СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы прикованы к земле

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мы прикованы к земле»

Пояснительная записка.

Предлагаемая методическая разработка занятия по дисциплине «Литература » составлена на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов. Учебная дисциплина «Литература » предназначена для изучения курса литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Методическая цель:

Использование в практике работы педагогической технологии Евгения Николаевича Ильина (Преподавание литературы как предмета, формирующего Человека ).

Средства реализации методической цели:

Проблемные вопросы этического и нравственного характера, злободневные и личностно значимые для старшеклассников, полилог ( Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников)., прием «индуктор» (установление ассоциативных связей), заочное путешествие в галерею, индивидуальные и групповые творческие задания, метод анализирующего наблюдения, межпредметные связи.

Дидактические цели урока следующие:

- закрепление знаний по темам «Музыка, Изобразительное искусство, Литература»;

- развитие и совершенствование умений по актуализации полученных ранее знаний, памяти и речи, внимания, мышления;

- развитие и совершенствование таких качеств личности как коммуникативные умения, организованность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность.


В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, чередуются виды деятельности.

Занятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента на мыслительный процесс, а также на умение работать коллективно.

Содержание данного занятия позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: дидактические, познавательные, и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.

Весь процесс урока направлен на развитие аналитического мышления, умения анализировать, практических умений и навыков.

На занятии оптимально сочетаются традиционные и инновационные педагогические способы обучения: информационные технологии, проблемно-поисковые.


1. План проведения занятия.


Дисциплина: Литература .

Тема урока: «Кому и для чего отпущен последний срок?» Раздумья над страницами повести В.Распутина «Последний срок»

Группа: № 22. II курс.

Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемно-диалогический,частично-поисковый, репродуктивный ,обобщение и систематизация предметных знаний и умений.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, фронтальная.

1.Цели урока:

Обучающая: Осмыслить нравственные проблемы современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок». совершенствовать такие коммуникативные умения и навыки, как организация монологической речи, ведение диалога;

Развивающая: понять абсолютную значимость авторского слова, увидеть мотивное многообразие произведения и проследить связь между мотивами и их развитие.

Воспитывающая: продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине, проникнуться авторской идеей воскрешения мира в душе человека, воспитывать чувство благодарности к матерям, уважения к старым людям, ответственности за семью, за детей.

Задачи урока:

развивать навыки самостоятельного анализа прочитанных произведений; помочь выделить основную проблему, правильно еѐ сформулировать; развивать навыки составления развѐрнутого ответа.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: развитие самостоятельности в поиске информации и решения задач.

Результативные УУД: умение ставить цель и добиваться ее достижения.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать другого.

Познавательные УУД: умение анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

1.2. Актуальность темы:

приобщение студентов к культуре и реалиям страны изучаемого языка.

Воспитание духовно – нравственных качеств является одной из немаловажных задач для молодого поколения и для всего цивилизованного мирав целом и тем более для образованного профессионального человека.

1.3. Проблемное поле урока: примененные методы обучения на уроке, при которых студенты получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала, помогают достигнуть педагогам поставленных задач, а студентам применить в дальнейшем в жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности.

1.4. Требования к результатам усвоения учебного материала:

студент должен уметь : выделить основную проблему, правильно еѐ сформулировать; развивать навыки составления развѐрнутого ответа.

студент должен уметь: разбираться в пройденных темах, уметь находить правильное решение поставленной задачи; уметь работать в команде.

1.4. Мотивация познавательной деятельности:

- стимулирование познавательной деятельности в креативной культуре.

- побуждение интереса к изучаемым темам;

- развитие творческой активности студентов, стремление к саморазвитию.

1.6. Междисциплинарные связи:

- литература

1.7. Обеспечение занятия:

методическое обеспечение: репродукции картин, презентация, музыкальные произведения великих классических композиторов, стихи, сигнальные карты, бланки ответов, карточки задания, раздаточный материал.

Технические средства: компьютер, проектор, презентация, магнитофон.

1.8. Основные технологии обучения, элементы которых применяются на уроке.

1. Использование возможностей информационно-коммуникативных технологий открывает возможность к справочным системам и электронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и учебно-методическими ресурсами и развивает творческие способности студентов.

2. Диалоговая технология развития мыслительной деятельности студентов, инструментом которой выступает познавательный диалог. Весь процесс обучения на уроке направлен на развитие разговорной речи, усиление познавательного интереса к данной теме, стимулирование творческой активности в применении различных способов и приемов мышления для успешного закрепления знаниями.

3. Игровые технологии предполагают использование множество тренировочных упражнений.

1.9. План содержания:

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Речевая зарядка.

