СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: способствовать осознанному выбору учителемактивных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка»

Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка.

Цель: способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке.


Свое вступление хочу начать с высказывания Бернард Шоу.

Известно, что единственный путь

к познанию – это деятельность” (слайд)

Бернард Шоу.

Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом?

Как же это воплотить практически?


Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.


Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).


 Существует несколько правил эффективного урока.

Первое правило эффективного урока.

Начинай с положительного якоря. Положительные эмоции делают обучение успешнее.

Якорь – действие, слово или образ, который включает в себя ассоциативную цепочку связанных с ними в прошлом чувств и переживаний.

Второе правило эффективного урока.

В начале урока должна быть задана мотивация на урок. Создайте причину для учебы, связанную с семантикой (восприятием речи).

Помните: Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку. Она берет её, чтобы добыть банан.

Как правильно начать урок?

Три важных обстоятельства:

  1. Всякая деятельность обусловлена мотивом, т.е. имеет ответ на вопрос, почему я делаю именно это.

  2. Мотивация – не врожденное, а приобретенное качество.

  3. Для создания мотивации необходимо учителю знание психологии своих учеников.


Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит на уроках, напрашивается вопрос: что нам нужно делать и как, чтобы это время было для него полезное, приятное и чтобы он хотел вновь прийти к нам.


Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.

Требует от учителя:

  • творческого подхода;

  • вариации различных приёмов;

  • поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.

Включает в себя:

  • Организацию внимания учащихся;

  • Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация);

  • Актуализацию знаний учащихся.

Цели данного этапа:

  • Психологический настрой учащихся;

  • Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Мотивация - это самая сложная проблема, над которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка использую упражнения и педагогические приёмы, позволяющие формировать и развивать мотивацию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

Формировать мотивацию надо на разных этапах урока. Остановимся на формировании мотивации в начале урока.

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

В начале года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

А.

На что был похож прошлый учебный год? слайд

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б.

Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за четверть? слайд

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

В.

Записать не менее 6 ответов на вопросы: слайд

– Чего не случится, если я буду писать грамотно?

– Чего не случится, если я не буду писать грамотно?

– Что случится, если я буду писать грамотно?

– Что случится, если я не буду писать грамотно?

Эти опросники можно проводить в начале или в конце четверти. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.

Г.

В начале урока: слайд

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.

- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.

В начале каждого занятия предлагаю на красных листочках записать свои ожидания, а опасения на желтых.


Учителю этот  метод позволит лучше понять каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения системно - деятельностного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы учителя могли их знать и учитывать в образовательном процессе.


Этап вызывания исходной мотивации. слайд

На начальном этапе урока я могу учитывать несколько видов побуждений учащихся.

- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),

- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),

- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),

- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.


Установление контакта с участниками. В начале урока: слайд

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…


Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

Так предъявляя новую тему или новый текст,  предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.


Формы организации нестандартного начала урока: слайд

  1. Эмоциональное вхождение в урок

  2. «Поделись улыбкою своей».

  3. Мешок настроений.

  4. Аутотренинг.

  5. Музыка в подарок.

  6. «Дерево настроений».

  7. Психологическая установка на урок.

  8. Интегрированная разминка.

  9. Сказка.

  10. Мимические упражнения.

  11. Рифмованное начало урока.

  12. Игра.

  13. Проблемный вопрос.


В начале урока необходимо создать эмоциональный настрой .

1 этап мотивации урока. Этап вызывания исходной мотивации.

Цель 1 этапа – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха, психологический настрой к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Остановимся на некоторых формах организации нестандартного начала урока.

Эмоциональное вхождение в урок

А) Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
на слайде:

Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.


Б) Такое стихотворение очень нравится детям. слайд

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.


В) Добрый день, ребята! слайд

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Г) слайд

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.


«Поделись улыбкою своей». Следующая форма начала урока


Эмоциональная разминка. Мотивация к действию (приветствие). Мотивирующее начало. слайд


А)

Доброе утро!

А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит.

Он умножит счастливые дни.


Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Улыбнитесь. Раз на лице улыбка –значит, есть настроение, если есть настроение, значит, есть вера в себя, а если есть вера в себя, значит будет результат! Вы согласны со мной? Я вижу, что вы готовы к работе.

Б) слайд

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

В) слайд

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Г) слайд

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Д) слайд

Я рада приветствовать вас, ребята! Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!

Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.

Мешок настроений.

А) слайд

Мы проснулись, мы здоровы,

И к работе все готовы.

Голова наша светла,

Отдохнула до утра.

Мышцы стали все сильнее,

Каждый орган - здоровее.

Нервы крепкие – стальные,

Как пружинки заводные.

Ноги-руки – все в движенье

Вот и снято напряженье.

Учитель настраивает учащихся на работу через положительные эмоции.

Сегодня мы будем работать в парах и коллективно. Сегодня вы будете себя сами оценивать и в конце урока поставите себе оценку.

Б)

слайд

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице ,

Здесь дата и тема. Давайте учиться?

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора нам в дорогу!

Тому, что случилось и может случиться.

Давайте учиться? Давайте учиться!


Г)- Поговорим? слайд

- Поговорим!

- А знаете о чём?

- О чём?

- О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим?

- Поговорим!

- Нам будет интересно!


