СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы исследователи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мы исследователи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области



Принята на заседании педагогического совета

От «___» _________2021 г.

Протокол № _________






Утверждаю:

Директор МБОУ «Банищанская СОШ»

Сиволина Л.А./__________________

«____»____________2021 г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Естесственно-научной направленности

«Мы- исследователи»



Возраст обучающихся 10-14 лет

Срок реализации -1 год











Авторы-составители:

педагоги дополнительного образования

Алмосова Н.И., Максакова А.С.















с. Банищи 2021 г.




1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 


1.1. Пояснительная записка


1.2. Содержание программы

 


1.2.1. Учебный план

 


1.2.2. Содержание учебного плана программы

 


2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 


2.1. Календарный учебный график


2.2. Условия реализации программы


2.3. Формы аттестации и оценочные материалы


2.4. Методические материалы


2.5. Список литературы

 




































  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ



    1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Мы-исследователи» разработана в соответствии с «Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей» Министерства образования и науки РФ от 11.12.2004 г. При разработке программы также учитывались следующие нормативные документы:

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р).

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

- Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Краткая аннотация

Наша жизнь требует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в ситуации и находить правильное решение. Основная задача современной школы - формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации. Успешность этой задачи решается комплексно через урочную, внеурочную деятельность, работу с семьей, социумом. Наиболее перспективной и интересной в этом отношении является кружковая форма работы по исследовательской деятельности.

Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Данная программа помогает освоить азы экспериментальной работы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, формирует интерес к природе, к исследованиям, физическим явлениям. Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту.





Направленность  программы  – естественнонаучная, программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в Курской области.

Новизной и отличительной особенностью программы является то, что предлагаемый для изучения материал о физических явлениях, явлениях природы, животном мире и экологических проблемах, не дублирует курс школьных предметов. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, биологии, географии, экологии и астрономии. Но научные факты изучаются каждый в отдельности, при этом практически не выделяются взаимосвязи между ними. В данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащихся устанавливать межпредметные связи. Это дает обучающемуся возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. 

Адресат программы- обучающиеся 10-14 лет.  В этом возрасте уже заложен и продолжает формироваться фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.  Занятия по программе в форме различных игр, научно-исследовательской деятельности, опытов, экскурсий, анализа материала, понятного детям данного возраста, способствуют формированию и закреплению новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Объем и срок реализации программы. Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. Объём программы 108 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 учебных часа с перерывом 5 минут.

Форма обучения – очная, с использованием ЭОР и возможностью применения дистанционного обучения.

Состав группы-до 15 человек, постоянный, допускается зачисление новых обучающихся на основании собеседования.

Виды занятий – лекции, беседы, опыты, демонстрации презентаций по темам проектов, практические работы, научные эксперименты, практическая исследовательская деятельность, экскурсии.









    1. Цель и задачи программы



Цель программы: уяснение связи между состоянием окружающей среды и физическими процессами. Выявление экологических проблем и путей их решения.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать у учащихся представление о взаимосвязи явлений в природе и их изменении под влиянием антропогенной деятельности, о физических методах защиты окружающей среды от загрязнений выбросами техносферы и быта;

  • научить наблюдать природные явления, оценивать влияние на них антропогенного фактора;

  • научить измерять параметры состояния и определять характеристики процессов окружающей среды;

  • сформировать мотивы к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности;

  • содействовать развитию социальной активности учащихся.

Воспитывающие:

  • формирование у обучающихся нравственности, гуманистических отношений,

  • формирование сознания и самосознания, понимания связей с природой, культурой,

  • формирование умений сравнивать, обобщать; приобщать к постоянно меняющейся новой информации.

Развивающие:

  • развивать продуктивное мышление и практические навыки его применения;

  • развивать кругозор, память, речь, мышление учащихся.

  • развивать мыслительные процессы (мышление, рассуждение, ориентирование в проблемной ситуации и находить причинно - следственные связи).



















    1. Содержание программы.



