Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальска
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
группы общеразвивающей направленности 4-5 лет «Радуга»
Разработала
воспитатель
Дорошенко Т.И.
2022-2023 учебный год
Участники проекта
- Дети группы общеразвивающей направленности 4-5 лет "Радуга".
- Воспитатели группы общеразвивающей направленности 4-5 лет «Радуга».
- Родители группы общеразвивающей направленности 4-5 лет "Радуга".
Актуальность проекта
Планета Земля — наш общий дом, и каждый человек должен проявлять заботу о нем, беречь и сохранять все его ценности и богатства. Так как именно в дошкольном детстве формируются основы личности, в том числе и отношение к природе и окружающему миру, именно детский сад является начальной ступенью непрерывного экологического образования и воспитания. Важно привить ребенку гуманные чувства в отношении окружающего его мира природы, помочь осознать ценность любого проявления жизни, вызвать стремление защитить и сберечь природу. Необходимо достичь того, чтобы уже в дошкольном возрасте наступило осознание того, что человек - часть природы, забота о природе есть забота о человеке, его будущем. Следовательно, то, что наносит вред природе, разрушает ее, является губительным и для человека.
Цель проекта
Сформировать у детей (и родителей) чувства единения с природой, сопричастности ко всему происходящему в ней.
На основе эмоциональных переживаний и практических действий развивать экологическую культуру детей, прививая гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы, а также чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта
учить видеть красоту природы;
учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
развивать логическое мышление, внимание, память;
развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, животным, растениям;
формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в быту;
учить замечать действия других людей по отношению к окружающей природе (сверстников и взрослых), давать им соответствующую адекватную оценку;
привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
Продолжительность
Среднесрочный (2 месяца).
Предполагаемый результат
Опыт детей в сфере экологического воспитания обогащен и обобщен путем использования различных форм деятельности. Благодаря применению различных методов и приемов у ребят развились эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, целостное представление об организации природоохранной деятельности. У детей развились воображение, мышление, восприятие, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Сформировалось сообщество «дети – воспитатели – родители».
Итоговые мероприятия
Выставка рисунков на тему «Мы – друзья природы».
Викторина «Знатоки природы».
Буклеты для родителей «Мы – друзья природы».
Создание видеопрезентации для родителей по проекту «Мы – друзья природы».
Взаимодействие с родителями
- Участие родителей в совместном проекте способствует сближению в общении «педагог – родитель». - Приобретение родителями практических навыков в области познавательного развития ребёнка. - Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. - В процессе реализации проекта устанавливается эмоциональный контакт между ребёнком, родителями и педагогами.
Этапы организации проекта
Подготовительный: 1 - 10 марта 2023.
Основной: 13 марта - 21 апреля 2023.
Заключительный: 24 - 28 апреля 2023.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки |
1 этап. Подготовительный. Цель: Создание условий для реализации проекта. | 1. Поиск идей проекта, изучение интереса детей для определения цели и задач проекта. 2. Подбор методической, справочной, энциклопедической литературы по выбранной тематике проекта. 3. Подбор наглядно-дидактического материала. 4. Разработка плана проведения мероприятий проекта. 5. Размещение информации для родителей в групповом чате. | 1 - 10 марта 2023. |
2 этап. Основной. Цель: Организация образовательно-воспитательной деятельности по реализации задач проекта с активным участием родителей. | - Беседа «Природа в нашей жизни». - Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить". - Чтение стихотворения Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде". - Чтение стихотворения Р. Рождественского "Береги природу". - Чтение сказки Нины Павловой «Большое чудо». - Рисование по сказке Н. Павловой «Большое чудо». - Чтение сказки Тимура Максютова "Путешествие капельки". - Рисование по сказке Т. Максютова «Путешествие Капельки». - Рисование с родителями дома на тему «Мы – друзья природы». - Презентация для детей «Птицы Сальских степей». - Беседа о Красной книге. - Эксперимент "Как сосулька превратилась в воду". - Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды). - Проведение утреннего круга, посвященного Всемирному дню водных ресурсов. 22 марта 2023. - «Огород на подоконнике» (выращивание зеленого лука). - Презентация для детей «22 апреля — Международный день Земли». - Просмотр экологического мультфильма «Земля и Мальчик». - Беседа-игра "Что ты сделал доброе для природы?" - Игра "Что будет, если…" - Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы". - Наглядная агитация для родителей: буклет с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в домашних условиях. | 13 марта - 21 апреля 2023. |
3 этап. Заключительный. Цель: Подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы. | 1. Анализ проведенной работы. 2. Презентация проекта на педагогическом совете. 3. Публикация проекта на персональных интернет-сайтах педагогов группы. 4. Размещение видеоролика для родителей по проекту «Мы – друзья природы». в групповом чате. | 24 - 28 апреля 2023 |
Список литературы
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное
пособие. - М., Педагогическое общество России, 2010.
2. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред.
С. Н. Николаевой. - М, 2005
3. Масленникова О. М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -
Волгоград: Учитель, 2011
4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.
Педагогическое общество России, 2003.
5.Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М.,
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. В.А. Шишкина, М.Н., Дедулевич. Прогулки в природу. – М., «Просвещение»
2002.
7. Сайты https://infourok.ru/ ; https://www.maam.ru/ .