Д)- Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.


Е)- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и готова продуктивно сотрудничать с вами. Начнем!


Ж)А это стихотворение можно использовать на разных этапах урока слайд

Мы  внимательные!

Мы старательные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

З) Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Аутотренинг слайд

Очень важна психологическая установка на урок. Урок начинается со слов учителя:

«Улыбнемся друг другу, ребята. Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Сядьте удобно, положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза».

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют фразы, которые проговаривает учитель за учителем:



  • Я в школе на уроке.

  • Сейчас я начну учиться.

  • Я радуюсь этому.

  • Я люблю учиться.

  • Внимание моё растёт.

  • Я как разведчик всё замечу.

  • Память моя крепка.

  • Голова мыслит ясно.

  • Я хочу учиться.

  • У меня всё получится.

  • Я готов (ва) к работе.

  • Я начинаю учиться.

  • Работаю!

Упражнение «Игра с песком»

Под звуки морского прибоя и крики чаек (для того чтобы успокоить детей после активно проведенной перемены).

Упражнение «Игра с песком», проводится под звуки морского прибоя и крики чаек.

Учитель предлагает детям закрыть глаза: «Представьте, что вы на берегу моря. Теплое ласковое солнышко согревает и ласкает вас, ветер теребит ваши волосы. Представьте, как на солнце сверкает песок, возьмите песок в руки (вдох), сильно сожмите пальцы в кулак ( задержите дыхание). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уроните обессилено руки вдоль тела, расслабьтесь. Откройте глаза.

Музыка в подарок. слайд

Тема «Имя прилагательное как часть речи»

Мотивационный этап. Звучит мелодия П. И. Чайковского «Времена года» Зима, а на экране появляется Слайд № 1 с изображением зимнего пейзажа.

Учитель:

- Какое настроение создает эта мелодия? (грустное, спокойное, умиротворенное).

- Созвучно ли настроение мелодии краскам пейзажа? (да)

- В чем сходство? (печальное звучание мелодии, неяркие тона картины).

- А как мы сможем описать зимний пейзаж? ( белый снег, неяркие тона).

Учитель:

Вот так картину зимы композитор передает мелодией, художник красками, а мы создаем ее словами. А слова какой части речи помогают нам в передаче красок, настроений и описаний? (прилагательное).

Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи».



Мотивация через эпиграф к уроку

  1. Тема «Разряды имен прилагательных» слайд

Настраивает учащихся на работу через положительные эмоции (эпиграф к уроку)

Доброта – это солнце, которое согревает

душу человека. Всё хорошее

в человеке от солнца, а

всё лучшее в жизни

от человека и

его доброты.

М.Пришвин



  1. Объявление темы, постановка цели урока. слайд

Работа над эпиграфом.

«Глядя на мир, нельзя не удивляться »

( Козьма Прутков )

- Справедливы ли эти слова Козьмы Пруткова, чему мы удивляемся, глядя на мир? Я должна вам сказать, что больше всего мы удивляемся бесконечному разнообразию нашего мира. Казалось бы, какое-то явление или предмет нами изучен до конца, и нам кажется, что мы об этом уже знаем всё, как вдруг открывается что-то новое и неизвестное. И мы удивляемся, как же мы этого не замечали раньше.

Возьмём, к примеру, тему нашего урока. Разве вы не знаете, что такое деепричастие? Какое слово в высказывании Козьмы Пруткова является деепричастием? Почему поставлена запятая? А для чего нужны деепричастия? Нельзя ли вообще обойтись без них. Например, в этих предложениях:

Тропинка пересекала лес, петляла между деревьями.

Цвели фруктовые деревья, наполняли воздух благоуханным ароматом.

Какой недостаток в предложениях, как его устранить, используя деепричастный оборот.


  1. Организационный момент. слайд


Проверка готовности к уроку, создание благоприятной обстановки на уроке: пожелание друг другу удачи на уроке, позитивный настрой, «улыбка» учителя.

«Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». И, именно, сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся? Давайте пожелаем друг другу удачи».


4. Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки. слайд

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

- Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

- Грамоте учится – всегда пригодиться.

- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

- Делу время, потехе час.

- Больше знай, меньше болтай.

- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

- Умную речь хорошо и слушать.

- Ученье – свет, а неученье – тьма.

- Ученье лучше богатства.



Мотивация через притчи слайд

Притчи ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно их не разбираем. Ребята ценят мою веру в их мудрость.

  1. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.



  1. Притча о бабочке. слайд

 Некий человек, случайно проходивший мимо старого дома, заметил в стене кокон, в котором появилась маленькая щель. Человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

 Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

 Человек продолжал наблюдать, думая, что вот - вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

 Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

 А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

 Также и в воспитании и обучении детей. Если взрослые будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного и интеллектуального развития. Ребенок должен научиться прикладывать усилия, так необходимые в жизни, они помогут ему преодолевать все трудности и стать сильными.

Поэтому на уроках вы учитесь сами добывать знания и применять их на практике.

Переход к новой теме.



Я остановилась на некоторых формах организации начала урока. Одну и ту же форму можно по-разному организовать и это зависит от многих причин: от замысла, от цели, от класса, темы, времени, профессионализма учителя.

Закончить выступление хочу словами: слайд

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!