СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики и создание условий для её развития.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация деятельности учащихся на уроках физики и создание условий для её развития.»

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики

и создание условий для её развития.



Содержание:


  1. Введение.

  2. Использование интерактивных компьютерных моделей как средство повышения мотивации школьников при изучении физики.

  3. Формирования мотивации школьников во внеурочной деятельности. Источники мотивации, применяемые на уроках физики. 

  4. Заключение.



Введение.

Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности разработки, более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.

В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для него полученные знания и как они усваиваются.

Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со школьником, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Активизация учебного процесса и мотивация школьников к учению начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит, прежде всего, о создании положительно-эмоционального отношения у школьника к предмету, к себе и к своей деятельности.

Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности учеников, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально -дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.


Использование интерактивных компьютерных моделей как средство повышения мотивации школьников при изучении физики.


В своем опыте я использую современные компьютерные технологии и интерактивные модели в совокупности с традиционными методами обучения для повышения мотивации обучения физике.

Преподавание физики в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе про­ведение экспериментальных работ по физике часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического ос­нащения. С появлением компьютерной техники  появилась возможность дополнить «экспериментальную» часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков. Использование компьютера на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществлять принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно.

В интерактивном обучении используются:

Компьютерные модели — это программы, которые позволяют на экране компьютера имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах. (Уроки физики Кирилла и Мефодия, Открытая физика, Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru)

 Виртуальные лаборатории — это более сложные компьютерные программы, которые предоставляют пользователю значительно более широкие возможности, чем компьютерные модели. (Физика .Электричество)

Поскольку интерактивное обучение – наиболее современное обучение, поэтому выдвигается гипотеза: через использование современных компьютерных технологий должна повыситься мотивация школьников к изучению физики. Ведь уровень сформированной мотивации является важным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Использование современных технологий при изучении физики должно способствовать решению этой проблемы.

На уроках применяю следующие методы стимулирования школьников: создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием, учебная дискуссия, создание эмоциональных ситуаций. Методы развития  творческих способностей: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности  развернуть другую, более интересную - творческую.

Методы организации учебной деятельности: решение задач,   лекция, самостоятельная работа, составление конспектов по темам, первоначальное закрепление, составление учебных проектов и мультимедийных презентаций.

Методы контроля: физические диктанты, воспроизведение конспекта по памяти, компьютерное тестирование, зачеты.


Формирования мотивации школьников во внеурочной деятельности.


Источники мотивации, применяемые на уроках физики. 

1. Интерес к информации: А знаете ли вы … 

Пример тем 

7 класс. 
Глубину погружения человека. (Тема урока: давление жидкости и газа) 
В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шарик. ( Тема урока: Воздухоплавание) 

8 класс. 
Сколько выделиться энергии при остывания Земного шара на один градус. ( Тема урока: Внутренняя энергия) 
Кипятим охлаждая. ( Тема урока: Кипение) 

9 класс 
Сколько было Ньютону когда он открыл закон всемирного тяготения (Тема урока: Всемирное тяготение) 
Если бы Энрико Ферми удалось полностью объяснить результаты своих опытов по искусственной радиоактивности, вызванной нейтронами, то весь мир уже в 1934 г. узнал бы о возможности создания атомной бомбы.(Тема урока: Радиоактивность)


2. Интерес к способу действия 

 
Я использую творческие задания по изготовлению поделок и приборов:

В одяной барометр, электроскоп























Домашние эксперименты 

ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО 
Поставьте 2 обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь). 
Посмотрите в него. 
Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз. 
Почему? 
Постройте изображение. 

МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ 
Из капли воды можно сделать маленький микроскоп. 
Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку 
и на нее аккуратно посадить каплю воды. 
Микроскоп готов! 
Поднесите эту капельку к книге – буквы увеличились. 
Чем меньше капля, тем больше увеличение. 
В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так, 
только капелька была стеклянная. 

СМОТРИ, НЕ УРОНИ! 

Положи на указательный палец левой руки квадратик плотной бумаги или открытку. 
А сверху положи монету. Если ты резко щёлкнешь по краю квадратика, он вылетит прочь, а монетка останется у тебя на пальце. 


