СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыка, рисующая картины природы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Природа удивительно разнообразна красками и формами. А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков, целые многоголосия хоров насекомых, птиц, и других животных!

Природа-настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в окружении природы. Музыка и стихи - это то прекрасное, без чего человек не может жить. Многие композиторы, поэты сочиняли прекрасные произведения о красоте природы. В природе есть душа, в ней есть язык, и каждому дано услышать этот язык, понять его. Многим талантливым людям, поэтам, музыкантам удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений. Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодоря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика. В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Просмотр содержимого документа
«"Музыка, рисующая картины природы"»

Тема урока: Музыка, рисующая картины природы
5 класс
Идея: Человек - частица природы.

Цели: показать, что музыка тесно связана с природой, с жизнью человека, являющегося неотъемлемой частью природы; развивать вокально-хоровые навыки при разучивании песни, слух, чувство ритма, воспитывать в детях музыкальную культуру как понимание и создание собственного внутреннего мира, чувство сопричастными с окружающим миром, с разной природой.

Оборудование: картины К.Юона и И.Шишкина, стихи, рисунки учащихся, проигрыватель, грамзапись, баян. 

Ход урока. 

Организационный момент. 
Музыкальное приветствие.
II. Сообщение темы и целей урока. 
Беседа по пройденному материалу: «Музыка, воспевающая природу». 
- Вспомнить названия произведений о природе и имена композиторов (Э.Григ «Утро», «Заход солнца», П.И.Чайковский «Осенняя», Г.Свиридов «Поёт зима аукает» и др.). 
- А какие песни о природе можем назвать?
- Композиторы в своих произведениях выразили своё отношение к природе, а писатели и поэты воспели природу в художественной литературе. М.Пришвин: «Охранять природу - значит охранять Родину».
- А кто из вас знает стихи о природе, о связи человека с природой.
(Дети читают стихи). 
-М.Пришвину принадлежат и эти слова: «Мы любим и бережём нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу».
- А как о природе говорит изобразительное искусство? (Свою любовь, восхищение передают художники в картинах). Перед вами репродукция картин двух художников.
1. Что изображено?
2. Что объединяет художников?
3. Какие чувства вызвали?
- А теперь обратимся к вашим рисункам, что вы хотели рассказать нам?
- А сейчас мы послушаем природу, побываем в лесу.(Запись голосов птиц).
1. Голоса каких птиц вы услышали?
2. Что могут сказать эти голоса?
III. Сообщение новой темы.
А сейчас снова вернёмся к музыке. Сегодня на уроке будет звучать музыка композитора, который любил, понимал и хорошо знал русскую природу, изумительно передал её красоту в музыке. Это Н.А.Римский - Корсаков (портрет). Послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ об этом композиторе. (Сообщение ученик готовит заранее).
О себе Римский - Корсаков сказал так: «Если хотите меня помнить, слушайте мою музыку». С одним из его произведений мы уже знакомы, это фрагмент из оперы «Золотой петушок», а какое произведение мы ещё слушали? («Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»). 
Что объединяет эти произведения? (Сказочный характер).
Сегодня мы прослушали фрагменты из оперы. Будьте внимательны, возможно, вы догадываетесь, как называется эта опера, которая написана на сюжет сказки А.Островского всего лишь за 2,5 месяца! Сам композитор назвал это произведение «Весенней сказкой».
Обратите внимание на песенные интонации, голоса птиц, пастушьи наигрыши (народные инструментальные мелодии, чаще всего плясовые).
Ария снегурочки из оперы «Снегурочка» - слушание.
Если дети не догадались, сказать название оперы.
1.Что влечёт Снегурочку из холодного лесного царства к людям?
- Людские песни.
2. Чего желает Снегурочка, слушая эти песни?
3.О каком времени года говорится в опере?
4. Что узнала Снегурочка, живя среди людей?
А теперь послушаем второй фрагмент из оперы «Песня Леля».
1. Как поёт свирель Леля?
2. Какие чувства вызывает песня Леля, как она звучит? (Простота, наивность с огромным музыкальным богатством ).
3. В чём заключается музыкальное богатство этого фрагмента? (Очень выразительная, увлекательная мелодия народно - песенного склада, изобразительные моменты: раскаты грома и наигрыши пастушьей свирели). 
4. Какова главная тема этого произведения? (Любовь).
Разучивание новой песни Ю.Чичкова «Лесной марш». 


Показ песни учителем. Назовите главную тему песни. Какой характер? (мажорный) Распевание на нотах мажорного произведения. Пропевание фразы с закрытым ртом.

При разучивании песни обратить внимание на дыхание, дикцию. Разучивание идёт пофразно, следить за правильной посадкой.
Исполнение учащимися первого и второго куплетов песни. Обратить внимание на припев.
Итог урока.На следующем уроке закончим разучивание песни, а сейчас подведём итог урока. 


  1. Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?


  2. Какая главная мысль урока? 


(Человек неразрывно связан с природой, он - её часть ). 

С какими художественными произведениями познакомились?


  1. Что объединяет все произведения сегодняшнего урока? 


  2. Какими средствами передали любовь к природе поэты, композиторы, художники?


  3. Какую оценку за урок вы бы себе поставили?

VI. Домашнее задание: подготовить информацию о песнях посвященных природе.
А теперь стихотворение:
Неразделима музыка с природой
Она звенит, журчит, рекою льётся
То с ветром спорит, с непогодой
То трелью в роще отзовётся.
Чарует душу песней лета
Улыбку дарит, манит в лес
Природа музыкой согрета,
Полна таинства и чудес!
«До свидания!»
(Звучит музыкальное прощание)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!