Учебно- тематический план

 

п/п

Название темы

Количество часов

                             

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

 Исследование физических явлений

(72 ч.)

1.1.

Введение в программу. Инструктаж по охране труда на занятиях.

2

2

-

Опрос

1.2.

Измерения

16

-

16

Анализ, беседа, оценка результатов

1.3

Свет

8

-

8

Беседа, наблюдение, анализ

1.4

Звук

5

1

4

Опрос, наблюдение, анализ, беседа

1.5

Космос

10

8

2

Опрос, наблюдение, анализ, беседа

1.6

Механика

7

-

7

Наблюдение, анализ, беседа

1.7.

Вещество

11

4

7

Опрос, викторина, наблюдение, анализ, беседа

1.8.

Силы

6

-

6

Опрос, деловая игра,

1.6.

Электричество и магнетизм

5

-

5

Опрос, защита рефератов

1.7.

Проектная деятельность

2

1

1

Презентация проектов.

2

Исследование экологических проблем (36 ч.)

2.1.

Биосфера

4

2

2

Наблюдение, анализ, беседа

2.2.

Загрязнение окружающей среды.

10

6

4

Опрос, решение проблемных задач

 

2.3.

Энергетика.

8

6

2

Опрос, наблюдение, викторина

2.4.

Рациональное природопользование. Мониторинг состояния природных сред и ресурсов

8

6

2

Опрос, наблюдение, тестирование

2.5.

Экология человека.

4

3

1

Наблюдение, анализ, беседа, тестирование

2.6.

Проектная деятельность

2

1

1

Защита проектов, презентации работ


Итого


108

40

68



Содержание учебного плана

Раздел 1. Исследование физических явлений.

    1. Введение. Инструктаж по охране труда на занятиях.(2 ч)

    2. Измерения (16 ч.)



      1. Измерение количества вещества. Погрешность.

Практика. Измерение количества вещества.

      1. Как измерить большое количество одинаковых предметов. Что такое погрешность опыта

      2. Измерение длины. Эталон длины.

      3. Измерение малых тел способом рядов. Как измерить размеры малых тел ( горошины, зерен пшена).

      4. Измерение диаметра тел. Штангенциркуль. Знакомство со штангенциркулем.

      5. Измерение времени. Миллисекунда. Что такое период и миллисекунда.

      6. Определение скорости через измерение расстояния и времени.

      7. Измерение площади. Палетка. Что такое палетка. как изготовить эталон площади. Измерение площади неправильной фигуры.

      8. Измерение объема. Мерный стакан. Как изготовить мерный стакан. Как измерить объем тела неправильной формы.

      9. Измерение длины. Метод рядов. Как повысить точность измерения толщины. Что такое микрон.

      10. Измерение диаметра. Микрометр. Способы измерения цилиндрического тела.

      11. Измерение площади. Число Пифагора.

      12. Измерение объема. Мензурка.

      13. Измерение массы. Римские весы.

      14. Геометрические фигуры. Как применять свойства геометрических тел для их построения.

      15. Перспектива. Видимый (угловой) размер.

    1. Свет. (8 ч)

      1. Свет и спектр. Какие бывают источники света.

      2. Цвета и краски. Почему предметы бывают разного цвета.

      3. Как мы видим. Свойства нашего зрения.

      4. Распространение света. Как образуется тень и полутень.

      5. Отражения света.

      6. Преломление света. Как ведет себя свет на границе соприкосновения двух прозрачных сред.

      7. Лупа. Что такое лупа и почему она увеличивает.

      8. с пользоваться.

    2. Звук (5 ч)

      1. Источники звука. Что такое звук и как он рождается. Различные источники звука.

      2. Высота звука. Что такое высота звука и от чего она зависит.

      3. Как мы слышим? Виды звуков ( инфразвук, акустический звук, ультразвук, гиперзвук).Строение уха.

      4. Свойства звука. Как узнавать расстояние до грозы. Что такое эхо и чем оно полезно.

      5. Скорость звука в различных средах. Звукоизоляция. От чего зависит скорость звука.

