Просмотр содержимого документа
«Н. С. Лесков. Художественный мир произведений Лескова.»
02.02.19г Литература 10 класс
Тема: Н. С. Лесков. Художественный мир произведений Лескова.
Цель. Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием произведения; на примере образа Ивана Флягина раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова.
Ход урока
Эпиграф.
«Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было» (Н. С. Лесков. «Человек на часах»).
I. Организ. момент.
II. Проверка д/з.
- Опрос уч-ся.
- индивидуальная работа со слабыми уч-ся (устный опрос).
III. Работа по теме урока.
1. Лекция
Основные этапы жизненного и творческого пути Н. С. Лескова:
Родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии в семье чиновника. Дед был священ ником. Отец, благодаря службе в Орловской уголовной палате, получил потомственное дворянство.
В 1841—1846 гг. учится в Орловской гимназии. Страстная любовь к чтению.
В 1848 г. после смерти отца материальные затруднения вынуждают Лескова начать службу канцеляристом в Орловской палате уголовного суда.
В 1850 г. переезжает в Киев и переводится на службу в Казенную палату. Специфика работы дает обширный материал для будущей литературной деятельности.
В 1853 г. женится на О. В. Смирновой, вскоре рождаются дети — сын Дмитрий и дочь Вера. В 1856 г. произведен в губернские секретари.
В 1862 г. опубликованы первые рассказы, повествующие о положении народа: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Сотрудничество в газете «Северная пчела».
В 70-е гг. написано много романов и повестей: «На ножах», «Соборяне», «Горе и смех», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник». Писателя увлекает тема праведничества.
В 90-х гг. многие произведения Лескова затрагивают социально-нравственные проблемы. В 1889 г. арестован один из томов собрания сочинений, содержащий критические статьи о духовенстве.
Скончался 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Санкт-Петербурге.
2. Аналитическая беседа
Определить смысл названия повести “Очарованный странник”. Отметить авторское отношение к названиям своих произведений. [Странничество рассматривается не только как физическое перемещение в пространстве, но как постижение высшего смысла жизни, истины. Герой «очарован» не только красотой и многогранностью земной жизни, но и «идеалом совершенной жизни для себя — обыкновенного и греховного».]
3. Комментированная запись в тетрадь основных положений по теме:
чтобы в борьбе добра со злом победу одержало добро, оно должно быть деятельным;
следование традициям отцов сохраняет нравственные устои жизни;
приоритетной ценностью является служение своему народу;
скромность, одухотворенность и талант;
отсутствие эгоизма и забота о благе других людей;
сила духа помогает смиренно принимать жизненные коллизии и страдать за правду.
4. Словарная работа.
а) Очаровать, очаровывать кого-то – обворожить, околдовать, отвести глаза…
Прельщать или пленять – влюблять кого-либо в себя.
Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта, богомольцы.
б) странник (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.
Очарование – чарующая сила, прелесть чего-нибудь.
(Уже в названии зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество –важный элемент русского национального самосознания.)
Почему Флягин назван странником?
(Странник - это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге.
Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни)
5. Вывод: Образ Лескова – символическое представление духовного пробуждения простого русского народа, который, как младенец-богатырь, только выходит на сцену исторического действия, но обладает для этого необходимым запасом физических и духовных сил.
IV. Итог урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание
Анализ повести «Очарованный странник» - для сильных уч-ся;
Конспект статьи «Жизнь за народ» - для слабых уч-ся.