СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в праздничной и досуговой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассматривает процесс разностороннего развития детей дошкольного возраста в праздничной и досуговой деятельности. В ней приведены классификации видов досуговой деятельности, дана их характеристика, определена роль в творческом и нравственном развитии детей.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в праздничной и досуговой деятельности»

УДК 376 : 372.878


МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРАЗДНИЧНОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Ильящук И. Ю.,

Курский государственный университет,

Детский сад № 5

г. Железногорск Курской обл., Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. Статья рассматривает процесс разностороннего развития детей дошкольного возраста в праздничной и досуговой деятельности. В ней приведены классификации видов досуговой деятельности, дана их характеристика, определена роль в творческом и нравственном развитии детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, образовательный процесс, празднично-досуговая деятельность.

Abstract. The article examines the process of versatile development of preschool children in festive and leisure activities. It provides classifications of types of leisure activities, gives their characteristics, defines the role in the creative and moral development of children

Key words: preschool age, educational process, holiday and leisure activities.



Концепция дошкольного образования в РФ рассматривает развитие интегративной личности ребенка, как центральную задачу, вследствие чего для педагогов ДОУ актуализируется необходимость помочь ребенку сформировать его индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. При изучении закономерностей развития ребенка мы заметили, что период дошкольного детства – это этап становления личности, на котором следует необходимо опираться на модель формирования основ детской культуры, представленную в современных педагогических и психологических исследованиях вопросов дошкольного образования и воспитания.

На данный момент в науке имеется значительный объем теоретических и практических знаний о проблемах «культурного человека», из которых следует исходить при формулировании и решении исследуемых нами аспектов дошкольного воспитания, касающихся вхождения ребенка в мир музыкальной культуры и значимого использования его свободного времени. Актуальность данных вопросов определяется тем, что культурно-досуговая деятельность является одним из основных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. В дошкольный период детства эмоции доминируют во всех сторонах жизни ребенка, а потому определяют его включенность в творческо-преобразующую деятельность и степень развития интереса к окружающему миру, выступают причинами активности и культурных потребностей, выражают отношение к явлениям жизни.

Следует подчеркнуть, что несмотря на то, что музыкально-досуговая деятельность является значимой сферой жизни маленького человека, в которой происходит его психоэмоциональное, физическое и духовное становление и развитие, в дошкольной педагогике ей уделяется второстепенное внимание. Досуговое время предполагает свободную деятельность детей, развивает личность, способствует самовыражению, побуждает к творчеству, способствует формированию ценностных ориентаций, объективной самооценки детей, самовоспитанию личности. Наиболее эффективно досугово-культурная деятельность организуется в ДОУ, где сформированы все необходимые условия для решения стоящих перед ней задач в самых разных формах. В рамках дошкольной программы принята определенная классификация культурно-досуговой деятельности по формам организации:

1. Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы. Его цели и задачи: учить детей распределять свои силы между умственным и физическим трудом, и отдыхом; создавать радостное настроение и эмоциональный подъем; учить детей организованности и самостоятельности;

2. Развлечения – вид культурно-досуговой деятельности, имеющей компенсаторный характер, они возмещают издержки будничности и однообразия. Их цели и задачи: способствовать эстетическому и всестороннему развитию ребенка; знакомить его с разными видами искусства; развивать эмоции и чувства; формировать положительные качества (доброта, доброжелательность и т. д.), уверенность в себе, веру в свои силы и возможности» [Гончарова, с. 217]. В практике современных дошкольных образовательных учреждений широко используются такие формы музыкально-досуговой деятельности, как: тематические музыкальные вечера; разговорные концерты; театральные постановки; игры-драматизации; концерты художественной самодеятельности детей и др.

3. «Праздники – культурно-досуговая деятельность с ритмом жизни, традициями, обычаями, обрядами. Это – дни радости, веселья и объединения. Их цели и задачи: создать радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный отклик; формировать праздничную культуру, учить детей традициям праздника, его организации, правилам гостевого этикета, приема и приглашения гостей; развивать моральные и нравственные качества, художественный вкус; сплачивать детей и взрослых, формировать полезное сотрудничество; обеспечивать социализацию детей, вырабатывать активную жизненную позицию; приобщать к человеческой культуре и сохранению традиций и обычаев русского народа» [Гончарова, с. 17-18].

