СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыка в Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Музыка в Древней Руси"»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) урока по окружающему миру в 4 классе,

Тема: Музыка в Древней Руси.



Выполнили: студентки 4 «А» группы

Галаматова Х.А.

Сластушинская Е.И.

Спиридонова Е.Е.

Утякова Д.М.

Проверила: преподаватель Ванюшина Е.Е.__________





Астрахань, 2023



Предмет:

Окружающий мир (раздел Обществознание)»

Класс:

4

Учебник:

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока

«Музыка в Древней Руси»

Цель

Познакомиться с разновидностями музыки в древнее время.

Задачи

Образовательные: познакомить детей с тем, какие виды музыки слушали в древние времена, объяснить, что такое духовная музыка, фольклор, хороводные, плясовые, свадебные песни и песни-плачи; рассмотреть музыкальные инструменты.

Развивающие: развивать умение применять уже полученные знания по музыке и истории, краеведению при изучении нового материала, умение самостоятельно работать с источниками знаний, развивать умение сравнивать, наблюдать; делать выводы, музыкально-исполнительную культуру, способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, речи.

Воспитательные; поддерживать интерес к истории, любознательность, воспитывать чувства сотрудничества, сотворчества, уважительного отношения к прошлому своей Родины, художественно-эстетический вкус, интерес к народной музыке.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Предметные: формирование представлений о музыке в Древней Руси.

Личностные:

-формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- формировать положительное отношение к уроку;

 - формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека;

 - формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу;

 - проявление самостоятельности в учебной деятельности.

  Метапредметные:

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

   - проговаривать последовательность действий, вносить соответствующие коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-уметь высказывать своё предположение;

 - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;

- фиксировать индивидуального затруднения в пробном действии;

-уметь соотносить свои знания и определять проблему;

- уметь оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

- уметь аргументировать своё мнение;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- уметь взаимодействовать с соседом по парте, уметь вступать в диалог.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;                   

-понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ;

- уметь использовать полученную информацию

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная, работа в парах

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, раздаточный материал

Учебное оборудование и материалы для учителя

Презентация, учебник, ТК урока, раздаточный материал.

Используемые учителем литература

Учебник окружающего мира 4 класс, Интернет-ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран
























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Орг. момент

-Здравствуйте ребята, сегодня урок окружающего мира проведут:

Евгения Евгеньевна

Екатерина Игоревна

Дарья Муслимовна

Хава Абдулахиевна

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит - надо встать,

Когда позволит сесть- то сядь.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

-Садитесь на свои места.

- А какими вы сегодня хотите быть на уроке?

(Какие качества вам потребуются?)


Приветствуют учителя
















- Внимательными, послушными, умными, собранными…

Регулятивные: умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

2. Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите перед собой?

- Верно, это задание в виде теста. Откройте тетради.

- Сколько клеток нужно отступить от прошлой записи?

- Записываем сегодняшнее число. Какое сегодня число?

- Как только запишете, поднимите глазки на меня, чтобы я видела, что вы готовы работать дальше.

1. О каком предмете идёт речь в описании.

Это оружие обычно бывает составным, имея две части: металлическое или каменное навершие (головку или шар), закреплённое на деревянной или металлической рукояти. В древних летописях о нём часто писали «жезл ручной».

А) Булавка

Б) Плеть

В) Булава

2. Какой головной убор обязательно должен был быть на воине?

А) Шляпа

Б) Каска

В) Шлем

3. Височные кольца получили своё название, потому что подвешивались за ленты или ремешки на…

А) Лоб

Б) Виски

В) Уши

4. Как называли мастера, изготавливающего доспехи и оружие для воинов?

А) Кузнец

Б) Гончар

В) Сапожник

5. Какие два предмета обязательно должны были быть у каждого воина?

А) Булава и меч

Б) Щит и меч

В) Нож и палица

- На выполнение этого задания я даю вам несколько минут. Как только выполните его, покажите мне свою готовность. Приступайте.

- Я вижу, что многие из вас уже закончили, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте выполнение этого задания, сверив ответы с образцом на слайде.

- Если ваш сосед допустил ошибку в каком-либо из вопросов, аккуратно карандашом зачеркните и справа запишите правильный вариант ответа. Приступайте.

- Отлично. Обменяйтесь тетрадями снова. Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Умнички! Погладьте себя по голове.

- Поднимите руки те, кто допустил в задании ошибки. Не расстраивайтесь, достаточно закрепив знания, вы обязательно справитесь со следующим заданием.

- Ребята, с какой темой урока были связаны вопросы в задании?

