Тема урока: Мозаика. Аппликация из геометрических фигур. Мозаика из частей прямоугольника.
Форма проведения: фронтальная, парная, индивидуальная. Цель урока: создать условия для овладения учащимися технологией выполнения мозаичных работ. Задачи:
Образовательная: закрепить понятие мозаики, обучить созданию деталей мозаики из частей прямоугольника.
Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, познавательный интерес, творческие способности Воспитательная: способствовать формированию у учащихся художественного вкуса, аккуратности и точности при выполнении работы.
Технические средства: компьютер, проектор, доска маркер/мел для доски.
Оборудование для учителя: презентация (флешка), шаблоны , образец, конверты ,карточки, магниты
Оборудование для ученика: картон ,ножницы ,клей , стерка ,карандаш, конверт, линейка
Оформление доски:
«Не говори ,а делай»;число; тема «мозаика из частей прямоугольника»;опорная схема; слово(мозаика и прямоугольник)
Ход урока:
I.Вступительный этап.
Учитель: Встаньте ровно, я жду вашего внимания. Здравствуйте, сегодня урок технологии проведу я ,зовут меня Виталина Сергеевна.
1)Проверка готовности к уроку
У:Сейчас мы выполним интересное задание ,чтобы узнать тему урока .На доске в рассыпную повешены буквы составляющие тему урока. Посмотрите внимательно и постарайтесь узнать ,какую технологию мы сегодня будем осваивать?(мозаика)
У:Кто догадался?
Д:Мозаика
У:Иди составь слово .Как пишется это слово- запомните!
У:Тема нашего урока «мозаика из частей прямоугольника»
У:Что вы знаете о мозаике?
Д(ответы детей)
У:-Мозаичные работы имеют давнюю историю. Еще в далекой древности храмы Двуречья украшали несложные узоры, выложенные, из разноцветных кружочков глины. В античной Греции мозаикой выкладывали полы зданий, используя для этого черную, белую и цветную гальку.
-В 18 веке в России возродил мозаик ученый и поэт М.В. Ломоносов .Он отдал изучению этого искусства 15 лет жизни ,провел тысячи опытов над цветными стеклами.
II. Изложение нового материала.
1)Анализ образца:
У:Какие рисунки вы узнали?
Д:
У:По каким признакам?
Д:
У:Из каких фигур составлены рисунки?
Д:
У:Из какого материала?
Д:
У:Как(Чем)соеденины?
Д:
У:Эти все фигуры выполнены через разметку в прямоугольнике. Для этого мы будем использовать шаблон.
У:Шаблон лежит у вас на парте. Возьмите его в руки. Какую форму он имеет?
Д:Прямоугольную
У:Почему он так называется?
Д:
У:Потому что у прямоугольника углы прямые(90 градусов)
У:Что вы еще заметили на шаблоне?
Д:На шаблоне есть выемки(надрезики)
У:Это для того, чтобы мы могли разметить другие фигурки. Посчитайте сколько их?
Д:9
У:Положите шаблон на стол как у меня на доске.
2)Порядок разметки по шаблону:
У:С чего начнем выполнять разметку ?Кто догадался?
У:Положить с краю листа картона и обвести, чтобы сэкономить бумагу.
(рис 1)
У:А сейчас внимательно посмотрите, зачем надрезы на шаблоне?(рис.2)
Д:Чтобы поставить точки на прямоугольнике.
У:Обратите внимание ,чтобы вверху на короткой стороне было 2 точки.
(рис 3)
У:А что же дальше? Соединим противоположные точки длинными линиями. Какие фигуры получились?
Д:прямоугольники
У:Сколько прямоугольников?
Д:
У:Как продолжим разметку дальше?(рис 5)Какие фигуры получились?
Д:Маленькие,большие,средние треугольники.
У:Какие точки осталось соединить ,чтобы завершить разметку?(рис 6)
У:Теперь все точки соединены .Что же нам надо сделать для завершения работы?
Д:Вырезать
У:Обозначить линии разреза на разметке –это показывается жирной линией, которыми вы должны завершить разметку ,тонкая линия разметочная, ее можно стереть.
У:Кто покажет ,по каким линиям нужно разрезать?
У:Посчитам,сколько получилось фигур?
Д:7
У:Какими инструментами мы будем резать?
Д:Ножницами
У:Какие правила надо выполнять для безопасной работы ножницами?
Д:ответы
3)Правила техники безопасности работы ножницами.
Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
Перед работой проверь исправность инструментов.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Работай ножницами только на своём рабочем месте.
Следи за движением лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами к себе.
Не оставляй ножницы открытыми.
4)Планирование предстоящей работы:
У:С чего начнем самостоятельную работу?
У:Возьмем лист картона ,к изнаночной стороне приложим лист шаблона. Чтобы материал был чистым.
У:Почему к краю листа?
Д:Чтобы экономить материал
У:Как завершить работу?
Д:
У:Что не ясно?
У:Соблюдайте технику безопасности. Приступайте к работе.
III. Самостоятельная работа
Слежу за посадкой
Предупреждаю ошибки
Как экономно раскладывают шаблоны
На какой стороне выполняют работу
Наблюдаю за ребятами ,которые растеряны(Что не понятно?)
Порядок на месте
Прохожу по рядам и определяю в проблемные группы детей
Обращение к ребятам:
У:Пора завершать работу .Пожалуйста ,по схеме сложите предметы из заготовок.
У:Какие у вас получились замечательные мозаики.
У:Можно ли эти предметы изменить?
Д:
У:Сложим в конверты фигурки.
IV.Итог урока
1)Беседа:
У:Какую работу вы выполняли сегодня на уроке?
У:Что вам на уроке показалось самым интересным?
У:Какие трудности были?
2)Оценивание работ учащихся:
У:Дети,встаньте те ,у кого красные звездочки .Вы получаете в журнал
оценку 5.Я наблюдала и увидела порядок на рабочем месте, тихо сидели, правильно вырезали.
У:У кого белые звездочки ,я поставлю 4.Я наблюдала за вашей
работой .Иногда отвлекались ,нарушали порядок, поэтому незначительные ошибки ,хотя работы очень хорошие.
Вы все молодцы .Хорошо справились с заданием. Урок закончен.
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.