3. Анализ повести

4.Заключительный этап.

5. Подведение итогов.

6. Выставление оценок.

7. Задание на дом.



 

Тема: «Кому и для чего отпущен последний срок?» Раздумья над страницами повести В.Распутина «Последний срок»

Преподаватель : Саманова А.Г..


Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемно - диалогический, частично-поисковый, репродуктивный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.


Цели урока:

Обучающая: Осмыслить нравственные проблемы современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок». совершенствовать такие коммуникативные умения и навыки, как организация монологической речи, ведение диалога;

Развивающая: понять абсолютную значимость авторского слова, увидеть мотивное многообразие произведения и проследить связь между мотивами и их развитие.

Воспитывающая: продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине, проникнуться авторской идеей воскрешения мира в душе человека, воспитывать чувство благодарности к матерям, уважения к старым людям, ответственности за семью, за детей.

Задачи урока:

развивать навыки самостоятельного анализа прочитанных произведений; помочь выделить основную проблему, правильно еѐ сформулировать; развивать навыки составления развѐрнутого ответа.

Методическая цель:

Использование в практике работы педагогической технологии Евгения Николаевича Ильина (Преподавание литературы как предмета, формирующего Человека ).

Средства реализации методической цели:

Проблемные вопросы этического и нравственного характера, злободневные и личностно значимые для старшеклассников, полилог ( Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников)., прием «индуктор» (установление ассоциативных связей), заочное путешествие в галерею, индивидуальные и групповые творческие задания, метод анализирующего наблюдения, межпредметные связи.

Оборудование урока:

  • тексты повести В. Распутина «Последний срок»

  • презентация к уроку

  • аудиозапись: песня в исполнении Е. Мартынова «Мамины глаза»

  • компьютер,ТV

Эпиграф на доске и в презентации: «Рано лишая себя корня и опоры, не добрав из «родительской сумы», люди многое теряют в своѐм духовном развитии». (В.Г.Распутин)


Предварительная подготовка к уроку

  1. Прочитать повесть В.Г. Распутина «Последний срок».Всем!

  2. Подготовить ролевое чтение одного из диалогов бабки Анны и ее подруги Миронихи (групповое задание).

  3. Доказать на примере старухи Анны афористичную мысль Л.Н. Толстого: «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти» (индивидуальное задание).Найти эпизод (Старуха Анна не боялась смерти..) 

  4. Рассказать о каждом из детей Анны Степановны (Выучить наизусть стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце» А. Маркова «Сикстинская мадонна» (индивидуальные задания) «По ночам звучит надрывный кашель» 

Оформление доски: эпиграф, слова В .Распутина

Ход урока:

  1. Мотивационно – установочный этап.


Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

 Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

1. Вступительное слово учителя.

На фоне музыки (песня в исполнении Е. Мартынова «Мамины глаза») звучит стихотворение М. Сергеева:

Слайд №1 (Уходят наши матери от нас…)

-Уходят наши матери от нас…
Уходят потихонечку, на цыпочках, 
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой-то год,
Им отмечаем шумно дни рожденья,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

А теперь ,девочки , обратите , пожалуйста внимание, на эпиграф к уроку

Слайд № 2Чтение эпиграфа к уроку. «Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может!

(В.П. Астафьев).

Скажите , пожалуйста , о чем сегодня на уроке пойдет разговор ?

 2. Объявление темы урока, целей работы.

Да, наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. Именно с отношения к этому человеку начинается духовное становление личности. Мы сегодня должны осмыслить нравственные проблемы современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок»., понять абсолютную значимость авторского слова., продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине

Слайд №3 (Тема урока. Проблемный вопрос Кому и для чего…)

-Я приглашаю вас к раздумью над страницами прочитанной повести В. Распутина «Последний срок», совместному поиску нравственных истин.

                                                                                                                                     3. Установление ассоциативных связей со словом «мама» (слова):

-Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы детства, взросления и зрелости.

-Какие ассоциации возникают у вас при слове МАМа?

Студент:(забота, ласка, руки матери, доброта, вкусный обед, детство, первое слово, любовь, дом, уют ….)

-Самые теплые, светлые и порой обыденные слова  ассоциируются со словом мама у всех, именно поэтому тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Во многих городах есть памятники матери .

II. Организационно – деятельный этап.

Слайды№.5,6,7,8,9. (Произведения искусства, образ матери.)

Преподаватель:Архитектура-памятник матери в Донецке, памятник матери, оплакивающей солдата на Мамаевом кургане в Волгограде.. Есть Памятник родителям и в Магнитогорске.

В кинематографе начиная с 1920 года, когда был экранизирован роман М. Горького «Мать» и по сей день снимаются киноленты о матери.