4. Шоу-программа – форма проведения досуга, которая приобрела большую популярность в современных ДОУ. Сегодня шоу-программы разной тематики готовятся и проводятся с детьми не только педагогами дошкольного учреждения, но и с привлечением агентств по организации детских праздников. Характерными признаками таких программ становятся приглашенные аниматоры в ярких костюмах, которые развлекают детей и других гостей, эмоционально окрашенная легкая для восприятия музыка и неоновый свет, придающие торжеству эффектность.

Следует отметить, что ядром детского свободного времени являются творческое поведение (взаимодействие детей с окружающей средой) в пространственно-временной среде и свобода выбора вида занятий и степени активности, которая внутренне (потребности, мотивы, установки, выбор форм и способов поведения) и внешне (факторы, порождающие поведение) детерминирована.

Праздники, досуги, развлечения являются действенным средством художественно-эстетического воспитания дошкольников, формирующим их общую музыкальную культуру. Следовательно, музыкальный руководитель ДОУ должен иметь в виду, что через указанные формы работы с дошкольниками в единстве и преемственности с проводимыми им систематическими музыкальными занятиями он стремится к достижению планируемых результатов, определенных требованиями ФГОС ДО. Его работа по организации музыкально-досуговых мероприятий должна носить целенаправленный и систематический характер, подчиняться определенной логике и иметь четкую структуру.

Так, например. Л. Малыхина отмечает, что подготовка музыкального руководителя к проведению досугового мероприятия включает несколько последовательных этапов, куда входят: «предварительная презентация мероприятия; разработка общей идеи мероприятия; разработка досуговой программы; подбор ведущего и шоу-программы; оформление помещения; подбор музыки и сведение единого музыкального ряда для праздничного вечера; репетиция; проведение мероприятия» [Малыхина, c. 48].

Автором данной статьи (музыкальным руководителем МДОУ «Детский сад № 5» г. Железногорска Курской области) в опоре на накопленный личный опыт практической деятельности была разработана следующая памятка для педагогов ДОУ по организации и проведению разных по тематике музыкальных досуговых мероприятий:

1. Успешная организация праздничного мероприятия определяется, прежде всего, продуманным сценарием, составленным с музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателями.

2. Важно, чтобы праздничный репертуар был художественным, соответствовал возрастной группе детей и требованиям образовательной программы.

3. Сценарий должен быть умеренно насыщен выступлениями и занимать не более 35-45 минут в старших и подготовительных группах и 25-30 минут в младших и средних группах. Сюжет не должен прерываться.

4. Мероприятие должно проводиться в хорошем темпе, с хорошей динамикой, с учетом требований СанПиН.

5. Воспитатели вместе с музыкальным руководителем отвечают за организацию праздничных мероприятий и развлечений в каждой группе. Обсуждая сценарий, необходимо определить роль и обязанности каждого педагога.

6. Ведущий играет большую роль в праздничном мероприятии. Он должен уметь импровизировать, выискивая элементы неожиданности и действенности праздничного общения с учетом партнерских отношений между учителем и ребенком.

7. Внешний вид воспитателей, детей и родителей должен соответствовать настроению праздника, а помещение – эстетично оформляться украшениями и атрибутами.

8. Подготовка к празднику/развлечению должна проводиться таким образом, чтобы не нанести ущерб основной образовательной программе (во второй половине дня, на прогулке, самостоятельных музыкальных и игровых занятиях).

Музыкальные праздники и развлечения всегда вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, чувство радости и неподдельный интерес. Вместе с тем у них появляется стимул к получению новой информации, а если ребёнок является участником развлекательного действия, у него совершенствуются и закрепляются практические умения и навыки, приобретённые во время досуговых мероприятий.

Праздничная и досуговая деятельность является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к праздничному или досуговому мероприятию, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать, как звенья единого педагогического процесса.

Результатом музыкального развития являются, прежде всего, детские эмоции. После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.

На наш взгляд, основными задачами музыкального руководителя ДОУ при организации музыкальных праздников и досуговых мероприятий являются:

- охрана и укрепление интеллектуального, физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми миром и самим собой;

- формирование общей и музыкальной культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование благоприятной социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей [ФГОС ДО].


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 29.01.2022)

  2. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания. М.: Academia, 2014. 328 с.

  3. Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза. Волгоград: Учитель, 2016. 165 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!