- Совершенно верно, на прошлом уроке мы начали своё путешествие по Древней Руси. С чем мы познакомились на прошлом уроке? О чём говорили?

- Верно, рассмотрели древнерусские доспехи и оружие; познакомились с ремесленными изделиями; узнали о них много интересных фактов и историй.

-Перед собой мы видим задание в виде теста.

Открывают тетради.


-4 клетки отступаем, в 5 пишем.


-Сегодня 10 октября.


Показывают свою готовность.



Выполняют задание.

































Показывают свою готовность.





Осуществляют взаимопроверку.




Исправляют ошибки.




Поднимают руки, хвалят себя.




Поднимают руки.








-С ремёслами Древней Руси.


-На прошлом уроке мы знакомились с ремёслами Древней Руси, названиями мастеров, предметами оружия и ремесленными изделиями.

Слушают учителя.



Познавательные:

умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точность выражать свою мысль.

3. Подведение к теме. Формулировка темы

Целеполагание

-Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Руси, а вот с чем мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке, вам предстоит узнать самим.

Звучит фрагмент игры на гуслях.

- Ребята, что мы с вами только что услышали?

- Верно, музыка. Как вы думаете с чем мы с вами сегодня будем знакомиться, путешествуя по Древней Руси?

- Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться с музыкой, которую слушали в Древней Руси.

- Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

- Совершенно верно, тема нашего сегодняшнего урока: «Музыка в Древней Руси».

Сегодня мы с вами узнаем:

1. Какую музыку слушали в древние времена;

2. Какие музыкальные произведения составляли основу музыки в Древней Руси;

3. Какие народные музыкальные инструменты существовали в то время.

- Какую цель мы поставим на сегодняшний наш урок?

- Какая личная цель у вас есть на этом уроке?

- Хорошо. Давайте же отправимся в наше путешествие, сегодня нас ждёт очень много интересного.

Слушают учителя.





Слушают мелодию.

-Музыку.


-С музыкой.







-«Музыка в Древней Руси».





Знакомятся с планом урока.







-Познакомиться с разновидностями музыки в древнее время.

Ставят личные цели

Познавательные:

ориентироваться в системе знаний; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

4. Объяснение нового материала




Работа с новым термином





















































Работа с новым термином

-В древние времена слушали народную и духовную музыку. Давайте рассмотрим их поближе.

-Посмотрите на слайд с новым термином.

-В слове «духовное» ударение падает на второй слог -хов-. Обратите внимание на его написание.

Учитель называет слово с правильно поставленным ударением.

-Давайте проговорим все вместе хором слово «духовная».

-Духовная музыка — (нем. Geistliche Musik) музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения как во время церковной службы, так и в жизни. В православных христианских храмах в музыкальных инструментах нет необходимости, голос поющего человека, голос, идущий от глубины души, не сопровождается и не заслоняется другими звуками. Современная духовная музыка исполняется не только в церкви, но и в филармониях, концертных залах, композиторы сочиняют музыку для оркестров, ансамблей. Главное в этой музыке – высоко духовное содержание, обращение к Богу, святым.

-Какие однокоренные слова к слову «духовный» вы знаете?

-Посмотрите, как выглядит хор, исполняющий духовную музыку.


-Откройте тетрадь-словарик и запишите новый термин, поставив ударение.

-Давайте попробуем составить предложение с этим словом.


-Послушайте пример духовной музыки.

Учитель включает пример духовной музыки.

-Что вы почувствовали?


-Много веков хранятся в памяти народа различные произведения музыкального фольклора. Рассмотрим народную музыку.

-Посмотрите на слайд с новым термином.

-В слове «фольклор» ударение падает на последний слог -клор.

Учитель называет слово.

-Давайте проговорим все вместе хором слово «фольклор».

-Фольклор – (от английского folk – народ, lore – мудрость) – особый вид искусства, устное народное творчество. Имеет культурную ценность и передается из уст в уста. Создается народом.

-Какие однокоренные слова вы знаете к слову «фольклор»?

-Посмотрите на изображения. Что вы видите?

-Верно. А что еще мы относим к фольклору?

-Верно.

-Откройте тетрадь-словарик и запишите новый термин, поставив ударение.

-Давайте попробуем составить предложение с этим словом.


-Выделяют следующие произведения музыкального фольклора: песни хороводные, плясовые, свадебные, песни-плачи.

-С древнейших времён главным занятием славян было земледелие. Силой музыки и слова наши предки хотели покорить природу. Весной люди приветствовали пробуждение природы и просили её быть доброй к ним, летом славили природу, которая дала им богатый урожай. Отсюда и название этих древнейших песен – календарные. В старину с календарными праздниками были связаны хороводные песни.