    3. Космос( 10 ч)

      1. Солнечная система. Что такое солнечная система и каков ее размер.

      2. Линейная и угловая скорости. Что такое угловая скорость и как ее вычислить.

      3. Ориентирование днем. Солнечные часы. Как ориентироваться без компаса. Как определять время по солнечным часам.

      4. Созвездия Северного полушария. Эклиптика. Телескоп. Что такое созвездия. Что такое эклиптика. Как найти Полярную звезду. Что такое телескоп и как им пользоваться.

      5. Солнечные и лунные затмения. Как и почему происходят затмения.

      6. Смена времен года. Отчего происходит смена времен года.

      7. Смена фаз луны. Что такое фазы луны и в чем причина их изменений.

      8. Астеризмы весеннего, летнего и зимнего неба. Созвездия.

      9. Ориентирование ночью. Звездные часы. Как ориентироваться по луне и определять время по созвездиям.

      10. Легенды звездного неба. Легенды о названиях созвездий. Как выглядели старинные атласы звездного неба.

    4. Механика (7 ч)

      1. Жесткость и прочность. Что такое деформация. Что такое жесткость. От чего зависит прочность вещества.

      2. Центр тяжести. Как обнаружить центр тяжести и чем он замечателен.

      3. Виды равновесия. Что такое устойчивость. Какие бывают виды равновесия. Изготовление игрушки с устойчивым равновесием.

      4. Устойчивость. Исследование влияния положения центра тяжести относительно площади опоры на устойчивость.

      5. Равновесие рычага. Что такое рычаг и когда он находится в равновесии.

      6. Инерция. Что такое инерция и инертность тел. Проявление инертности тел в окружающем нас мире.

      7. Взаимодействие. Особенность взаимодействия тел.

    5. Вещество (11 ч)



      1. Строение вещества. Атомы и молекулы.

      2. Движение молекул. Диффузия. Количество молекул и их движение. Как происходит смешивание веществ

      3. Взаимодействие молекул. Поверхностное натяжение. Почему твердые тела сохраняют свою форму, а жидкости растекаются.

      4. Смачивание и капиллярность. Когда вода поднимается вверх.

      5. Агрегатные состояния. Плотность вещества. В чем различие агрегатных состояний на микроуровне и как измерить плотность вещества.

      6. Давление жидкостей и газов. Необычные свойства жидкости и газа. Принцип сообщающихся сосудов.

      7. Атмосферное давление. Что такое атмосферное давление. Занимательные опыты.

      8. Тепловые свойства тел. Различные температурные шкалы.

      9. Погода и климат. Исследование климата. Причины, влияющие на формирование климата.

      10. Образование ветров. Причины.

      11. Влажность воздуха. Что такое влажность воздуха. Исследование влажности воздуха.

    1. Силы (6 ч)

      1. Сила тяжести. Исследование силы тяжести. Разнообразие сил в природе.

      2. Сила упругости. Что такое сила упругости и причины ее возникновения.

      3. Сила сопротивления. Что такое сила трения.

      4. Сила Архимеда. Плавание тел. Легенда об Архимеде. Выталкивающее действие жидкости и газа.

      5. Подъемная сила крыла. Как возникает подъемная сила.

      6. Реактивное движение. Как запускают ракеты в космос. Примеры проявления реактивного движения.

    2. Электричество и магнетизм (5 ч)

      1. Электризация. Электрический заряд.

      2. Электрический ток. Проводники и изоляторы.. КАК управлять движением зарядов.

      3. Электрическая цепь. Электрическая схема.

      4. Постоянные магниты. Что такое магнитное взаимодействие. Опыты.

      5. Электромагниты. Как сделать электрический магнит.

1.10 Проектная деятельность. (2 ч) Презентация проектов.

Раздел 2. Исследование экологических проблем (36 ч)

2.1. Биосфера ( 4 ч)

Теория 2.1.1. Магнитное поле Земли. Солнечная активность и ионизация атмосферного воздуха. Ионосфера. Влияние магнитного поля Земли и других источников магнитного поля на биологические объекты. Приспособление организмов к магнитному полю Земли.