В изобразительном искусстве трудно найти художника, который не обращался бы к теме материнства.

Слайд №9(Сикстинская мадонна)

 Выступление студентки:

Самым совершенным воплощением темы материнства является  «Сикстинская мадонна» великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1513г.)Рассмотрите фрагмент репродукции картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» (проецируется на экран).

-Можно ли считать его зрительным аналогом повести «Последний срок»? Почему?

На картине изображена Мария с младенцем. Она как бы парит в облаках, спускаясь с неба навстречу людям. Перед нами молодая мать, которая держит на руках своего маленького сына, Христа. Ее красивое, ясное лицо выражает разные оттенки переживаний: и нежность, и едва уловимую тревогу за будущее своего ребенка. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его судьбу. На картине - мама. Мама, несущая ребенка и отдающая его миру. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь. Картина "Сикстинская мадонна" самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.

Во взгляде есть оттенок тревоги за ребенка. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву.

Преподаватель:

-Назовите произведения литературы, в которых звучит тема семьи и матери. Этот год каким годом объявлен ?

Студент:

Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов  Матрена Тимофеевна,

«Отцы и дети» И.С.Тургенев (родители Базарова)

«Война и мир», С.Есенин «Письмо к матери», Телеграмма Паустовского и другие.

Многие стихотворения о матери мы разучиваем с детства.

Преподаватель: А в произведениях башкирских писателей затрагивается эта проблема ? Если да , перечислите авторов и

произведения . Мустай Карим «Долгое ,долгое детство», С.Аксаков « Детские годы Багрова внука»,Мажит Гафури « Черноликие» и многие ,многие другие .

Девочки , а год 2018 каким годом объявлен ? Годом семьи . А со словом семья связано священное слово –мать!.

Звучит стихотворение Д. Кедрина «Сердце».

Девчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!»
Девчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь — и тебя полюблю!»
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

В стихотворении прозвучало много непонятных устаревших слов.

Объяснение данных слов даны на карточках , которые вы получили перед началом урока .Обратите внимание. Дома перепишите значение данных понятий.

Саламата (также саламат, соломат, саламаха) — Жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира.

Цехи́н — золотая монета

 Сума – мешок из ткани , кожи для переноски чего-нибудь,

Рушник –полотенце из домотканого холста,

Аналог то, что представляет собою подобие  чего-л., соответствие какому-л. предмету, явлению, понятию.

 2. Беседа по содержанию прочитанной повести. Разберемся в прочитанном.

Слайд №10(Распутин)

Преподаватель:

- Также к теме матери обратился и известный современный писатель Валентин Распутин в своей повести «Последний срок».

- Произведения Распутина поднимают главную нравственную проблему современности: потеря человеком духовных ценностей.

-Что мы называем духовными ценностями?

Преподаватель:

(любовь к отчему дому, родной земле, отцу и матери, мораль, вера, совесть…)

- Повесть «Последний срок» (1970 г.) писатель называет «главной из своих книг». Он приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть, след человека на Земле, материнская любовь. Смерть матери- серьезное испытание для её детей. Наша задача ответить на вопрос: - Как в отношении к матери раскрываются характеры детей главной героини? Запишите тему и эпиграф к уроку

Посмотрите на высказывания на доске и скажите, что их объединяет?

-«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (одна из заповедей христиан)

-«Что ты даѐшь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей» (китайская поговорка)

-«Кто в молодости не заботится о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости» (персидская поговорка»)

-«Поддерживать отца и мать - вот величайшее благословение» (Типитака, буддизм)

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям» (персидская поговорка) (в них говорится об отношении детей к своим родителям; разные страны и разные религии объединяет тема семьи, уважения старших)

О семье и семейных ценностях, о причинах потери связей между родными людьми мы сегодня будем говорить, анализируя повесть «Последний срок» Запишите тему урока и понравившееся высказывание .

История создания повести (выступление студента)


Студент :Повесть «Последний срок», над которой В.Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале «Наш современник» в номерах 7,8 за 1970 год. Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом – в Праге, Бухаресте, Милане, Будапеште, Штутгарте, Софии. Пьесу «Последний срок» поставили в Москве (во МХАТе) и в Болгарии. Благодаря этому произведению место В.Распутина в литературе определилось окончательно

-Преподаватель:

- Повесть начинается с фразы: «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят», - и заканчивается коротким предложением: «Ночью старуха умерла». Бесхитростная ситуация!

Слайд № 11(Кадр спектакля «Последний срок»).

Сюжет повести прост, в ней очень мало событий, но произведение отличает философская насыщенность и тонкий психологизм.

