СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в  8 классе на тему "Н.В. Гоголь «Ревизор»

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь «Ревизор»»

Тема: Н.В. Гоголь «Ревизор»

Образовательная цель:

  1. формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;

  2. формировать информационную и компетенцию разрешения проблем

  3. расширить и углубить знания уч-ся о жизненном и творческом пути Гоголя

  4. расширить знания уч-ся о драматическом пр-ии

  5. формировать представление о высмеивании пороков в пр-ии

  6. проконтролировать уровень знаний тезауруса

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать

Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач.

«Улыбка»

Участвуют в создании благоприятной среды


Анализ работ прошлого урока

Анализ работ прошлого урока (викторина, ср)

выставляют отметки, задают возможные вопросы

Дневники

тетради

Контроль тезауруса

Инструктаж по работе

Работают с карточками тезауруса


Карточки

тетради

мотивационный

Стратегия самостоятельный выход на тему урока и постановка целей урока, использование опыта ученика, использование «подмостков».

- «К нам едет ревизор…» этими словами начинается знаменитая пьеса Гоголя «Ревизор». А в конце этой пьесы звучат слова, которые многие актеры обращают в зал «Над кем смеетесь?.. над собой смеетесь…», т.е. можно сказать что эти слова, вообще послание этой пьесы, обращены к зрителю, к читателю, ко всем людям.

- обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. как вы понимаете его смысл?

Пользуясь имеющимся у вас опытом работы с текстом, эпиграфа к уроку, определите цели своей деятельности на уроке.

Ученики записывают дату, классная работа, работают с ответами на вопросы



Записывают с тетрадях дату, оформляют работу










« Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…И ловкий гвардейский офицер… и государственный муж… и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым». Так говорил Н.В. Гоголь.

записывают эпиграф к уроку, афишируют его понимание




афиширование целей урока, работа с речевыми шаблонами.


тетради

операционный

1.контроль знания текста, инструктаж, наблюдение, консультирование

1) Как зовут смотрителя училища Хлопова? (Лука Лукич)

2) Кто говорит, “ как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют”? (Ляпкин-Тяпкин)

3) Имя и отчество Хлестакова. (Иван Александрович)

4) “Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут”. Кто это? (Земляника)

5) Кому пишет письмо Хлестаков? (другу Тряпичкину)

2. стратегия «Действуем систематично»

Инструктаж по групповой работе. Фокусируем внимание на правилах работы в группе.

Задание: выполнить задание на карточках в группах (15 мин). Наблюдение за выполнением задания; создание коллаборативной среды.

Слежу за работой в группе, при необходимости оказываю консультирование. Для «менее успешных» предлагаю воспользоваться карточками-поддержками.

1.Самостоятельно отвечают на вопросы викторины, проверяют в парах по ключу

выставляют отметку в оценочные листы



















2.групповая работа

Работают в группах, представляют свои материалы, задают вопросы по жребию другим группам

1 группа:

- какие порядки царят в уездном городе (явл.3, 1 ряд)

- что заставляет всех поверить, что Х ревизор

- задайте вопрос от имени городничего Хлестакову

2 группа: (2 действие)

- почему городничий отправляется к Х приватно, неофициально? (надеется, что все обойдется и на этот раз)

- как он объясняет причину своего прихода в гостиницу (хочет показать себя с лучшей стороны – заботится, хозяин города + разузнать о ревизоре без свидетелей) Сравнение городничего и Х в этой сцене (анализ ремарок в явл. 8)

городничий

Хлестаков

Храбрится, в испуге смотрит, вытянувшись и рожа всем телом, дрожа

Испугавшись, бледнеет, съеживается, в испуге смотрит, немного заикается, бодрится, храбрясь

- почему городничий верит Х (страх застил глаза)

-задайте вопрос от имени Хлестакова городничему

3 группа: создать паспорт Хлестакова (внешние данные, имя, возраст, профессия, черты характера, особые приметы – интересы, увлечения и т.п.)

- вопрос от Хлестакова автору комедии

"...Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде..."

Полное имя героя - Иван Александрович Хлестаков: "...Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга..."

Возраст Хлестакова около 23-24 лет: "...Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим..."

О внешности Хлестакова известно следующее: "...Нет, больше шантрет*, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят..." (*шантрет - шатен, человек с волосами каштанового цвета)  "...А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его.,." (слова городничего)  "...худенький, тоненький – как его узнаешь, кто он?.."  "...Недурной наружности..."  "...Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!.."  "...Осип, душенька! какой миленький носик у твоего барина!.."  "...как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал‑губернатора..."

