Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 134 Санкт-Петербурга им. С. Дудко Протокол от 27.05.2022 № 7/22 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____/ В.П. Кириллова/ 27.05.2022 | УТВЕРЖДЕНО Директор _____ / М.А. Никифорова/ Приказ от 27.05.2022 № 59/2 | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 7 «А» класса
2022-2023 учебный год
срок реализации – 1 год
учитель-составитель:
Т.И. Киреева
Санкт-Петербург
2022
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Содержание учебного предмета | 7 |
3. | Тематическое планирование по учебному предмету | 8 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по Музыке (далее – рабочая программа) составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897 (ред. 11.12.2020) (далее – ФГОС ООО);
Реестра примерных основных общеобразовательных программ;
Основной образовательной программы основного общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко;
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год;
Положения о рабочей программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год.
В 7 классе на изучение учебного предмета «Музыка» отводится 34 часа в год (1час в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса: Критская Е.Д. Сергеева Г.П. «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Просвещение.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: 7 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение
Образовательные электронные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Российское образование | http://www.edu.ru |
Российская электронная школа | https://resh.edu.ru/ |
Городской портал дистанционного обучения | https://do2.rcokoit.ru/ |
Классическая музыка | http://classic.chubrik.ru |
Музыкальный энциклопедический словарь | http://www.music-dic.ru |
Википедия. Свободная энциклопедия | http://www.music-dic.ru |
Основная цель реализации программы - формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения на ступени (основного) общего образования:
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Программа направлена на формирование и обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
В результате освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Организация контроля
№ урока | Тема контроля | Срок реализации |
17 | Контроль знаний по теме «Особенности драматургии сценической музыки» | 17 неделя |
31 | Контроль знаний по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 31 неделя |
Содержание учебного предмета
Особенности драматургии сценической музыки: 17 часов.
Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера "Иван Сусанин". Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. "Судьба человеческая - судьба народная". "Родина моя! Русская земля". Опера "Князь Игорь". Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. В музыкальном театре. Балет. Балет "Ярославна". Вступление. "Стон русской земли". "Первая битва с половцами", "Плач Ярославны", "Молитва". Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. "Мой народ - американцы..." "Порги и Бесс". Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Опера "Кармен". Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет "Кармен-сюита" Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы "масок" и Тореадора. Сюжеты и образы духовной музыки. "Высокая месса". "От страдания к радости". "Всенощное бдение". Музыкальное зодчество России. Образы "Вечерни" и "Утрени". Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". Вечные темы. Главные образы. Музыка к драматическому спектаклю. "Ромео и Джульетта". Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. "Гоголь - сюита" из музыки к спектаклю "Ревизская сказка". Образы "Гоголь - сюиты". "Музыканты - извечные маги".
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки: 17 часов.
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Циклические формы инструментальной музыки. "Кончерто гроссо" А.Шнитке. "Сюита в старинном стиле"А.Шнитке. Соната. Соната №8 ("Патетическая") Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В. - А. Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония №130 ("С тремоло литавр" Й Гайдна. Симфония №40 В. - А. Моцарта.Симфония №1 "Классическая" С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 ("Ленинградская") Д. Шостаковича. Симфоническая картина. "Празднества" К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. "Рапсодия в стиле блюз" Дж. Гершвина. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Итоговое повторение – 2 часа.