-Хороводы имели широкое распространение – в них принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные луга, рощи.

-Посмотрите на картину Михаила Боскина «Хоровод». Вот так выглядели хороводы в Древней Руси.

-К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмёркой.

-Давайте послушаем хороводную песню (Девичий хоровод «Реченька»). Представьте себе, как люди водят хоровод под эту музыку.

-Какой хоровод вам представился? Медленный? Быстрый?

-Какие хороводные песни знаете вы?

-Хорошо.

Слушают учителя.























Проговаривают слово вместе с учителем с ударением на первый слог.






-Дух, духовность и т.д.



Рассматривают записи.









Записывают новый термин в тетрадь-словарик, поставив ударение.

-В храме исполняли духовную песню. Мне нравится эта духовная песня.



-Гармонию, тепло. На душе хорошо, спокойно.













Проговаривают вместе с учителем.






-Фольклорный.


-Мы видим, как народ в Древней Руси пели вместе песни.









-Былины, небылицы; поговорки; сказки, пословицы.




-В школе мы изучаем фольклор Древней Руси.


Слушают учителя.




















Рассматривают картину Михаила Боскина «Хоровод».

















Слушают хороводную песню (Девичий хоровод «Реченька»). Представляют хоровод под эту музыку.

-Представился медленный, плавный, спокойный.

-«Заинька», «Каравай», «Царь за городом гуляет»


Познавательные:

построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Физминутка

-Ребята, вижу, вы устали, давайте встанем и выполним несколько упражнений.

Выполняют под песню «Шел козел по лесу...»


Повторяют за учителем.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Работа по теме

-Хоровод завершался общей пляской под пение веселых песен – плясовых.

В плясовых песнях, в отличие от хороводных, важно показать своё умение, силу, ловкость.

-Посмотрите на изображение. Так в Древней Руси развлекались под плясовые песни.

-Давайте послушаем одну из плясовых песен. (Уральская плясовая)

-Какая вам показалась плясовая песня?

-Какие плясовые песни знаете вы?

-Рассмотрим свадебные песни.

Это может быть медленный и торжественный вальс, быстрая и динамичная частушка.

Свадебные песни отличаются особой интонацией и пафосом. Они отражают радость, любовь, оптимизм и надежду на долгую и счастливую жизнь вместе.

-Посмотрите на слайд и послушайте одну из свадебных песен. («Зеленая сосенушка»)

-Какая она вам показалась?

-Формой выражения скорби и грусти на Руси стали плачи – особый жанр фольклора, лиричный и пронизывающий.

Песня сопровождала человека и в скорби, помогала выразить ему свое горе, выплеснуть боль.

-Посмотрите на картину Алексея Ивановича Корзухина «Поминки на деревенском кладбище».

-Как вы можете ее описать?



-А теперь послушайте песню-плачи.

(Ой резвы ножки подломилися (Похоронные плачи)).

-Какие чувства у вас вызвала эта песня?

-Как вы думаете, какие народные инструменты использовались для музыкальных фольклорных произведений?

-Верно. Посмотрите, как выглядят некоторые из этих инструментов.


Слушают учителя.





Рассматривают изображение.











Слушают плясовую песню.

-Веселая, быстрая.

-«Валенки», «Матрешки».






















-Веселая, быстрая.







Рассматривают картину.


















-Картина очень грустная, как и ее герои. У них печальный вид. Они будто смотрят в пустоту.

Слушают песню.


-Грустно, тяжело на душе.




-Балалайка, гусли, волынка и т.д.




Познавательные:

построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Первичное закрепление

-Сейчас будем выполнять работу в группах. Для этого разделимся на 4 группы.

(Делятся на 4 группы)

-Но прежде, чем начать давайте вспомним правила работы в группах.

-Хорошо.

-У каждой группы на парте лежат карточки с буквами. Ваша задача собрать из них слово – название произведений музыкального фольклора.

-Приступайте к работе.

-Давайте проверять. Первая группа, какое произведение музыкального фольклора у вас получилось?



-Вторая группа, какое произведение музыкального фольклора у вас получилось?



-Третья группа, какое произведение музыкального фольклора у вас получилось?

-Четвертая группа, какое произведение музыкального фольклора у вас получилось?

-Молодцы!

-Теперь вам нужно будет прочитать описание всех четырех произведений музыкального фольклора на слайде, определить и выделить то описание, которое соответствует слову, что у вас получилось из карточек, подняв номер карточки.