Об одежде Хлестакова известно следующее: "...в партикулярном платье*..." (* партикулярное платье - одежда "по гражданке", то есть не служебная форма)  "...И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего – нипочем идут..."  "...Отдает фуражку и тросточку..."  "...а как наденет фрачишку – ну точно муха с подрезанными крыльями..."  "...Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка…"

Чин Хлестакова - коллежский регистратор: "...Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!.." (в народе "елистратором" называли регистратора, чиновника самого низшего класса в "Табели о рангах")

Хлестаков - дворянин, помещик: "...Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню..." Хлестаков служит чиновником в канцелярии в Петербурге: "...Я служу в Петербурге..."  "...Вы, может быть, думаете, что я только переписываю..." (работа Хлестакова - переписывать бумаги)  "...Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию..." (Хлестаков о своей службе в канцелярии) Хлестаков мало бывает на службе и вместо этого гуляет или играет в карты. Поэтому он не продвинулся по службе: "...делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет..."  "...Нет, батюшка меня требует. Рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге. Он думает, что так вот приехал да сейчас тебе Владимира в петлицу и дадут..." Хлестаков живет в скромной квартире в Петербурге на 4 этаже: "...Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж..." (на верхних этажах тогда селились небогатые жильцы) Родители Хлестакова живут в деревне Подкатиловка в Саратовской губернии, куда он и едет проездом через город N: "...Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку..." Родители Хлестакова присылают ему деньги из деревни: "...Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни..." (о себе) Хлестаков не умеет экономить и тратит деньги на самые разные удовольствия. Иногда он остается совсем без денег и тогда ждет помощи от родителей: "...Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя!.."  "...Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак..." Хлестаков любит все самое лучшее. Он не любит себе отказывать ни в чем: "...А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему? Не так ли?.."  "...Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед..." Хлестаков любит вкусно поесть: "...Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия..."  "...Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню..." Хлестаков любит играть в карты и иногда проигрывает много денег: "...Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких‑нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты?.."  "...иногда очень заманчиво поиграть..." (о себе) "...С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался!.."  "...Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких‑нибудь четверть часа посидел – и всё обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел..." Хлестаков, живя в Петербурге, любит ездить в театр каждый день: "...каждый день ты доставай в кеятр билет..." Хлестакову нравится жизнь в Петербурге. Он не может без него жить: "...Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками?.."  "...Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право!.." Хлестаков - милый, приятный человек: "...Ах, какой приятный!.."  "...Ах, милашка!.."  "...Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое..." Хлестаков - воспитанный, любезный молодой человек: "...Вы говорите по‑столичному..."  "...Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть..." Хлестаков говорит по-французски, как и все образованные дворяне того времени: "...Привыкши жить, comprenez vous* в свете и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества…" (* в переводе с фр. - "понимаете ли") Хлестаков - глупый человек. Так например, он искренне верит, что голод пройдет, если погулять по улице: "...Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, – нет, черт возьми, не проходит..." Хлестаков - трусливый человек. Он должен денег хозяину гостиницы и боится, что за этот долг его арестуют: "...Хлестаков (испугавшись). Вот тебе на! Эка бестия трактирщик, успел уже пожаловаться! Что, если в самом деле он потащит меня в тюрьму?.."  "...У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается..."  "...Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду!.." Хлестаков любит рисоваться: "...посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней..." Хлестаков - "вертопрах", ветреный мальчишка: "...Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!.."  "...Ну, скверный мальчишка, которого надо высечь; больше ничего!.." Хлестаков - "сосулька" и "тряпка", но он умеет вести себя важно. Так, в городе N его принимают за важного человека: "...Сосульку, тряпку принял за важного человека!.." (городничий о Хлестакове)  "...Нет, не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки‑с..."  "...Молодой, молодой человек; лет двадцати трех; а говорит совсем так, как старик: «Извольте, говорит, я поеду и туда, и туда…» (размахивает руками), так это все славно..." Хлестаков - врун. Он любит приврать о себе. Так например, он врет чиновникам города N, что он знаком с Пушкиным, что дает балы и т.д.: "...С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как‑то всё…» Большой оригинал..."  "...Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт‑Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню..."  "...Я ведь тоже балы даю..." (Хлестаков не дает балы, на самом деле) Хлестаков иногда читает книги и даже сам что-то сочиняет: "...Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что‑нибудь забавное..."  "...Я, говорит, и написать и почитать люблю, но мешает, что в комнате, говорит, немножко темно..."  "...Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся..."  "...Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем‑нибудь высоким заняться..." Хлестаков любит женщин. Так, ему нравится не только дочь городничего, но и его жена: "...Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?.."  "...а я, как нарочно, задал тону и перемигнулся с одной купеческой дочкой..."  "...А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы..." Хлестаков знает, как очаровать глупых провинциальных женщин:

4 группа:

положительное и отрицательное в Хлестакове (см. таблицу)

- вопрос от Осипа Хлестакову

5 группа:

- Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерность, лень, наглость и т.д.)

