Крячко Ирина Николаевна, учитель физики, высшей квалификационной категории.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1»
г. Усолье-Сибирское Иркутской области
Методические рекомендации для юных исследователей и руководителей научно-исследовательских работ «Справочник для начинающих исследователей»
Методические рекомендации для юных исследователей и руководителей научно-исследовательских работ «Справочник для начинающих исследователей» имеет дидактические средства, это обучающая презентация, дневник исследователя и сценарий мастер-класса для слушателей.
Справочник рассчитан на педагогов, учителей-исследователей (руководителей научно-исследовательских и проектных работ), учащихся 7-11 классов школ, лицеев, гимназий, колледжей.
Цель справочника: приобретение слушателями функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний по исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Формирование исследовательской компетенции у целевой аудитории.
2. Включение слушателей в работу факультатива (спецкурса), мастер-класса, семинара-кейса, Форсайт-сессии, стажировочной сессии, хакатон-форума и флэш-семинара.
3. Приобретение аудитории функционального навыками ведения научно-исследовательской работы.
4. Развитие способности аудитории критически мыслить, формулировать проблему, искать её решение.
5. Создание условий для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, анализа, оформления и защиты работы
6. Проведение факультатива (спецкурса), мастер-класса, семинара-кейса, форсайт-сессии, стажировочной сессии, хакатон-форума и флэш-семинара по исследовательской деятельности, используя методическое пособие для юных исследователей и руководителей НИР «Электронный справочник для начинающих исследователей»
В результате все участники аудитории получат представление:
1.О философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
2.О таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, методы исследования, объект, предмет исследования, метод сбора и метод анализа данных;
3.Познакомятся и научатся методике написанию научно-исследовательской работы.
Необходимое оборудование и инструментарий: компьютер (ноутбук), проектор, экран (интерактивная доска), ручки или карандаши (фломастеры).
Дидактический материал: Дневник исследователя, рабочая тетрадь для заполнения, листы рефлексии.
Суть содержания справочника
Настоящий справочник представляет собой методические рекомендации в сжатом объёме, которые позволят всем пользователям самостоятельно разобраться в различных вопросах, возникающих при написании исследовательской работы, углубить уже имеющиеся навыки в исследовательской деятельности.
Последовательность этапов исследовательской работы предлагает рассмотреть в виде Блок-схемы, алгоритма, который позволит более наглядно представить всю НИР и выделить в алгоритме основные структуры - циклы.
В справочнике предлагается опыт по написанию с учащимися научно-исследовательской работы (НИР), конкретно - погружение всех участников и слушателей в апробацию написания работы. Электронный справочник в виде презентации размещен на личном сайте учителя https://multiurok.ru/Kryachko/
Справочник для начинающих исследователей, прежде всего для учащихся, которые занимаются исследовательской деятельностью, а также для руководителей научно-исследовательских работ. Справочник трансформируется для разной аудитории: в проведение мастер-класса, семинара-кейса, форсайт-сессии, стажировочной сессии, хакатон-форума и флэш-семинара.
Содержание справочника
Компоненты научного аппарата
Схема алгоритма исследователя
Начало – идея, актуальность, проблема, гипотеза
Объект исследования, предмет
Цель НИР, задачи исследования
Методы исследования, новизна исследования
Практическая значимость
Заполнение схемы-алгоритма (введение в НИР)
Содержание работы
Оформление работы
Подготовка к защите
Вместо заключения
Компоненты научного аппарата
№ п/п | Компоненты научного аппарата | Реферат | НИР |
1 | Актуальность | + | + |
2 | Противоречие | - | + |
3 | Проблема | - | + |
4 | Цель | + | + |
5 | Объект | - | + |
6 | Предмет | + | + |
7 | Гипотеза | - | + |
8 | Задачи | - | + |
9 | Методы | + | + |
10 | Этапы (план исследования для проекта) | - | + |
11 | Научная новизна | - | + |
12 | Практическая значимость | - | + |
С хема алгоритма исследователя
Схема алгоритма предназначена для самостоятельного заполнения в ходе изучения и закрепления полученных навыков по написанию исследовательской работы.
Изучая и просматривая пособие, участники должны постараться заполнить схему алгоритма
Начало – идея, актуальность, проблема, гипотеза
В основе любой исследовательской работы лежит идея, формулировка, которой потом прослеживается во всей работе и отражается в теме.
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.)
Актуальность рассматриваемого вопроса, что Вы рассматриваете и зачем?
Признаки актуальности:
1. Отвечает научной потребности практики
2. Не имеет соответствующего готового научного решения
В актуальности нужно указать, насколько исследовательская работа полезна для современной действительности, и где могут использоваться полученные результаты.
Например, исследовать паровозы с технической точки зрения не очень актуально, а вот проводить исследования в области нанотехнологий - это пик актуальности.
Проблема - осознанное затруднение, проблемная ситуация – некоторая совокупность обстоятельств, при которых вызывается затруднение.