Повторение по теме «Особенности драматургии сценической музыки». Повторение по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Тематическое планирование по учебному предмету
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Сроки | Примечание |
План | Факт |
Особенности драматургии сценической музыки -17 часов. |
1 | Классика и современность | Определяют роль музыки в жизни человека. Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Обосновывают свои предпочтения в ситуации выбора. | 1 неделя | | с. 6-7 |
2 | В музыкальном театре. Опера | Выявляют (распознают) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности Называют имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнают наиболее значимые их произведения и интерпретации. | 2 неделя | | с. 8-11 |
3 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! «Русская земля» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). | 3 неделя | | с. 12-17 |
4 | Опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Анализируют художественно - образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. | 4 неделя | | с. 18-21 |
5 | Портрет половцев «Плач Ярославны» | Выявляют (распознают) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Выявляют особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. | 5 неделя | | с. 22-25 |
6 | В музыкальном театре. Балет | Выявляют особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Осуществляют поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. | 6 неделя | | с. 26-29 |
7 | Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Используют различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений. | 7 неделя | | с. 30-33 |
8 | «Плач Ярославны». «Молитва» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. | 8 неделя | | с. 34-35 |
9 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов | Называют имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнают наиболее значимые их произведения и интерпретации. Используют различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений. | 9 неделя | | с. 36-39 |
10 | В музыкальном театре. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера | Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Эмоционально образно воспринимают и оценивают музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. | 10 неделя | | с. 40-47 |
11 | Опера «Кармен Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо | Самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | 11 неделя | | с. 48-53 |
12 | Балет «Кармен-сюита» | Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Эмоционально-образно воспринимать и оценивают музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Применяют информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. | 12 неделя | | с. 54-61 |
13 | Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Осуществляют поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. | 13 неделя | | с. 62-65 |
14 | «Всенощное бдение». Образы «Вечерни» и «Утрени» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). | 14 неделя | | с. 66-69 |
15 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда» | Выявляют особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. | 15 неделя | | с. 70-73 |
16 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. | 16 неделя | | с. 74-75 |
17 | «Гоголь-сюита» Контроль знаний по теме «Особенности драматургии сценической музыки» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). | 17 неделя | | с. 76-80 |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки – 17 часов. |
18 | Музыкальная драматургия-развитие музыки. | Сравнивают музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявляют интонационные связи. Определяют роль музыки в жизни человека. | 18 неделя | | с. 84-87 |
19 | Два направления музыкальной культуры. Религиозная музыка. Светская музыка | Анализируют и обобщают жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Используют различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. | 19 неделя | | с. 88-91 |
20 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Осуществляют поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы | 20 неделя | | с. 92-97 |
21 | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» «Сюита в старинном стиле» | Сравнивают музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявляют интонационные связи. Определяют роль музыки в жизни человека. | 21 неделя | | с.98-101 |
22 | Соната. Соната №8 Л. Бетховена | Самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). | 22 неделя | | с.102-105 |
23 | Соната №2 С.Прокофьева. Соната№11 В.-А. Моцарта | Самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Участвуют в музыкальной жизни школы, города, страны и др.. | 23 неделя | | с.106-109 |
24 | Симфони-ческая музыка. Симфония №103 Й. Гайдн. Симфония №40 В.-А. Моцарта | Выявляют особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Используют различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. | 24 неделя | | с.110-117 |
25 | Симфония№1 Классическая С.Прокофьев. Симфония№5 Л. Бетховен | Самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Осуществляют проектную деятельность. | 25 неделя | | с.118-123 |
26 | Симфония №8 Ф.Шуберт. Симфония №1 В.Калинников | Осуществляют поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Называют крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). | 26 неделя | | с.124-129 |
27 | Симфония №5 П.Чайковский Симфония№7 ДШостакович | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Совершенствуют умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. | 27 неделя | | с.130-135 |
28 | Симфони-ческая картина «Празднества К. Дебюсси | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Используют различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. | 28 неделя | | с.136-137 |
29 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. | 29 неделя | | с.138-141 |
30 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин. | Осуществляют поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Собирают коллекции классических произведений. | 30 неделя | | с.142-143 |
31 | Музыка народов мира. Контроль знаний по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | Ориентируются в джазовой музыке, называют её отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Защищают творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). | 31 неделя | | с.144-147 |
32 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | Анализируют и обобщают жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений | 32 неделя | | с.148-149 |
Итоговое повторение - 2 часа |
33 | Повторение по теме «Особенности драматургии сценической музыки» | Самостоятельно исследуют творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п. Участвуют в музыкальной жизни школы, города, страны и др. | 33 неделя | | |
34 | Повторение по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Используют различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений искусства. | 34 неделя | | |
| Итого: 34 часа. | | | | |