-Какое чувство у вас осталось после прочтения повести? Поделитесь своими впечатлениями о книге.

Преподаватель:

-С какой целью приехали Люся, Илья, Варвара?

(Дети спешат по первому зову на похороны матери).

- Что вам бросилось в глаза во время встречи братьев и сестер?

-Что позволяет читателю усомниться в предельной искренности их чувств?

- Какие конкретно поступки говорят нам о том. что это дети лишь пытаются соблюсти приличия, а на самом деле их души черствы?

Студент:

(Поражает равнодушие детей к матери.

Возникает много вопросов: Какие вопросы возн

Почему дети отказались от Анны, почему они не понимают друг друга? Откуда в людях так много черствости, ненависти, холодности? А где милосердие, доброта, элементарная порядочность?  Почему любимая Таньчора не приезжает проститься с матерью?)

Студент:

Дети скорее выполняют условный ритуал. Они приехали на похороны. У них скорбный вид. Варвара с порога кидается голосить по матери. Они спешат её похоронить, поскорее покончить и разъехаться. Люська шьет траурное платье при живой матери, братья покупают водку, только что могилу постеснялись копать.

 ( «Напоминание об умирающей матери не отпускало, но сильно и не мучило их: то, что надо было сделать, они сделали – один дал известие, другой приехал, и вот водку вместе принесли – все остальное зависело от самой матери или от кого-то там еще, но не от них – не копать же в самом деле могилу неготовому человеку!»)

Студент:

Когда мать захотела каши, все сестры разом кинулись её готовить, для них это как последняя просьба умирающей. Выздоровление матери вызывает у детей скорее недоумение, замешательство, досаду, что их зря потревожили. чем радость. А в конце и раздражение, что же она не умирает никак. Раздражение оттого, что мать как бы нарушила их планы. Вот если бы они на похороны приехали, это по делу. А так-только время зря тратят.)

Чтение отрывков о жизни старухи .

Студент:

Последние дни старухи Анны заполнены размышлениями о прожитом. В биографии героини праздничного очень мало, а трудного до горького невпроворот; «Всегда одно и то же: теребили с чем-нибудь ребятишки, кричала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе – вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам». Но даже на смертном одре она устремлена к живому, к тому, что останется после нее. Все мечты героини о том, чтобы между сыновьями и дочерьми царило согласие. Мать не в состоянии осудить их даже тогда, когда они явно того заслуживают. Она может их только жалеть, хотя «почему жалела, она и сама не знала, не умела понять».)


Студент:

-Анна – великая труженица; -старуха Анна живет в согласии с природой. Для автора это категория внутренней значимости героя; -прикованная к постели, в последние минуты своей жизни она тревожится о своей «подружке» Миронихе; -чувство совестливости, стыдливости отличает старуху Анну(доживает свой век, стараясь не досаждать семье Михаила своей старостью); -«виноватила» во всѐм себя («Ты, Люся, помирись с Михаилом. Помирись, не надо вам меж собой ругаться. Это я виноватая: накинулась на него...» (глава 11 – после ссоры из-за телеграммы); -она верит в Бога, живет по – Божески, часто обращается к молитве. -в жизни Анны много страданий (война, смерть детей, мужа), но она смиренно несет свой Крест; -«И никогда никому она не завидовала, как бы удачно он ни жил и с каким бы красивым лицом не ходил ... – для нее это было нисколько не лучше, чем хотеть себе в матери чужую мать или в дети чужого ребенка. Своя жизнь – своя краса». -Чем она является для детей?

Студент:

Старуха Анна любила детей, свою семью, мало заботясь о себе, жила так, как живет большинство матерей. Старуха Анна – это Дом, его суть, его душа, его очаг. Всю жизнь она прожила в заботе о Доме, о согласии и ладе в семье. «Я помру, а вам ещо жить да жить. И видеться будете, в гости друг к дружке приезжать. Не чужие подимте, от одного отца – матери. Только почаще в гости-то ездите, не забывайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь наш род...») –

Преподаватель:

Какие черты Анны кажутся вам ценными и необходимыми и в наше время?

Ответ студента:

-Почему Анна считает свою жизнь удачной? В чѐм еѐ счастье?

Преподаватель:

Почему старуха Анна считает свою жизнь удачной ?Зачитайте строки .,доказывающие это

Студент: ( «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй, послушной, удачной. Удачной, как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей»). -Чем выше морально и духовно к финалу повести становится Анна, тем «уродливее» выглядят еѐ дети.


Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе


- Расскажите о каждом, отобрав эпизоды, ярко раскрывающие особенности характеров героев. Якупова

Старуха не идеализирует их, но в каждом видит доброе, каждого прощает. В том, что они порой грубоваты, невнимательны, ссорятся, обижаются по мелочам друг на друга, Анна винит только себя («не доглядела», «не уберегла»).