Несоответствие заказа и научной разработанности темы, востребованности со стороны практики и слабой научной разработкой изучаемой проблемы и так далее.
Недостаточное количество чего-либо.
Отсутствие чего-либо.
Недостаточное качество чего-либо.
Избыток чего-либо.
Альтернатива (дилемма).
Гипотеза - научное предположение, которое указывает на то, каким образом может быть достигнута цель.
Гипотеза строится по алгоритму: «Если решится проблема, то мы получим цель».
Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».
Для решения проблемы вам потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
Объект исследования, предмет
Объект исследования - это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование.
Предмет исследования – это «слабое звено», которое обнаруживается уже в противоречии, затем становится проблемой и, наконец, входит в цель. Предмет исследования формулируется почти идентично с целью.
Объект и предмет формируют тему исследования.
Цель НИР, задачи исследования
Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, анонс результатов.
При описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы
Цель – это желаемый, конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:
определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных;
изучение динамики явлений;
выявление факторов развития, благоприятствующих условий;
разработка технологий, способов управления;
разработка действующего макета или прибора;
обобщение, выявление общих закономерностей;
создание методики исследования объекта, пакета документов, инструкции применения, электронного пособия, модели 3D;
адаптация методик, апробация исследуемого объекта.
Задачи НИР – алгоритм достижения данной цели.
Во-первых, это поэтапное решение (расшифровка) целей;
во-вторых, это конкретизированные, более частные цели
обозначение конкретных вопросов, обеспечивающих достижение целей;
в-третьих, это обозначение тех элементов, которые должны быть выявлены в ходе исследования.
Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Методы исследования, новизна исследования
Новизна исследования
Эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи.
Предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся.
Методы исследования, никогда ранее не применяющиеся при изучении подобных явлений.
Новые оценки ранее проведенных исследований.
Впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные, и так далее.
Практическая значимость
Практическая значимость - это раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, ради чего эта работа делалась?
Обычно описание практической значимости исследования можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".
Возможно, полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и так далее.
Заполнение схемы-алгоритма (введение в НИР)
При внимательном изучении пособия вы должны заполнить схему алгоритма, это введение к научно-исследовательской работе.
Автор приводит заполненную схему алгоритма, то есть введение к работе. Если это реферат, то исследования нет.
Содержание работы
Научно-исследовательская работа должна включать в себя следующие составные части:
Введение.
Теоретическая часть: один или несколько разделов, посвященных используемым методам исследования или инженерной разработки.
Практическая часть: один или несколько разделов, содержащих основные результаты исследования или инженерной разработки и их обсуждение.
Заключение (выводы).
Список литературы, цитированных источников.
Приложения (таблицы, чертежи, рисунки, фотографии)
Оформление работы
Оформление работы нужно внимательно изучить в положении научно-практических конференций и руководствоваться следующими документами:
ГОСТ 7.32–2001(ред. от 07.09.2005),
ГОСТ 2.105–95.
Они регламентируют правила оформления и структуру отчетов научно-исследовательских работ, а также общие правила оформления любых текстовых документов.
Для оформления библиографического списка или списка источников используют:
ГОСТ Р 7.0.5–2008, ГОСТ 7.1–2003, ГОСТ 7.80–2000.
Подготовка к защите
Для защиты доклада предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Отрепетируйте свое выступление перед классом, группой, руководителем.
Советы докладчику
У спокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями. Помните – Вас никто не обидит.
Назовите тему Вашей работы. Четко и ясно сформулируйте ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы: цель работы заключается в …», «Цель работы заключается в том, что (чтобы) »,
«Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …» и т.п.
Расскажите, каким путем вы шли к достижению поставленной цели, какие встретили трудности, как они были преодолены; одним словом, изложите основное содержание работы, ее идею и суть.
Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы, в виде основного вывода или заключения по работе.
Закончите выступление примерно так: «Доклад закончен. Благодарю за внимание».
Успокойтесь. Подготовьтесь к ответам на вопросы.
Вместо заключения
Юные исследователи! После окончания изучения справочника, вы заполнили схему-алгоритма к научно-исследовательской работе. Посмотрите внимательно заполненную схему (схема ниже).
Обратитесь к руководителю с вашими идеями, скорректируйте тему работы. Попробуйте по данной схеме написать исследовательскую работу.
Помните, что победа в ваших руках! Залог победы – хорошая учеба и добротно выполненная научная работа!
Хорошая работа имеет замечательное свойство: когда Вы защищаете ее, она защищает Вас!
Используемые источники
Порохов Д.А. Как написать исследовательскую работу: метод. пособие для школьников, учителей и студентов. СПб.: Изд-во МБИ, 2006. – 40с.
Дневник исследователя https://multiurok.ru/Kryachko/
Лучшие работы Всероссийского конкурса исследовательских работ «Я - исследователь» https://centrideia.ru/node/luchshie-raboty-vserossiyskogo-konkursa-issledovatelskih-rabot-i-referatov-ya-issledovatel