2.1.2. Атмосфера Земли. Состав и физические параметры атмосферы. Значение солнечного и космического излучений для жизни на Земле.

2.1.3. Диапазон изменения температуры и его влияние на живые организмы. Значение влажности воздуха. Физическая природа парникового эффекта и «озонных дыр».

Практика 2.1.4. Измерение влажности воздуха. Наблюдения за изменение влажности.

2.2. Загрязнение окружающей среды (10 ч)

2.2.1. Загрязнение атмосферы. Основные загрязняющие вещества. Зависимость степени загрязнения атмосферы от высоты. «Озоновые дыры» и фреоны. «Механизмы» усиления парникового эффекта и возможности его ослабления. Кислотные дожди. Конвекционные потоки в промышленных зонах. Испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ

2.2.2.Влияние транспорта на состояние воздушной оболочки Земли. Загрязнение атмосферы при авиаполетах и запусках космических аппаратов.

2.2.3.Загрязнение воды. Распространение загрязняющих веществ в воде. Судоходство. Влияние нефтяной пленки на жизнь в водоеме.

2.2.4. Экскурсия на берег водоема (цель: взять пробы воды и грунта)

2.2.5. Использование законов механики при совершенствовании работы очистных сооружений. Физическое загрязнение окружающей среды.

2.2.6. Влияние вибрации на состояние тел. Шумовое и инфразвуковое загрязнение окружающей среды. Звуковой резонанс и биоритмы.

2.2.7. ЛЭП, системы связи. Экологическое влияние электромагнитного излучения.

2.2.8. Экологическая характеристика альфа-, бета-, гамма- излучений. Круговорот радиоактивных элементов в природе и его влияние на живые организмы.

2.2.9. Естественный радиационный фон и его изменение в результате антропогенного вмешательства. Загрязнение окружающей среды при использовании ядерной энергетики

2.2.10. Экологические последствия атомных взрывов.

2.3. Энергетика.

2.3.1. Тепловой баланс Земли и его влияние на климат. Превращение энергии. Фотохимические реакции в атмосфере и фотосинтез. Роль зеленых растений в экосистемах.

2.3. 2. Энергия рек, ветра, морских течений, приливов и отливов, возможность ее превращения в энергию турбин. Геотермальная энергия. Экологические проблемы передачи теплоты и электрической энергии на расстояние. «Тепловой мусор».

2.3.3. Экологическое значение повышения КПД тепловых машин. Тепловые насосы и обогреватели. Теплоэнергетика.

2.3.4. Традиционные источники энергии. Органическое топливо и загрязнение окружающей среды при его сжигании. Основные загрязняющие вещества.

2.3.5. Современное состояние теплоэнергетики и экологическая опасность ее разных видов (угольной, нефтяной, газовой). Исчерпаемость ресурсов углеродистых энергоносителей. Зависимость состава и токсичности отходов от мощности электростанций. Возможности повышения КПД тепловых станций.

2.3.6. Ядерная энергетика. Экологическая характеристика и перспективность ядерной энергетики. Опасность аварий на ядерных реакторах и меры их предотвращений.

2.3.7. Энергетика на основе возобновляемых источников энергии. Нетрадиционная энергетика и альтернативные источники энергии. Источники механической энергии на Земле - вода и ветер. «Плюсы» и «Минусы» гидро- и ветроэлектростанций. Приливно-отливная энергетика.


2.3.8. Гелиоэнергетика, ее потенциал и экологические проблемы. КПД гелиоэлектрических преобразователей. Биологический вариант гелиоэнергетики. Геотермальная энергетика. Возобновляемые источники энергии в энергетике настоящего и будущего.

2.4. Рациональное природопользование.

2.4.1. Экология промышленности. Безотходные и малоотходные энергоемкие технологии. Экологические аспекты металлургической промышленности, электроэнергетики, электротехники, радиотехники и др. энергосберегающие технологии. Гальванические производства.