Антиподами старухе Анне выступают ее дети: Варвара, Люся, Илья, Михаил. Какими же мы их видим на страницах повести? Отмечаем, что каждый из них живет только своими мелкими интересами, они словно плывут по течению жизни.

1 группа Варвара

Варвара, старшая дочь Анны, несколько глуповата, порой простодушна, ленива. Она приехала сразу же, как получила телеграмму, но, увидев, что мать и не собирается умирать, торопится уехать. Дома у нее остались дети, муж. Удивительно, но она своих детей не приводит проститься с бабушкой. Вероятно, ей это и в голову не приходит. А жаль. Какой нравственный урок могли бы получить дети! Но нет – опять упустили… Дети – звено в цепи поколений. И каким будет это звено (крепким или слабым), зависит от родителей.

На примере судьбы Варвары мы видим, как рвутся кровные связи.

Родители живут своими интересами, а дети своими. Варвару волнует лишь одно – заполучить платье, которое шила Люся для похорон матери. Она и к Анне относится равнодушно (знает, что «положено» приехать на похороны – так принято, и не более). Но именно ее старуха учит причитать, она чувствует, что из всех детей только Варвара могла бы с этим справиться. («Я ишо мамочку свою тем провожала, и ты меня проводи, не постыдись.») Какой важный момент в жизни этих женщин! Именно сейчас они так близки и понятны друг другу. И кажется, что светлая душа матери переливается в душу дочери. Сейчас они едины. Перед ними раскрывается Вечность. Мы словно слышим голос старухи: «…дальнюю сторонушку…», «…к матушке божьей церквы…», «…Ко своему роду – племеню.»)

2 группа

Вторая дочь Анны -Люся

Образ Люси неоднозначен. Почему? Из сюжета мы узнаем, что Люся даже поработала какое – то время в колхозе, но, как и многие, «убежала» из деревни в город, где чисто, хорошо платят, люди какие – то другие». Да и прижилась. Ей «уже больше сорока», «моложавая» и «одета не как попало». Но теперь она гордая, высокомерно разговаривающая с родными. Чувствуется, что с ней что – то в городе произошло. А может, оторвавшись от родной земли, не привязалась к новой, городской жизни? Что – то с ней происходит.

В какой – то миг Люся испытала чувство вины, словно она могла что – то изменить в этой, уже чужой, жизни. Но, к сожалению, это был только миг. Вернувшись с прогулки, она опять, словно улитка, ушла в свой мир, где ей уже было привычнее. Она опять постарается все забыть. Люся теперь практичный человек (не забыла перед отъездом купить ткань для платья – и это на похороны матери спешила.) Мать своим чутким сердцем ощущает холодность своей дочери, но она радуется, что дочь «выбрала» время и приехала проститься.

3 группа рассказывает об Илье.

Илья – старший сын главной героини. Из-за малого роста Илью звали Ильёй-коротким. Оттого что больше десяти лет он прожил на Севере, волосы у него сильно повылезли, и голова оголилась. На Севере герой женился, но со временем его «раздавшаяся» жена приобретает над ним власть и до деревни доходят слухи, что Илья от неё терпит немало.

Илья рос «заполошным», как сказано в повести, при своем полном огороде лез в чужой, самим было есть нечего, а он единственный кусок отдавал первому встречному, Никогда нельзя было знать, что он выкинет через минуту. Мальчишкой по глупости застрелил поросёнка и двух молодок. Будучи парнем, пахал поле голым, шокируя женскую комиссию, которая объезжала с проверкой поля, за что здорово досталось матери Ильи от председателя. Он по-своему любит мать, но это тоже «дежурное» чувство, а не истинное. Чаще всего мы слышим, как он пытается балагурить с матерью, и самому ему кажется, что его слова подбадривают её. Но на самом деле эти шутки показывают пошлость героя, его «недалёкость».

