данная программа позволяет мне освоить новые методы преподавания и приобрести навыки работы в таком формате. Учащиеся вырабатывают в себе ответственность за результат обучения. Также дети на уроке осваивают информационно-коммуникационные технологии.
Я считаю, что модель «1 ученик: 1 компьютер» на сегодня — это требование времени. Так как технический прогресс не стоит на месте, информационный поток бесконечен, современный учитель и ученик должны быть высокоорганизованы, мобильны и соответствовать этому времени.