СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для юных исследователей и руководителей научно-исследовательских работ «Справочник для начинающих исследователей»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для  юных исследователей и руководителей научно-исследовательских работ «Справочник для начинающих исследователей» имеет дидактические средства, это обучающая презентация, дневник исследователя и сценарий мастер-класса для слушателей.

Справочник рассчитан на педагогов, учителей-исследователей (руководителей научно-исследовательских и проектных работ), учащихся 7-11 классов школ, лицеев, гимназий, колледжей.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для юных исследователей и руководителей научно-исследовательских работ «Справочник для начинающих исследователей»»

Крячко Ирина Николаевна, учитель физики, высшей квалификационной категории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1»

г. Усолье-Сибирское Иркутской области


Методические рекомендации для юных исследователей и руководителей научно-исследовательских работ «Справочник для начинающих исследователей»


Методические рекомендации для юных исследователей и руководителей научно-исследовательских работ «Справочник для начинающих исследователей» имеет дидактические средства, это обучающая презентация, дневник исследователя и сценарий мастер-класса для слушателей.

Справочник рассчитан на педагогов, учителей-исследователей (руководителей научно-исследовательских и проектных работ), учащихся 7-11 классов школ, лицеев, гимназий, колледжей.

Цель справочника: приобретение слушателями функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний по исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Формирование исследовательской компетенции у целевой аудитории.

2. Включение слушателей в работу факультатива (спецкурса), мастер-класса, семинара-кейса, Форсайт-сессии, стажировочной сессии, хакатон-форума и флэш-семинара.

3. Приобретение аудитории функционального навыками ведения научно-исследовательской работы.

4. Развитие способности аудитории критически мыслить, формулировать проблему, искать её решение.

5. Создание условий для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, анализа, оформления и защиты работы

6. Проведение факультатива (спецкурса), мастер-класса, семинара-кейса, форсайт-сессии, стажировочной сессии, хакатон-форума и флэш-семинара по исследовательской деятельности, используя методическое пособие для юных исследователей и руководителей НИР «Электронный справочник для начинающих исследователей»

В результате все участники аудитории получат представление:

1.О философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

2.О таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, методы исследования, объект, предмет исследования, метод сбора и метод анализа данных;

3.Познакомятся и научатся методике написанию научно-исследовательской работы.

Необходимое оборудование и инструментарий: компьютер (ноутбук), проектор, экран (интерактивная доска), ручки или карандаши (фломастеры).

Дидактический материал: Дневник исследователя, рабочая тетрадь для заполнения, листы рефлексии.

Суть содержания справочника

Настоящий справочник представляет собой методические рекомендации в сжатом объёме, которые позволят всем пользователям самостоятельно разобраться в различных вопросах, возникающих при написании исследовательской работы, углубить уже имеющиеся навыки в исследовательской деятельности.

Последовательность этапов исследовательской работы предлагает рассмотреть в виде Блок-схемы, алгоритма, который позволит более наглядно представить всю НИР и выделить в алгоритме основные структуры - циклы.

В справочнике предлагается опыт по написанию с учащимися научно-исследовательской работы (НИР), конкретно - погружение всех участников и слушателей в апробацию написания работы. Электронный справочник в виде презентации размещен на личном сайте учителя https://multiurok.ru/Kryachko/

Справочник для начинающих исследователей, прежде всего для учащихся, которые занимаются исследовательской деятельностью, а также для руководителей научно-исследовательских работ. Справочник трансформируется для разной аудитории: в проведение мастер-класса, семинара-кейса, форсайт-сессии, стажировочной сессии, хакатон-форума и флэш-семинара.

Содержание справочника

  1. Компоненты научного аппарата

  2. Схема алгоритма исследователя

  3. Начало – идея, актуальность, проблема, гипотеза

  4. Объект исследования, предмет

  5. Цель НИР, задачи исследования

  6. Методы исследования, новизна исследования

  7. Практическая значимость

  8. Заполнение схемы-алгоритма (введение в НИР)

  9. Содержание работы

  10. Оформление работы

  11. Подготовка к защите

  12. Вместо заключения

  1. Компоненты научного аппарата

№ п/п

Компоненты научного аппарата

Реферат

НИР

1

Актуальность

+

+

2

Противоречие

-

+

3

Проблема

-

+

4

Цель

+

+

5

Объект

-

+

6

Предмет

+

+

7

Гипотеза

-

+

8

Задачи

-

+

9

Методы

+

+

10

Этапы (план исследования для проекта)

-

+

11

Научная новизна

-

+

12

Практическая значимость

-

+


  1. С хема алгоритма исследователя


Схема алгоритма предназначена для самостоятельного заполнения в ходе изучения и закрепления полученных навыков по написанию исследовательской работы.

Изучая и просматривая пособие, участники должны постараться заполнить схему алгоритма






  1. Начало – идея, актуальность, проблема, гипотеза


В основе любой исследовательской работы лежит идея, формулировка, которой потом прослеживается во всей работе и отражается в теме.

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.)

Актуальность рассматриваемого вопроса, что Вы рассматриваете и зачем?

Признаки актуальности:

1. Отвечает научной потребности практики

2. Не имеет соответствующего готового научного решения

В актуальности нужно указать, насколько исследовательская работа полезна для современной действительности, и где могут использоваться полученные результаты.

Например, исследовать паровозы с технической точки зрения не очень актуально, а вот проводить исследования в области нанотехнологий - это пик актуальности.