4 группа рассказывает о Михаиле

Михаил – младший сын старухи Анны, который остался жить в деревне в родительском доме с семьёй и с матерью. Внешне Михаил совсем не похож на старшего брата, потому что имеет по-цыгански густые и кудрявые волосы и бороду. Смуглолицый из-за постоянного пребывания на открытом воздухе. У него добрая, хорошая, хозяйственная жена Надя, взрослый сын Владимир, который уже второй год служит, и пятилетняя смышленая дочь Нинка. Мать не считала Михаила лучше других своих ребят, а принимала свое совместное проживание как судьбоносное решение, данное свыше. Герой всегда был возле матери, при ней женился, стал мужиком, отцом, как все мужики, заматерел, при ней все ближе подступал к старости. Все изменения, которые происходили в нем, теперь оставались для неё незаметными. Понимая, что мать стоит на пороге смерти, Михаил хочет представить и родительнице, и сестрам с братом возможность увидеться. Все действия Михаила продиктованы не только традициями многих семей, но и искренним отношением к матери. Осознавая отчаяние матери из-за неприезда любимой Таньчоры, он берёт удар на себя и говорит, что это он своей телеграммой остановил младшую сестру, тем самым подвергнув мать пустым горьким ожиданиям. Поступок надо отметить в высшей степени милосердный, потому что все негодование матери и родственников обратилось на него. Не выдержав обвинений в свой адрес, полупьяный Михаил в конце повести, потрясенный черствостью брата и сестёр, просит прощения за себя у матери. Михаил – единственный сын старухи Анны, который с состраданием и любовью относится к матери.

5 группа рассказывает о Таньчоре

Таньчора самая младшенькая и самая любимая. Увидев у изголовья своих детей, Анна тревожится – нет Таньчоры. И так на протяжении почти всего сюжета. Старуха «ждала не переставая.» Но «ждать» времени не оставалось, хотя сердце Анны временами «чуяло Таньчору.» Мать давно не видела дочери, «а сколько давно, она не знала.» Письма ее перечитывала не раз, особенно ей нравились слова «мама моя!» Читая эти строки, Анна замирала от счастья и какого – то страха.

Таньчора была ласковее других ее детей, всегда держалась возле матери. Читая строки, в которых описывается ожидание дочери, волнуешься вместе с героиней. Иногда кажется, что луч солнца, проникающий в комнату Анны и ожидание Таньчоры, – одно и то же. Таньчора для Анны – тот лучик солнца, от которого тепло, светло, легко. А может, Таньчора – это сама Анна в молодости – легкая, веселая, любящая свою мать, любящая жизнь. И вдруг весть о том, что Таньчора, любимая, ненаглядная Таньчора, не приедет! «…В ту же ночь, не откладывая, старуха решила умереть. Делать больше на этом свете ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему.»

Но старуха продолжает думать о Таньчоре. Кажется ей, что «дождись она Таньчору, и смерть была бы чище и светлей – на это старуха и рассчитывала.»

В повести сталкиваются вечное и мимолетное, высшее . Мы ощущаем, что в большом единстве находятся прошлое и настоящее. Неотвратимая смерть становится реальностью. Дети, не дождавшись смерти матери, уезжают. Старуха просит их подождать хотя бы еще один день. Но дети неумолимы. Они упускают свой «последний срок», чтобы одуматься.

Люся: «Я бы с удовольствием пожила здесь хоть неделю, но тогда меня могут попросить с работы. Мы ведь не в отпуске.» Илья обещает приехать раньше лета. Какими циничными кажутся его слова, обращенные к матери: «Приезжай, мать. В цирк сходим.» Засобиралась и Варвара, объясняя: «…боюсь, как бы там ребяты без меня избу не спалили.» Дети разъехались, а старуха плакала. Остался Михаил, который, жалея мать, просит у нее прощения: «Не сердись на меня сильно. Дурак я.» Но слышала ли это старуха…

Итак, драма угасания человека в повести переплетается с драмой угасания человечности. Смерть матери – серьезное моральное испытание для ее взрослых детей. Как его выдержали сыновья и дочери бабки Анны?

-Как ведут себя дети?

Ответ на этот вопрос мы найдем в данной сценке . Кадр спектакля .

(Перебранки между сестрами, разгоряченные водкой голоса братьев – вот тот аккомпанемент, что сопровождает закатные часы главной героини. Илья и Люся словно соревнуются друг с другом в нравственной тупости и глухоте, поочередно совершая предательство матери)

Кто из них, на ваш взгляд, нравственно чище, лучше?

Студент :

Из всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью, и он снова взял на свою душу грех. «Не приедет Ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтоб не приезжала. Варвара, сославшись на то, что ребят оставили одних, уезжает. А Люся и Илья и вовсе не поясняют причину своего бегства. На глазах рушится не только семья (она давно развалилась) — рушатся элементарные, фундаментальные нравственные устои личности, превращая внутренний мир человека в руины.

Преподаватель:

Девочки , ответьте ,пожалуйста на вопрос : «Кто же в закатные часы бабушке Анне доставляла радость?

-Экстракта жизни в умирающей старухе и у ее подруги гораздо больше, чем в ее живых детях; малообразованные , они природно интеллигентны, тактичны.

Сегодня из далекого прошлого они к нам пришли в гости . Слово им .