1. Особый жанр фольклора, лиричный и пронизывающий.

Песня сопровождала человека и в скорби, помогала выразить ему свое горе, выплеснуть боль.

2. Это может быть медленный и торжественный вальс, быстрая и динамичная частушка.

Данные песни отличаются особой интонацией и пафосом. Они отражают радость, любовь, оптимизм и надежду на долгую и счастливую жизнь вместе.

3. Общий характер их исполнения – медленный, степенный. Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмёркой.

4. Хоровод завершался общей пляской под пение веселых песен – ….

В плясовых песнях, в отличие от хороводных, важно показать своё умение, силу, ловкость.

-Внимательно читайте и вспоминайте особенности. Приступайте к работе.

-Давайте проверять.

-Первая группа «свадебные», какое описание вам соответствует?

-Давайте проверим на слайде.

-Верно, молодцы.

-Вторая группа «песни-плачи», какое описание соответствует?

-Давайте проверим на слайде.

-Верно, молодцы.

-Третья группа «плясовые», какое описание соответствует?

-Давайте проверим на слайде.

-Верно, молодцы.

-Четвертая группа «хороводные», какое описание соответствует вам?

-Молодцы!

-Теперь вам нужно будет послушать отрывок каждого из произведений музыкального фольклора, определить тот, который соответствует вашей группе, подняв карточку с номером песни.

(1. Русская плясовая. Русский народный хор им. М.Е. Пятницкого;

2. Русская народная песня «Плач невесты-сироты» Концертный хор

3. Как увсе голубки. (русская народная свадебная) Ирина Леонова

4. Нижегородский русский народный оркестр. Ю.Шишаков "Хороводная")

-Давайте проверять. Первая группа, песня под каким номером соответствует названию вашему произведению музыкального фольклора? Почему?











-Хорошо. Вторая группа, песня под каким номером соответствует названию вашему произведению музыкального фольклора? Почему?







-Хорошо. Третья группа, песня под каким номером соответствует названию вашему произведению музыкального фольклора? Почему?







-Хорошо. Четвертая группа, песня под каким номером соответствует названию вашему произведению музыкального фольклора? Почему?





-Молодцы!


Делятся на 4 группы.




-Слушать своих одноклассников, не перебивать их, предлагать свои идеи, обсуждать вместе идеи.





Собирают слово из карточек в группе.


-У нас получилось слово «свадебные».

-У нас получилось слово «песни-плачи».



-У нас получилось слово «плясовые».


-У нас получилось слово «хороводные».



Слушают учителя.




























Выполняют работу в группах.



-Соответствует второе описание.



-Соответствует первое описание.



-Соответствует четвертое описание.



-Соответствует третье описание.








Слушают и определяют соответствующую песню.








-Номер 3. Так как эта песня имеет характерные для свадебных песен признаки: радость, любовь, оптимизм и надежду на долгую и счастливую жизнь молодых людей вместе.




-Номер 2. Так как эта песня имеет характерные для песен-плач признаки: выражение скорби и грусти.





-Номер 1. Так как имеет признаки, характерные для плясовых песен: песни быстрого темпа исполнения, под которые происходит пляска. Очень веселая, под которую хочется танцевать.




-Номер 4. Так как имеет признаки, характерные для хороводных песен: общий характер их исполнения – медленный, степенный.

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя полученную на уроке;

понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ;

уметь использовать полученную информацию

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные:

прогнозирование.

Коммуникативные:

уметь аргументировать своё мнение;

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

уметь взаимодействовать с группой, уметь вступать в диалог.

Итоги урока



- Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги урока.

- Что вы узнали на уроке?


- Что было интересного?


- Какие цели мы ставили на урок?











- Достигли мы их? Как вы считаете?





Ответы учащихся.


Ответы учащихся.


- Познакомиться с разновидностями музыки в древнее время. Узнать, какую музыку слушали в древние времена; какие музыкальные произведения составляли основу музыки в Древней Руси; какие народные музыкальные инструменты существовали в то время.

- Да, достигли.

Познавательные:

умение структурировать знания

оценка процессов и результатов деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

волевая саморегуляция

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


Рефлексия

-Ребята, оцените свою работу на урок.

Если вы всё поняли и сможете объяснить эту тему другому, то поднимите жёлтый цветочек.

Если вы поняли тему урока, но не сможете объяснить другому, то поднимите синий цветочек.

Если вы совсем не поняли тему, то красный цветочек.

-Спасибо за урок, вы все большие молодцы. Урок окончен.

Оценивают свою деятельность.





Коммуникативные:

способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке.

умение выражать свои мысли




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!