Проблема - осознанное затруднение, проблемная ситуация – некоторая совокупность обстоятельств, при которых вызывается затруднение.

Несоответствие заказа и научной разработанности темы, востребованности со стороны практики и слабой научной разработкой изучаемой проблемы и так далее.

  • Недостаточное количество чего-либо.

  • Отсутствие чего-либо.

  • Недостаточное качество чего-либо.

  • Избыток чего-либо.

  • Альтернатива (дилемма).

Гипотеза - научное предположение, которое указывает на то, каким образом может быть достигнута цель.

Гипотеза строится по алгоритму: «Если решится проблема, то мы получим цель».

Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

Для решения проблемы вам потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.


  1. Объект исследования, предмет


Объект исследования - это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование.

Предмет исследования – это «слабое звено», которое обнаруживается уже в противоречии, затем становится проблемой и, наконец, входит в цель. Предмет исследования формулируется почти идентично с целью.

Объект и предмет формируют тему исследования.


  1. Цель НИР, задачи исследования


Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, анонс результатов.

При описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы

Цель – это желаемый, конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:

  • определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных;

  • изучение динамики явлений;

  • выявление факторов развития, благоприятствующих условий;

  • разработка технологий, способов управления;

  • разработка действующего макета или прибора;

  • обобщение, выявление общих закономерностей;

  • создание методики исследования объекта, пакета документов, инструкции применения, электронного пособия, модели 3D;

  • адаптация методик, апробация исследуемого объекта.

Задачи НИР – алгоритм достижения данной цели.

Во-первых, это поэтапное решение (расшифровка) целей;

во-вторых, это конкретизированные, более частные цели

обозначение конкретных вопросов, обеспечивающих достижение целей;

в-третьих, это обозначение тех элементов, которые должны быть выявлены в ходе исследования.

Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.


  1. Методы исследования, новизна исследования





















Новизна исследования

  • Эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи.

  • Предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся.

  • Методы исследования, никогда ранее не применяющиеся при изучении подобных явлений.

  • Новые оценки ранее проведенных исследований.

  • Впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные, и так далее.


  1. Практическая значимость


Практическая значимость - это раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.

Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, ради чего эта работа делалась?

Обычно описание практической значимости исследования можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".

Возможно, полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и так далее.


  1. Заполнение схемы-алгоритма (введение в НИР)


При внимательном изучении пособия вы должны заполнить схему алгоритма, это введение к научно-исследовательской работе.

Автор приводит заполненную схему алгоритма, то есть введение к работе. Если это реферат, то исследования нет.




























  1. Содержание работы


Научно-исследовательская работа должна включать в себя следующие составные части:

  1. Введение.

  2. Теоретическая часть: один или несколько разделов, посвященных используемым методам исследования или инженерной разработки.

  3. Практическая часть: один или несколько разделов, содержащих основные результаты исследования или инженерной разработки и их обсуждение.

  4. Заключение (выводы).

  5. Список литературы, цитированных источников.

  6. Приложения (таблицы, чертежи, рисунки, фотографии)

  1. Оформление работы


Оформление работы нужно внимательно изучить в положении научно-практических конференций и руководствоваться следующими документами:

ГОСТ 7.32–2001(ред. от 07.09.2005),

ГОСТ 2.105–95.

Они регламентируют правила оформления и структуру отчетов научно-исследовательских работ, а также общие правила оформления любых текстовых документов.

Для оформления библиографического списка или списка источников используют:

ГОСТ Р 7.0.5–2008, ГОСТ 7.1–2003, ГОСТ 7.80–2000.

  1. Подготовка к защите


Для защиты доклада предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Отрепетируйте свое выступление перед классом, группой, руководителем.

Советы докладчику

  1. У спокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями. Помните – Вас никто не обидит.

  2. Назовите тему Вашей работы. Четко и ясно сформулируйте ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы: цель работы заключается в …», «Цель работы заключается в том, что (чтобы) »,
    «Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …» и т.п.

  3. Расскажите, каким путем вы шли к достижению поставленной цели, какие встретили трудности, как они были преодолены; одним словом, изложите основное содержание работы, ее идею и суть.

  4. Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы, в виде основного вывода или заключения по работе.

  5. Закончите выступление примерно так: «Доклад закончен. Благодарю за внимание».

  6. Успокойтесь. Подготовьтесь к ответам на вопросы.


  1. Вместо заключения



Юные исследователи! После окончания изучения справочника, вы заполнили схему-алгоритма к научно-исследовательской работе. Посмотрите внимательно заполненную схему (схема ниже).

Обратитесь к руководителю с вашими идеями, скорректируйте тему работы. Попробуйте по данной схеме написать исследовательскую работу.

Помните, что победа в ваших руках! Залог победы – хорошая учеба и добротно выполненная научная работа!

Хорошая работа имеет замечательное свойство: когда Вы защищаете ее, она защищает Вас!



























































Используемые источники

  1. Порохов Д.А. Как написать исследовательскую работу: метод. пособие для школьников, учителей и студентов. СПб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40с.

  2. Дневник исследователя https://multiurok.ru/Kryachko/

  3. Лучшие работы Всероссийского конкурса исследовательских работ «Я - исследователь» https://centrideia.ru/node/luchshie-raboty-vserossiyskogo-konkursa-issledovatelskih-rabot-i-referatov-ya-issledovatel


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!