- Что такое “хлестаковщина”?  чрезмерное хвастовство, позерство, безоглядная ложь и болтливость.

Как становится понятно из определения, данный термин применяется при характеристике личности человека или для обозначения целого социального явления, которое так и называется — Хлестаковщина.

- вопрос от автора городничему

6 группа: Анализ последней сцены комедии

- почему эта сцена является кульминацией? зачем она нужна? (чтобы зрители представили, как будут действовать при сложившихся обстоятельствах все персонажи. а они буду действовать по-прежнему: лгать, давать взятки, притворяться, льстить, трястись от страха. они не только ошарашены известием о приезде ревизора, но и решают с чего начат новую кампанию по приручению столичного чиновника)

- почему автор не показывает, как будут наказаны чиновники?

- почему не названо конкретное место действия?

афиширование материала групп, остальные в течение минуты записывают промежуточные выводы по выступлению группы, афиширование по желанию

самооценивание собственного участия в групповой работе по критериям (оценочные листы)

Активность

Умение вести дискуссию

Уважение другого мнения

Умение слушать собеседника

  1. Подготовка к сочинению

1) Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя. (герой и его черты в других персонажах, современность пьесы)

2) «Маленький человек» прозы Гоголя. (судьба Акакия Акакиевича)

3) Над чем смеется автор в комедии «Ревизор»

тетради

оценочные листы



















постеры

текст

оценочные листы


рефлексия и оценка

1.Стратегия «Синквейн» на тему «хлестаковщина». Инструктаж по выполнению стратегии.

Наблюдение за выполнением задания; создание коллаборативной среды.

2.стратегия «Свободное письмо»

Хлестаковщина – это современное явление?


3.контроль знания тезауруса, консультирование, инструктаж


4.Стратегия «Одноминутное эссе». Провожу инструктаж по стратегии. Наблюдаю за выполнением задания.

- что получилось? почему?

- что не получилось? почему?

Ученики составляют синквейн, ТиО делятся своими работами, все работы сдают учителю.






письменно выполняют задание в тетради





работают с карточками тезауруса на соотношение, взаимопроверка в парах, заносят результаты в оценочные листы

Ключ: 1-3, 2-1, 3-2, 4-4; 1-3, 2-4, 3-2, 4-1

Ученики в течение минуты анализируют свою деятельность на уроке, свои результаты и их причины. афиширование по желанию


тетради

карточки

оценочные листы

Домашнее задание

Инструктаж по заданию: Читать Гоголь «шинель». готовить сообщения: 1 вариант – сравнить внешность и характер Акакия Акакиевича, 2 вариант – в чем смысл названия повести «Шинель», написать сочинение на одну из тем: 1) Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя. 2) «Маленький человек» прозы Гоголя. 3) Над чем смеется автор в комедии «Ревизор»?

Задают возможные вопросы

Тетради

дневники






Положительное

Отрицательное

каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;


профинтил денежки”;

сидит и хвост подвернул, не горячится”;

кутит на батюшкины деньги”;

продаёт всё до последней рубашки”;

делом не занимается”;

гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив;

высокомерен, нагл, груб со слугой;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице;

придумывает небылицы;





Тезаурус 1 вариант


1

Классицизм

1

Творческий метод, в основе которого стремление личности к свободе, духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира

2

Романтизм

2

Литературное течение, признающее основой человеческой природы чувство, а не разум.

3

Сентиментализм

3

Художественное направление, в основе которого признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно-композиционная организация

4

реализм

4

Творческий метод, в основе которого реалистическое воссоздание действительности в конкретных образах, воспроизведение жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах

Тезаурус 2 вариант

1

Сентиментализм


1

Художественное направление, в основе которого признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно-композиционная организация

2

реализм

2

Творческий метод, в основе которого стремление личности к свободе, духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира

3

Романтизм

3

Литературное течение, признающее основой человеческой природы чувство, а не разум.

4

Классицизм

4

Творческий метод, в основе которого реалистическое воссоздание действительности в конкретных образах, воспроизведение жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах



























Оценочный лист по теме «Н.В. Гоголь «Ревизор»

Фамилия, имя _____________________________

викторина

групповая работа

тезаурус


активность



умение вести дискуссию


уважение другого мнения


умение слушать собеседника



Оценочный лист по теме «Н.В. Гоголь «Ревизор»

Фамилия, имя _____________________________

викторина

групповая работа

тезаурус


активность



умение вести дискуссию


уважение другого мнения


умение слушать собеседника















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!