2.4.2. Промышленные и бытовые отходы. Утилизация отходов. Переработка и захоронение гальванических элементов и аккумуляторов. Проблема переработки и захоронения радиоактивных отходов.

2.4.3. Экология города и жилища. Экологические проблемы урбанизации. Влияние на окружающую среду разных видов транспорта. Перевод транспорта на природный газ и электроэнергию. «Плюсы» и «минусы» электротранспорта.

2.4.4. Энергосбережение. Роль теплоизоляции. Нагревательные и обогревательные приборы. Борьба с электризацией тел в жилых помещениях.

2.4.5. Экология сельского хозяйства. Экология в современной агротехнике. Переуплотнение почвы тяжелой сельскохозяйственной техникой. Оросительные и осушительные системы. Агротехнические приемы уменьшения испарения влаги с поверхности почвы.

2.4.6. Физическая природа засорения почвы и возможности его устранения.

2.4.7.Физические методы экологического мониторинга. Контроль состояния окружающей среды. Физические методы ее мониторинга. Оптические средства наблюдения за гидро- и атмосферой.

2.4.8. Мониторинг атмосферы и поверхности Земли из космоса. Лазерный мониторинг. Радиометрические величины и приборы. Современные методы наблюдения и регистрации ядерных излучений.


2.5. Экология человека. (4 ч)

2.5.1. Влияние на человека электрических полей, статического электричества, теплового действия тока. Электрическое сопротивление тела человека и его зависимость от состояния человека.

2.5.2. Влияние на здоровье различных шумов. Биологическое действие различных излучений (инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского).

2.5.3. Особенности действия радиации на живые организмы и защита от нее. Бытовая радиация.

2.5.4. Проводимость тока человеческим телом. Рефераты по теме: Меры предосторожности при работе с электрическими приборами.

2.6. Проектная деятельность. (2 ч)

Защита проектов по выбранным ранее темам. Итоговое занятие.


    1. Планируемые результаты.

 

Личностные результаты:

     сформированность экологического мышления, понимания влияния физических законов, природных явлений.

     приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

     сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

     сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

     готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

     развитие опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

     сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;

     сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

Метапредметные результаты:

     умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

     самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

     владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

     владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

     владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

     владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

     владение навыками картографической интерпретации экологических характеристик различных территорий.

 

Предметные результаты:

     сформированность представлений о физических законах; уяснение смысла понятий: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления, их существенные признаки; механическое движение, траектория, путь, скорость, относительность механического движения, звук, источники звука; температура, теплопередача, виды теплопередач, агрегатные переходы; электрический ток, сила тока, напряжение, источники тока, виды соединений потребителей тока, тепловое, химическое, магнитное действие электрического тока; свет, луч света, тень, отражение и преломление света, атмосфера, влажность воздуха; механическая работа, энергия;

Сформированность представлений об особенностях проведения физических исследований;

     сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

     владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

     владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

     сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

     сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.











  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.



    1. Условия реализации программы.

Материально-технические условия

Для проведения практических занятий используются кабинеты физики и биологии, оснащенные всем необходимым оборудованием в соответствии с реализацией федерального проекта «Успех каждого ребенка»


Наименование оборудования

1.

Аптечка первой помощи (5*550)

2.

Бинокль (1*3200)

3.

Весы лабораторные (1*6300)

4.

Весы учебные электронные (3*2700)

5.

Видеокамера (1*24700)

6.

Коллекция минералов (демонстрационные) (1*90000)

7.

Гербарий ботанический лесных травянистых видов растений (1*2200)

8.

Гербарный пресс (гербарная сетка) (1*3500)

9.

Гербарная папка (1*1100)

10.

Дидактические материалы (1*8190)

11.

Дальномер (1*4700)

12.

Измеритель радиации (1*5200)

13.

Измеритель электромагнитного фона (1*5200)

14.

Комплект определителей и атласов живых организмов (1*455)

15.

