Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка и литературы
Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность.
Бернард Шоу
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Цель:
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Требует от учителя:
- творческого подхода;
- вариации различных приёмов;
- поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.
Включает в себя:
- организацию внимания учащихся;
- мобилизирующее начало урока
( исходная мотивация);
- актуализацию знаний учащихся.
Цели данного этапа:
- психологический настрой учащихся;
- вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.
Вопросы
- На что был похож прошлый учебный год?
- На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
- Что тебе нужно сделать для этого?
- Какая нужна помощь?
Вопросы
- Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за четверть?
- Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
- Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
- Как ты поймёшь, что результат достигнут?
Вопросы
Записать не менее 6 ответов на вопросы:
– Чего не случится, если я буду писать грамотно?
– Чего не случится, если я не буду писать грамотно?
– Что случится, если я буду писать грамотно?
– Что случится, если я не буду писать грамотно?
Этап вызывания исходной мотивации
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях");
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Установление контакта с учениками.
- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?
- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?
- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?
- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.
- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
Формы организации нестандартного начала урока:
- Эмоциональное вхождение в урок.
- «Поделись улыбкою своей».
- Мешок настроений.
- Аутотренинг.
- Музыка в подарок.
- «Дерево настроений».
- Психологическая установка на урок.
- Интегрированная разминка.
- Сказка.
- Мимические упражнения.
- Рифмованное начало урока.
- Игра.
- Проблемный вопрос.
Эмоциональное вхождение в урок
Упражнение «Поздоровайся глазами» Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Эмоциональное вхождение в урок
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Эмоциональное вхождение в урок
Добрый день, ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Эмоциональное вхождение в урок
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
«Поделись улыбкою своей»
Доброе утро!
А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день был по-доброму прожит.
Он умножит счастливые дни.
Закройте глаза. Представьте себе улыбку.
Улыбнитесь. Раз на лице улыбка –значит, есть
настроение. Если есть настроение, значит,
есть вера в себя. А если есть вера в себя,
значит будет результат! Вы согласны со мной? Я
вижу, что вы готовы к работе.
«Поделись улыбкою своей»
Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения.
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
«Поделись улыбкою своей»
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач!
«Поделись улыбкою своей»
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
«Поделись улыбкою своей»
Я рада приветствовать вас, ребята! Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!
Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.
Мешок настроений
Мы проснулись, мы здоровы,
И к работе все готовы.
Голова наша светла,
Отдохнула до утра.
Мышцы стали все сильнее,
Каждый орган - здоровее.
Нервы крепкие – стальные,
Как пружинки заводные.
Ноги-руки – все в движенье
Вот и снято напряженье.
Мешок настроений
Да здравствует радость рассветного часа!
Вхожу в тишину приумолкшего класса,
Открою журнал на заветной страниц ,
Здесь дата и тема. Давайте учиться?
Давайте учиться свободно и строго
Владению словом. Пора нам в дорогу!
Тому, что случилось и может случиться.
Давайте учиться? Давайте учиться!
Мешок настроений
- Поговорим?
- Поговорим!
- А знаете о чём?
- О чём?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
- Поговорим!
- Нам будет интересно!
Мешок настроений
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Аутотренинг
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Я люблю учиться.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- У меня всё получится.
- Я готов (ва) к работе.
- Я начинаю учиться.
- Работаю!
Музыка в подарок
Тема «Имя прилагательное как часть речи»
Учитель:
- Какое настроение создает эта мелодия?
- Созвучно ли настроение мелодии краскам пейзажа?
- В чем сходство?
- А как мы сможем описать зимний пейзаж?
Учитель:
Вот так картину зимы композитор передает мелодией, художник красками, а мы создаем ее словами. А слова какой части речи помогают нам в передаче красок, настроений и описаний?
Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи».
Мотивация через эпиграф к уроку
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты.
М.Пришвин
Мотивация через эпиграф к уроку
Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.
Л. Н Толстого
Мотивация через эпиграф к уроку
Глядя на мир, нельзя не удивляться.
Козьма Прутков
Мотивация через эпиграф к уроку
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства.
Мотивация через притчи
- Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.
Мотивация через притчи
Притча о бабочке.
Некий человек, случайно проходивший мимо старого дома, заметил в стене кокон, в котором появилась маленькая щель. Человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот - вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ.