СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка древнего Китая

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал испоьзуется на уроках мировой художественной культуры при изучении  китайской культуры культуры древнего мира и средних веков

Просмотр содержимого документа
«Музыка древнего Китая»


Тема: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

Урок – коллаж


Технологическая карта урока

Цели и задачи урока:

- обобщить знания учащихся о культуре Древнего Китая;

- осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;

- формирование умений обобщать изученные факты и понятия о культуре Древнего Китая;

- развивать познавательную активность и умение работать в группах.

- воспитание сотрудничества;

- осуществление нравственного воспитания.


Оборудование:

- на доске записана тема урока;

- надпись «Культура Древнего Китая» на листах формата А3 для составления кластера;

- Карточки с заданиями;

- Иллюстративный материал

- традиционная китайская музыка;

- клей карандаши;

- фломастеры.


Форма урока: групповая.

Ученики работают по группам. В каждой группе – 4 – 5 человек.

Деление по группам происходит заранее.

Ученики выбирают бочонок из – под «киндер сюрприза». Раскрыв его – они видят № группы, в которой будут заниматься на уроке. Составляется список работы по группам.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.


Структура урока.

1. Орг. момент.

2. Установка цели на весь урок.

3. Повторение основных видов культуры Древнего Китая.

4. Игровая викторина.

1. Игра – пазлы;

2. Блиц – опрос по прошлому уроку:

3. Домашнее задание. (Если позволяет время – то ребята демонстрируют выполнение д/з. Если времени нет – учитель собирает д/з после урока).

4. Определи жанры живописи.

5. Изучение (через элементы стратегии критического мышления и творческой мастерской) материала «Музыка Древнего Китая».

6. Афиширование. Ответ – демонстрация ответов каждой группы.

7. Составляем кластер по теме: «Культура Древнего Китая»

8. Афиширование кластеров.

9. Подведение итогов по выполненной работе. Похвалить. Проанализировав работы, оценить.

10. Рефлексия

Ход урока

1. Орг. момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку, эмоциональный настрой.

2. Установка цели на весь урок.

Ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о культуре Древнего Китая. Мы с вами вспомним основные виды этой удивительной культуры, познакомимся с музыкой и поэзией и выполним практическую работу – наглядное пособие по культуре Древнего Китая.

Работаем мы с вами в группах, поэтому, давайте вспомним основные правила работы в группах.

Вспоминаем правила работы в группах.

1. Тишина.

2. Работают все.

3. Когда один отвечает – все внимательно слушают, не перебивая.

4. «Один за всех и все за одного!» (Для того, чтобы засчитать работу всей группы на уроке, необходимо ОТВЕЧАТЬ каждому ученику в группе).

( Молодцы!)

3. Повторение основных видов культуры Древнего Китая.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие пункты плана мы разобрали с вами на прошлом уроке?

- мифология

- даосизм и конфуцианство (религия)

- архитектура

- скульптура

- живопись

Хорошо, а о чём нам предстоит узнать сегодня?

- музыка

(- поэзия)

Итак, всё в своё время. А сейчас приступим к игровой викторине и посмотрим, что вы запомнили с прошлого урока.

4. Игровая викторина.

I. Игра – пазлы

Цель: усвоение теоретического материала МХК

Задача:

Собрать серию изображений памятников культуры Древнего Китая.



Ученикам предлагается собрать за 2 минуты пазл. Ответьте: Что изображено на картинке? (пазл собран весь – 3 балла; пазл собран не весь – 1.5 балла. За правильный ответ – 1 балл)

(Ответы: Великая Китайская стена, Буйвол – династия Шан, глиняная армия Цинь Ши Хуанди, живопись в жанре «горы – воды»)

II. Блиц – опрос по прошлому уроку:

  1. В каком тысячелетии возникло первое китайское государство Шан? (Во II тыс. до н. э.)

  2. Какая планировка характерна для построения городов в Китае? (правильная)

  3. Что такое терракота? (жёлтая или красная обожженная глина)

  4. «Цветы – птицы», «горы – воды» - какой жанр китайской живописи надо добавить? («Люди»)

  5. Расскажите о глиняной китайской армии Цинь Ши – Хуанди. Зачем император Цинь Ши – Хуанди приказал построить себе огромную гробницу? (Он хотел, чтобы после его смерти его тело охраняли бессмертные воины, и поэтому отдал приказ создать армию, которая существовала вечно)

  6. Расскажите о письменности Китая. Как вы считаете, правильно сделал Цинь Ши – Хуанди, упростив запись иероглифов? Почему?

  7. Расскажите о строительстве Великой Китайской стены. Почему, на ваш взгляд эту стену называют также «Стеной слёз», или ещё печальнее – «Самым длинным кладбищем в мире»?