Диалог Миронихи и бабки Анны

Преподаватель:

Да , не только годы отделяли детей от матери , они, даже находясь рядом , оставались для нее чужими и не услышали ее последнюю просьбу.

-Вернемся к названию повести и к проблемному вопросу нашего урока? Кому же еще отпущен последний срок?

Студент :

Последний срок отпустила себе бабка Анна, дожидаясь младшей дочери Таньчоры: «Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться».

Словно сама материнская любовь выпросила короткую отсрочку, чтобы напутствовать и благословить близких на дальнейший путь по жизни:

Студентка:

«Не иначе как человеку уж после, как он помрет, последняя радость дадена: ишо раз поглядеть, чё он от себя оставил, об чем его сердце болело».)

Преподаватель:

Кому же еще отпущен последний срок?

Студент :

-Детям. Это был для них — не для старухи — последний из последних сроков. Еще можно было бы все поправить, вести себя достойно у постели умирающей матери. Не пить. Поговорить с матерью. Помириться между собой и простить друг другу старые обиды. Но этого не происходит. Казалось бы, любовь к матери должна их примирить перед лицом её смерти. Душевные связи родных по крови людей прерваны. В постигшем несчастье они держатся порознь, каждый блюдёт свой интерес, свою выгоду. Приехавших Люсю, Илью, Варвару не покидает желание поскорее покончить с этой неопределенностью, с затянувшимся ожиданием развязки:

Преподаватель:- Какой видится вам главная героиня старуха Анна?

Студент :

«Старуха много раз думала о смерти и знала ее, как себя. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть… слушала рассудительный шепот )

По каким проблемам повесть «Последний срок « может выступать аргументом? Сформулируйте нравственные проблемы, поднятые В. Распутиным в повести.

Слайд № 19 Запишите в тетрадь (Проблемы, поднятые автором) раскрыл нравственные проблемы общества: чести ,совести ,милосердия, показал чёрствость и эгоизм ,оскудение морали современных людей и его последствия, о семье и семейных ценностях, о причинах потери связей между родными людьми.

Преподаватель:

- Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанной книги?

: Запишите в тетрадь.

(Если рушится семья, рушатся элементарные фундаментальные нравственные устои личности, и внутренний мир человека превращается в руины.)

Какая последняя просьба матери не была услышана ее детьми ? Зачитайте эти строки

Студент:

Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ничё боле не надо», - так и осталась неуслышанной ее уезжающими (или сбегающими?!) детьми. И это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Это был для них самый последний из последних сроков.)

-Прошли ли дети Анны моральное испытание? Черствость, равнодушие, эгоизм-вот какие черты показали дети.

Посмотрите на доску: здесь фотографии ваших бабушек, матерей и задайте сами себе вопросы: как часто мы обижаем близких нам людей, проявляем равнодушие, не обращаем внимания на просьбы стариков? А ведь им нужно всего немного: наше внимание, доброе слово. - Актуальна ли проблема сегодня? Без сомнения, проблема эта не потеряет своей актуальности и сегодня .Ответьте ,пожалуйста ,на вопрос Как вы к ним относитесь? Часто ли вы доставляете им радость ? Как? (связать с профессией)


III. Рефлексивный этап.

-Со дня написания повести В.Г. Распутина прошло очень много времени , но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком, что значит для каждого из нас мать. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы. Как зовут нас – не ее ли детьми: Люсями, Варварами, Таньчорами, Ильями? Да разве в имени дело?

Страшно подходить к родительскому очагу, верной, надежной пристани, когда нас там никто не ждет. Придя сегодня домой, загляните в глаза, верные вам, любящие, попросите прощения у мамы за свои ошибки, нерадивые поступки, за причиненную ей боль, и на сердце станет теплее.

Оценочный этап

Домашнее задание: написать эссе «Как человеку человеком быть».

Слайд № 20 (Стихотворение о матери)

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были,  только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться быть хоть раз».

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно
Приезжайте: заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады,
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!


Песня о родительском доме





















Технологическая карта урока литературы по теме: «Кому отпущен последний срок « по повести В. Распутина «Последний срок»



Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов



Оценка деятельности учащихся в баллах

1.Организационный момент. Актуализация опорных знаний и их коррекция.2 минуты

Определение темы урока.

3 минуты


Приветствие, проверка готовности к уроку, Мотивация учебной деятельности на успешную работу. Аналитик, эксперт Ответы на вопросы:

Скажите , пожалуйста , о чем сегодня на уроке пойдет разговор?

-Сформулируйте тему .

.

Настраиваются на успешную работу.