Комплекты лабораторных работ "Электричество " (10*39)

16.

Лаборатория «Физико-химический анализ воды» (1*26000)

17.

Люксметр (1*3200)

18.

Методические пособия (1*2600)

19.

Микроскоп цифровой (1*8700)

20.

Метеостанция (1*58000)

21.

Набор «Юный химик» (3*3200)

22.

Набор «Юный физик» (3*3200)

23.

Набор «Юный эколог» (1*3200)

24.

Набор «Магнетизм» (1*1700)

25.

Набор для экологического контроля(1*16101)

26.

Портативный измеритель температуры, влаги и кислотности почв (1*1600)

27.

Портативный оксиметр (1*6200)

28.

РН-метр (1*1100)

29.

Телескоп (1*162500)

30.

Термогигрометр (3*5850)

31.

Штангенциркуль/мерная вилка (3*3250)

32.

Шумомер (1*7020)

33.

Шкаф вытяжной химический (1*47450)

34.

Стол учительский (1*6500)

35.

Стул учительский (1*1950)

36.

Бумага фильтровальная (10*340)

37.

Коллекция полезных ископаемых (1*2792)



Биология

Портреты биологов (компл.)


Комплект таблиц по всему курсу биологии (120 шт., А1, полноцв, лам)

Физика

Комплект карточек "Оптика"


Комплект карточек "Электричество"(13 шт)


Комплект видеофильмов по физике на DVD-Дисках


Набор электронных изданий на CD "1С: Школа. Физика"


Интерактивное пособие "Физика. Механика и термодинамика. 10 класс"


Интерактивное пособие "Физика. Электродинамика, оптика и квантовая физика. 10-11 класс"


Портреты физиков (компл., стекло)


Таблица "Физические постоянные"


Таблица "Международная система единиц" (винил)


Таблица "Правила техники безопасности при работе в кабинете физике" 70*100 см


Таблица "Физические величины" (винил)


Таблица "Шкала электромагнитных волн" (винил)


Таблицы раздаточные "Физика 7 класс" (20 шт., А4)


Таблицы раздаточные "Физика 8 класс" (20 шт., А4)


Таблицы раздаточные "Физика 9 класс" (20 шт., А4)













Информационное обеспечение программы

Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/.

Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру). Форма доступа:http://www.intuit.ru

«Атлас новых профессий» - альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Форма доступа: http://atlas100.ru/.

Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям. Форма доступа:http://test.specialist.ru

Программа Intel «Обучение для будущего». Форма доступа:http://www.iteach.ru

Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании. Форма доступа:http://www.rusedu.info

Открытые системы: издания по информационным технологиям. Форма доступа:http://www.osp.ru

Электронные образовательные ресурсы Интернет. Форма доступа:http://new.bgunb.ru

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Форма доступа:http://www.megabook.ru

Образовательные ресурсы. Форма доступа:http://edusource.ucoz.ru

Википедия. Форма доступа:http://ru.wikipedia.org

Библиотека учебных курсов Microsoft. Форма доступа:http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия. Форма доступа: http://www.wikiznanie.ru



Кадровое обеспечение. Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы-исследователи» реализуется педагогами дополнительного образования естественнонаучного профиля. Все педагоги прошли обучение по программе повышения квалификации « Методика реализации дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях с высокооснащенными ученико-местами» в ОГБУ ДПО КИРО в 2021 г.



    1. Формы аттестации

1.            Ролевая игра «Экологический аукцион», «Суд над человеком»;

2.            Диспуты «Охрана и рациональное использование экосистем Курской области», «Рациональное использование пресноводных экосистем», «Как растения и животные понимают друг друга»;

3.            Экологический праздник «Международный день водно-болотных угодий»;

4.            Практическая работа «Решение Кейсов» на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения;

5.            Круглый стол «Путешествуем к звездам»;

6.            Самостоятельные работы «Природа света и звука», «Энергетика Курской области»;

7.            Практическая работа «Исследование качества воды озера Банское»;

8.            Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ;

9.            Итоговые викторины по разделам;

10.        Конкурс на лучшее оформление карты «Экосистемы России»;

11.        Тесты по темам программы;

12.        Защита исследовательских работ;

13.        Защита проектов;

14.        Участие в региональных научно-практических конкурсах и конференциях;

15.        Зачёт.

