Морфологический разбор глаголов. 4 класс школа 2100
Подготовила
учитель нач.классов
Цепкова Е.Н.
День русского языка
- Если ты хочешь судьбу переспорить,
- Если ты ищешь отрады цветник,
- Если нуждаешься в твердой опоре,-
- Выучи русский язык!...
- Ребята, за окном прекрасная погода – весна! Сегодня в нашей школе проводится День «Русского языка»…………
- В связи с этим школьным мероприятием, мы проводим открытый урок и покажем наши знания. А так же продолжим изучение русского языка.
Тринадцатое марта Классная работа
Берегите чистоту языка, как
святыню!
Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.
- А сейчас, ребята, я вам предлагаю каллиграфически красиво списать выражение о русском языке.
- Как вы понимаете выражение «чистота языка»?
- Я хочу, чтобы ваша речь была чистой и правильной.
- Учите русский язык!
- Удачи вам !
Разгадай кроссворд
Д
У
Т
И
Г
Л
Т
А
Ш
Е
С
У
А
Р
Т
И
В
Ы
А
Е
П
Р
Т
Г
Ребята, чтобы определить тему нашего урока, нужно разгадать кроссворд.
Труба (что делает?) - …
Врач - …
Повар - …
Спортсмен - …
Строитель - …
Самолёт - …
- Какая же тема нашего урока?
- Действительно, мы изучаем глагол, но конкретную тему этого урока назовёте чуть позже.
- А что конкретно будем повторять?
- Обобщим знания, полученные по теме « Глагол»
С
Т
И
Р
Т
О
Т
А
Т
Е
Е
Л
4
Тема: «Глагол»
глагол
Что делает?
Самостоятельная часть речи
Что сделает?
Что сделал?
Что делать?
действие
ед.ч., мн.ч.
- - Что вы знаете о глаголе?
- Молодцы ребята! Вы верно назвали все изученные признаки глагола.
- С какой целью выполняли задание?
- Какой вывод о глаголе мы можем сделать?
Н.в., П.в., Б.в.
1л, 2л, 3л.
Ж.р., М.р., С.р.
4
Вывод:
-
- Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы (Что делает? Что сделает?). Глаголы изменяются по временам, числам, лицам и по родам в Прошедшем времени.
- В предложении является сказуемым.
Подумай! .
В..сной (Что делает?) солнц.. . (Что сделают?) п..р..лётн… птицы.
Солнечн… лучи (Что сделали?) последний сне(к,г).
- Посмотрите на слайд и подумайте, какое задание можете предложить классу?....
- Составим и запишем предложения с комментированием, подобрав подходящие по смыслу глаголы.
- Весной светит солнце. Прилетят перелётные птицы. Солнечные лучи растопили последний снег.
4
Поработай!
- Весной светит солнце. Прилетят перелётные птицы. Солнечные лучи растопили последний снег.
- Светит, прилетят, растопило.
- Что сделаю? Что делаю? Что делал? Что делать? Что сделать?
- Самостоятельно выполните синтаксический разбор предложений.
- А теперь я предлагаю поработать с глаголами .
- Какие глаголы в наших предложениях?...........
- Что вы можете о них сказать?
- Что помогает определить время глагола? Укажите время данных глаголов.
- Выберите из данных вопросов те, которые соответствуют Н.в., П.в. и Б.в. глагола.
- Что можете сказать об оставшихся вопросах?
Приведите примеры глаголов в Н.ф.
4
Тема: « Морфологический разбор глагола».
- Но прежде, чем продолжить, немного отдохнём и поиграем.
- Я называю вам глаголы, а вы хлопаете , если глагол в Н.в ., топаете , если глагол в П.в . и подпрыгиваете , если глагол в Б.в.
Побегу, сбежал, бегает, обрадовал, постирает, загорает, засмеялся, пишет, скажет, говорил, заговорит, разговаривает, удивляюсь,
4
Алгоритм разбора глагола
1.Глагол - вопрос
2.Начальная форма (что делать?)
часть речи
3.Время, лицо, число
4. Роль в предложении
Поработай в учебнике
1. Сверьтесь с памяткой с. 142
2. Упр. 244
- Откройте учебник на с. 142 и сверьтесь с памяткой морфологического разбора глагола, предлагаемой авторами учебника.
- Что хотите сказать? Все ли признаки мы указали?
- А вот о спряжении мы узнаем на следующих уроках.
3. Упр. 245
Возникает ( он , 3-е л.). стараешься ( ты , 2-е л.), стараюсь ( я , 1-е л.) и т.д.
4
Тема: «Глагол»
глагол
Самостоятельная часть речи
Что делает?
Что сделает?
Что сделал?
Что делать?
действие
ед.ч., мн.ч.
- Молодцы ребята! Вы верно назвали все признаки глагола.
- С какой целью выполняли задание?
- Какой вывод о глаголе мы можем сделать?
Н.в., П.в., Б.в.
1л, 2л, 3л.
Ж.р., М.р., С.р.
4
Запомни!
- Что нового на уроке вы узнали?
- Что такое морфологический разбор глагола?
- Какие признаки глагола нужно указывать при разборе?
- Что на уроке было сложно?
- С чем справились легко?
4
Выполни дома
Упражнение 133, стр. 68
- И так ребята, кому-то было легко на уроке, а кому-то тяжело. Но вы должны помнить, что В.И. Даль говорил: «Язык есть вековой труд целого поколения». Чтоб язык знать, нужно много трудиться. Успеха вам!
В.И. Даль говорил: «Язык есть вековой труд целого поколения».
4
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ
Лицо
1 – е лицо
Единственное
Я
Число
2 – е
Множественное
Работ аю
лицо
3 – е
Мы
Ты
Работа ем
Он, она,оно
Работа ешь
отдыха
лицо
Вы
работа ет
отдыха
Работа ете
Они
отдыха
отдыха
Работа ют
отдыха
отдыха