«Волшебная вода»















Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого столбом воды и воздуха в стакане.


«Вода кипит в бумажной кастрюле»


Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.


Опыт с яйцом и бутылкой



3. Интерес к людям, организующим процесс и участвующие в нем. 

Общение в ходе учебного процесса для многих школьников является стимулом к учебе. 
Внеклассные мероприятия и нестандартные уроки заметно повышают интерес к предмету: Физическая эстафета 10класс, Последний герой 7 класс, Знакомство с физикой 6 класс, урок- путешествие «Электромагнитное поле» 9 класс












4. Потребность в самовыражении и самопрезентации. 

В современном уроке учитель очень часто использует презентацию, но и ученик может проявить свои знания по физике и информатике подготовив свою презентацию для урока, а можно устроить конкурс презентаций среди учеников. 
Планеты солнечной системы 
Радиация 
Влажность. 

Энергия ветра.

Энергия воды.

Система Земля – Луна

Галактики

Строение Вселенной

Учащиеся, которые плохо владеют компьютером, делают газеты. 


Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды, а физический кроссворд сделанный учащимися, позволяет повторять пройденный материал в интересной форме. 















5. Осознание значимости происходящего на уроке. 

Ученик учится, потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам, которые готовятся поступать в вузы. 
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время.
Эти занятия включают в себя материал подготовка к ГИА и ЕГЭ. (Д.Д. Гущин Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам http://phys.reshuege.ru/; печатные издания)

6. Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры. 
Поэтому в свои уроки (7-9 кл) включаю игровой момент, и учащиеся их очень любят, к ним специально готовятся, тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию.
Примеры игр: 
1. Мозговой штурм 
Время-5минут. 
Выходят 6 учеников, дается тема, это может быть текущая  или повторение, каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы, формулы и т. д. и делает шаг вперед, кто дальше прошел, тот и победил. 
Это игру можно использовать как в начале урока, так и при закреплении пройденного материала, а также как один из видов смены деятельности. 
2. Снежки 
Берем мягкий мяч 
Я начинаю игру, бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос, он отвечает на него, кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку. 
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.


Заключение.


Если учитель поставил перед собой цель формировать мотивацию школьников к учению, большую помощь в работе оказывает таблица, которая помогает решать проблему формирования мотивации с учетом многообразия педагогических ситуаций. Ее можно дополнять, опираясь на свой личный педагогический опыт.


Подходы к формированию мотивации

Индивидуальные особенности учащихся

На какой мотив должен опираться педагог

Что нужно делать для создания мотивационной сферы

качества

проявления

Способности

низкие

Общеучебные умения сформированы недостаточно. Логическое мышление слабо Работоспособность низкая Внимание неустойчивое Предпочтительный вид деятельности — игра

Безразличное

отношение к учебе Неустойчивый интерес к занятиям

На интерес к игре

(он приводит к зарождению познавательной самостоятельно­сти)

Предлагать учебные задания в игровой форме, включать ученика в позна­вательные, игры и соревнования. Создать условия для появления внутренних потребностей к

учению. Раскрыть ценность знаний и са­мостоятельности

Интеллектуальные способности средние Навыки работы с учебником сформированы. Мыслительные способности нуждаются

в развитии

Устойчивый интерес к отдельным предметам Ответственное отношение к учебе

На познавательный (дать почувствовать радость от возможности самостоятельно познать новое)

Вооружить ориентировоч­ной основой разных умственных действий (алгоритмами)

Логическое мышление развито.

Общеучебные и интеллектуальные умения налицо

Ответственное отношение к учебе

Осознанные

Действия.

Есть умения

решать обычные учебные задачи

На творческий

(дать ощутить радость от уме­ния применять

свои знания в

новых ситуациях, от самостоятельного решения

творческих

задач)

Обеспечить условия для

творческой самореализации индивида. Создавать новые и совершенствовать имеющиеся приемы умственной и практической деятельности

Предлагать систему творческих задании. Вырабатывать навыки самообразования и самооценки действий



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!