 

Примерные темы творческих работ учащихся:

  • Магнитное поле земли.

  • Природа парникового эффекта и «озоновых дыр».

  • Использование законов механики при совершенствовании работы очистных сооружений.

  • Альтернативная энергетика - «плюсы» и «минусы».

  • Перспективность ядерной энергетики.

  • Физические методы мониторинга состояния окружающей среды.

  • Мониторинг атмосферы и поверхности Земли из космоса.

  • Экологическая опасность теплоэнергетики.

  • Значение новых источников энергии и новых материалов в хозяйственной деятельности человека.

  • Энергосберегающие технологии при потреблении электроэнергии в жилых и производственных помещениях.



Оценочные материалы для диагностики знаний обучающихся

Для успешной реализации программы и достижения запланированных результатов необходимо тщательно диагностировать знания и умения учащихся, выявляя их способности, уровень знаний и умений, а также отсутствие необходимых в работе знаний и навыков. Группы надо комплектовать из учащихся, имеющих приблизительно одинаковый уровень знаний и умений.

Для комплектования групп необходимо провести входную диагностику знаний, умений, стремлений и наклонностей детей перед началом занятий. Входная диагностика проводится путем тестирования, анкетирования детей, собеседованием. По результатам входной диагностики комплектуются группы, составляется на основе данной программы учебно-тематический план для каждой группы, определяется уровень и глубина преподнесения материала, методы, применяемые в работе.

Входная диагностика знаний, умений и навыков обучающихся по годам обучения проходит с использованием разработанных автором критериев знаний и умений.

Уровень обучения

Уровень знаний, умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий


Имеет слабые знания по основным понятиям физики, экологии

Имеет слабые знания по основным понятиям и законам экологии,

экосистемам, но не может

самостоятельно ориентироваться в этих понятиях

Имеет элементарные знания по основным понятиям и законам физики, экологии, экосистемам, может самостоятельно ориентироваться в этих понятиях.

При оценке усвоения материала программы применяются следующие методы диагностирования: собеседование, обсуждение, анкетирование,тестирование, визуальный контроль, диспут, круглый стол, тренинг, работа с картами, лабораторная работа, защиты исследовательских работ, наблюдения, конкурс.

Конечный результат освоения данной программы отсрочен во времени. Положительным результатом образовательной деятельности является самоопределение обучающегося - жизненное, социальное, личностное и профессиональное.

 

Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Вид деятельности

Уровень знаний, умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

Изучение основных понятий

Слушает объяснения не внимательно, не участвует в обсуждении рассматриваемого материала, имеет поверхностные знания

Внимательно слушает объяснения, принимает участие в обсуждении рассматриваемого материала, хорошо запоминает преподаваемый материал

Внимательно слушает объяснения, активно участвует в обсуждении рассматриваемого материала, высказывает свою точку зрения, отлично запоминает преподаваемый материал и использует его в последующих работах

Участие в обсуждении рассматриваемого материала

Принимает участие в обсуждении только по вопросам преподавателя

Самостоятельно принимает участие в обсуждении материала

Активно принимает участие в обсуждении материала и высказывает свое мнение по вопросу

Проведение фенологических наблюдений в природе

Слабо знает методику проведения наблюдений и не может самостоятельно применить ее на практике

Знает методику проведения наблюдений и может самостоятельно применить ее на практике

Отлично знает методику проведения наблюдений и может самостоятельно применить ее на практике, вносит в работу творческий компонент

Написание и защита рефератов и исследовательских работ

Не стремиться к самостоятельной работе, имеет слабые навыки работы с дополнительной литературой. Не может отстоять свою позицию при защите реферата или  исследовательской работы.