  8. Расскажите о живописи Китая. Как вы думаете, зачем китайские художники на каждой картине ещё рисовали и иероглифы?

Дополнительные вопросы:

- Как назывался Китай в древности (Поднебесная империя или Срединная земля)

- В виде гармонии каких начал стали представлять китайцы Вселенную? («инь» и «ян»)

- Кто такой Лао – Цзы? (мудрец, который разъяснял смысл понятия «Дао» - путь)

- Как вы думаете, что из ниже перечисленного Конфуций не преподавал:

1. обряды

2. музыку

3. искусство стрельбы из лука

4. каллиграфию

5. арифметику

6. зоологию (да)

(За каждый правильный ответ – начисляется 1 балл)

III. Домашнее задание. Все мы знаем, что шёлк появился в Китае. Каким образом это получилось?

Расскажите мне сказку о том, как секрет о разведении тутового шелкопряда перестал быть секретом. А значит, вскоре и весь мир узнал, как делается шёлк.

(Если позволяет время – то ребята демонстрируют выполнение д/з. Если времени нет – учитель собирает д/з после урока).

IV. Определи жанры живописи. Перед Вами картины китайских художников. Подпишите, к какому жанру живописи относится каждая картина?



(За каждый правильный ответ – начисляется 1 балл)



5. Изучение (через элементы стратегии критического мышления и творческой мастерской) материала «Музыка Древнего Китая». Как вы думаете, что это такое?

\

Это музыкальные традиционные китайские инструменты.

Ребята, вы что – нибудь знаете о китайской музыке?

А что вы хотите узнать о музыке Древнего Китая?

Я предлагаю вам прочитать материал о музыке Китая, и ответить по следующему плану:

1. Нас удивило ………

2. Мы не знали, что………

3. А это мы знали (догадывались)……..

4. Это нам не понравилось ……………

5. Это нам понравилось………………….

Пока ребята читают, включается традиционная китайская музыка (фоном). После афиширования можно спросить, понравилась ли им эта музыка, какие ощущения вызвала?

Текст: «Музыка и поэзия Древнего Китая»

Художественную культуру Древнего Китая невозможно представить без музыки. Само слово «юэ» (музыка) долгое время означало поэзию, танец и даже изобразительное искусство.

История китайских народных музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий. Археологи и современные музыканты доказали, что 8 000 тыс. лет назад на китайских музыкальных инструментах уже могли исполнить 7 гамм!!! Например, в результате раскопок были извлечены костяные свистульки, обнаружен «сюнь» (духовой инструмент из обожженной глины). Были также найдены «шицин» (каменный гонг) и барабан, обтянутый кожей питона. Из могилы императорского сановника Цзэнэ (захоронен в 433 г. до н.э.) извлечены «псяо» (продольная флейта), «шэн» (губной органчик), «сэ» (25-струнная горизонтальная арфа), колокола, «бяньцин» (каменный гонг), различные барабаны и другие инструменты.

Богатство музыкальной культуры Древнего Китая бережно хранится в «Книге песен», многие тексты которой относятся к XII веку до н. э.

Вообще , музыка и поэзия неразрывно связаны в Китае.

Музыкальным инструментам придавалось большое значение. Для их изготовления применяли самые разнообразные материалы – камень, глину, медь и её сплавы, кожу, древесину, тыкву, шёлк.

Древние музыкальные инструменты имели, как правило, двойное применение -практическое и художественное. Музыкальные инструменты использовались в качестве орудий труда или бытовых принадлежностей и одновременно для исполнения музыки. Например, «шицин» (каменный гонг), возможно, произошел от какого-то орудия труда, имевшего форму диска. Кроме того, некоторые древние инструменты использовались в качестве средства для передачи определенной информации. Например, удары в барабаны служили сигналом к отправлению в поход, удары в гонг - к отступлению, ночные барабаны - для отбивания ночных страж и т.д. До сих пор сохранилась традиция в некоторых местах Китая выражать любовь путем исполнения мелодий на духовых и струнных инструментах.

6. Афиширование. Ответ – демонстрация ответов каждой группы.

(Максимальное кол – во баллов – 7)

7. Составляем схему (кластер) по теме: «Культура Древнего Китая»

Каждой группе раздаются карточки с изображением видов культуры, а также таблички, с написанными на них названиями.

Задача: Составить схему (кластер) по теме урока.

8. Афиширование. (Максимальное кол – во баллов – 5)

9. Подведение итогов по выполненной работе. Похвалить, проанализировав работы, оценить.

10. Рефлексия

- Подходит к концу урок. выразите цветом свои чувства, ощущения, полученные на этом уроке.

Каждый ученик подходит, берёт понравившийся цвет, и закрашивает плакат.

Урок окончен, всем большое спасибо – вы просто молодцы!

Награждение состоится после просмотра ваших домашних работ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!