МУЛЬТФИЛЬМЫ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА
Дети смотрят то, что им предлагают, они еще не могут самостоятельно и осознанно выбирать телепередачи. Ребенок учится по подражанию, перенимая демонстрируемые ему эталоны.
Что полезного может извлечь ребенок из просмотра мультфильма?
1. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения и др.
2. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.
3. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка. Но к сожалению, сегодня многие мультфильмы построены психологически и педагогически безграмотно. Просмотр таких мультфильмов может иметь опасные для ребёнка последствия.
Признаки «вредного мультфильма»:
Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии у ребёнка в реальной жизни.
Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не говорит, что так делать нельзя. Соответственно у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и просто опасно. Это может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а, значит потенциальными травмами.
Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. У ребенка появляются циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость и безжалостность.
Используются несимпатичные, а порой даже «уродливые» герои. Когда ребенок вынужден подражать несимпатичным главным героям, неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.
Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот. Это нарушает усвоение половой принадлежности ребенка
Рекомендации родителям:
- Следует отказаться от просмотра телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет; - просмотр телевизора не должен превышать 1 час в день (по 20 минут 3 раза в день);
- При выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее;
- С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего;
- Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.
Если ребенка невозможно оторвать от телевизора, можно использовать отучающие игры: «Телевизор переезжает». По данным психологических исследований, дети больше тянутся к телевизору, если он занимает «почетное» место, например в центре комнаты. Вместе с малышом организуйте «переезд» телевизора на новое место жительства, менее почетное.
А вот книжки, наоборот, должны переехать из книжного шкафа на низкие открытые полочки. «Сделай свой мультик». Купите раскраски со сценками из мультиков и склейте из них свое собственное «кино» с новым сюжетом. Сделайте из картона большой экран и используйте его как сцену для кукольных спектаклей. Предложите малышу выступить в роли ТВ-ведущего. Уменьшение времени телепросмотра за счет других занятий должно происходить незаметно, иначе ждите обратной реакции.