Самостоятельно выбирает тему реферата или исследовательской работы из предложенных преподавателем, умеет работать с дополнительной литературой. Отстаивает свою позицию при защите реферата или исследовательской работы

Не только активно выбирает тему реферата или исследовательской работы, но может также предложить свою тему, умеет работать с предложенной литературой, но самостоятельно подбирает материалы. Активно отстаивает свою позицию при защите реферата или исследовательской работы





 

 

Результативность освоения программы - индивидуального образовательного маршрута - оценивается как на уровне знаний, умений и навыков, так и личностной характеристики обучающегося. Таким образом, занятия - это не только процесс освоения знаний, умений и навыков, но и способ познания себя, формирования отношений с товарищами, умения действовать сообща, радоваться достижениям коллектива и товарищей. Это еще и воспитание терпения, сосредоточенности, интереса к процессу и результатам труда, условия проявления инициативы и творчества. В процессе занятий отслеживаются личностные качества обучающегося: ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, уровень профессионального самоопределения, положение обучающегося в объединении; осуществляется экспертиза деловых качеств обучающегося.

Для оценки развития личностных качеств обучающихся в процессе освоения программы разработаны критерии оценки личностных качеств обучающихся.

 

Критерии оценки личностных качеств обучающихся

Личностные качества обучающегося

Критерии оценки

Низкий

Средний

Высокий

Социальная позиция

Неохотно принимает участие в экологических акциях, праздниках и проектах. Считает, что ничего изменить нельзя, нечего и стараться

Охотно принимает участие в экологических акциях, праздниках и проектах. Считает, что можно что-что изменить к лучшему

Активно принимает участие в экологических акциях, праздниках и проектах. Считает, что стараниями каждого можно изменить положение.

Межличност-ные

отношения

Не проявляет интереса к коллективной работе, допускает не тактичные замечания о работе других, не помогает товарищам при работе

Стремится к коллективной деятельности в целях общения с друзьями и самовыражения, не допускает не тактичные замечания о работе других, помогает товарищам при работе

Активно участвует в коллективной работе, тактичен в высказываниях, с удовольствием помогает товарищам

Отношение к занятиям

Не проявляет старательность и аккуратность в работе, часто не доводит начатое дело до конца, присутствует ради общения

Участвует в творческой работе, пытается самостоятельно справится с трудностями, старателен и аккуратен в работе, работает и интересом, всегда доводит начатое до конца

Ответственно подходит к любой работе, проявляет творчество и фантазию, активно участвует в коллективной работе, работает старательно и аккуратно



2.5. Список литературы:

Литература для учителя.

  1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы. - М.:Просвещение,1994.

  2. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики в средней школы. -М.:Просвещение,1983.

  3. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М.:Просвещение,1982.

  4. Мощанский В.Н., Савелова Е.В., История физики в средней школе.-М.:Просвещение,1981.

  5. Спасский Б.И. История физики. - М.: Высшая школа, 1977, ч 1,2.

  6. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. - М.:Наука,1983.

  7. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.:Просвещение,2000.

  8. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 класса в средней школе. - М.:Просвещение, 2005

  9. Детская энциклопедия. - М.:Педагогика,2001.

  10. Хрестоматия по физике/Под редакцией Б.И.Спасского.-М.:Просвещение,1982.

  11. Блудов М.И. Беседы по физике. - М.:Просвещение,1984.

  12. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: Детская литература,2005.

  13. Бесчастная Н.С. Физика в рисунках. - М.:Просвещение,1981.

  14. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы / Сост. И.Г.Кириллова.- М.:Просвещение,1986


Литература для учащихся.

1. Балашов М.М. О природе. (7,8 кл.).- М.: Просвещение, 1991.

2. Балашов М.М. Физика-9. -М.:Просвещение, 1994.

3. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике.- М.: Просвещение, 1988.

4. Ракин А. Волны большие и маленькие.- М.: Детская литература,1985.

5. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности.- Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.

6. Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч.1. для детей. Т.18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В.А.Володин.- М.: Аванта+, 2002.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!