Студенты отвечают на вопросы:

.Чтение эпиграфа








Самооценка:

1. неверно-0 баллов

верно--1 балл

2. - неверно-0 баллов

верно--1 балл

Итого: 2балла

3. формулировка темы урока +1 балл

2..Целеполагание, мотивация.

6минут


Лектор, организатор, демонстратор, координатор рассуждений обучающихся

- Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (демонстрация на компьютере слайдов о матери )

Установление ассоциативных связей со словом «мама» (слова):

-Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами





Обучающиеся формулируют цели урока:- осмыслить

нравственные проблемы современной

действительности на основе анализа содержания

повести В.Распутина «Последний срок».,

понять абсолютную значимость авторского слова.,

продолжить разговор о человечности, о милосердии,

о любви к своей малой родины,ответить

на проблемный вопрос :

« Кому и для чего отпущен последний срок ?»




Название формы изменчивости

+1+1 балл


+1 балл


Закрепление знаний о повести «Последний срок»

4минуты

. Организация контроля, координатор рассуждений, эксперт.Организует восприятие новой темы, управляет осмыслением, усвоением: объясняет, выделяет главное

Расширение знаний.

Основные виды деятельности – работа

с книгой .

Ответы на вопросы

Выводы и обобщения


. Первичное закрепление знаний

. Первичное закрепление знаний

. Первичное закрепление знаний

Систематизация и расширение знаний о героях повести

3 минуты







Организация контроля, координатор рассуждений, эксперт.Организует восприятие новой темы, управляет осмыслением, усвоением: объясняет, выделяет главное, задает вопросы, ведет фронтальную беседу, отвечает на вопросы.

Беседа по содержанию прочитанной повести. Разберемся в прочитанном.

-

.


- Расширение знаний.

Основные виды деятельности – работа

с книгой .

Ответы на вопросы

Выводы и обобщения

Что мы называем духовными ценностями? –

-Что вам бросилось в глаза во время встречи братьев

и сестер?

-Что позволяет читателю усомниться в предельной

искренности их чувств?

- Какие конкретно поступки говорят нам о том.что это

дети лишь пытаются соблюсти приличия, а на самом

деле их души черствы?

- Какие черты Анны кажутся вам ценными и

необходимыми и в наше время?

-Почему Анна считает свою жизнь удачной?

В чѐм еѐ счастье? -Какое чувство у вас осталось после

прочтения повести?

Поделитесь своими впечатлениями о книге.

-С какой целью приехали Люся, Илья, Варвара?

(Дети спешат по первому зову на похороны матери).

- Что вам бросилось в глаза во время встречи братьев

и сестер?

-Что позволяет читателю усомниться в предельной

искренности их чувств?

- Какие конкретно поступки говорят нам о том ,.что это

дети лишь пытаются соблюсти приличия, а на самом

деле их души черствы?





За каждый правильный ответ по 1 баллу.


Итого: 5 баллов.


+ по 1 баллу за чёткую формулировку ответа

Систематизация и расширение знаний о главном герое повести -о старухе Анне ( 4 минуты )


Наблюдает, консультирует, корректирует, организует деятельность студентов по оценке усвоения, организует деятельность по устранению пробелов в понимании.



Выступления студентов .Рассказ об Анне .

Чтение отрывков из произведения . Активная

познавательная деятельность:

вспоминают, осмысливают практическую

значимость .





Систематизация и расширение знаний о детях Анны 8минут



Активная познавательная деятельность:

вспоминают, осмысливают практическую

значимость




5.Расширение знаний.

8 минут




Лектор, организатор, демонстратор, координатор рассуждений обучающихся

Кадр спектакля

Активная познавательная деятельность:

вспоминают, осмысливают практическую

значимость . Наблюдают, запоминают.

Выводы и обобщения, инсценирование

сценки



комментируют задание и ставят друг другу баллы: по 1 баллу за каждый правильный ответ.



6.Подведение итогов работы.

5минут

Организует самооценку успешности учебной деятельности. По каким проблемам

повесть

«Последний срок « может выступать

аргументом? Сформулируйте нравственные

проблемы, поднятые В. Распутиным в

повести

Какие нравственные уроки вы извлекли из

содержания прочитанной книги?

Могут консультироваться друг у друга

и преподавателя, устраняют пробелы

в понимании

Анализируют свою деятельность,

соотносят усвоения учебного материала.





7.Домашнее задание

1 минута

Организует деятельность по усвоению методики выполнения домашнего задания : « написать эссе «Как человеку человеком быть»






9. Рефлексия.

(1 мин).

Организует оценивание усвоения материала.

«Что на уроке понравилось больше всего? Что нового узнали на уроке? Что вызвало затруднение? Как по вашему наш прошел урок?»


Анализируют свою деятельность,

соотносят усвоение учебного материала.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!