СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика и орфография

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Морфемика и орфография»


Итоговая контрольная работа по русскому языку, 8 класс

Составлена на основе рабочей программы по русскому языку к учебнику «Русский язык,8 класс», авторы: М.М.Разумовская, П.А.Лекант с использованием материалов сайта sdamgia.ru. Контрольная работа состоит из 2х частей. В первой части при выполнении заданий 1—2 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Ответом к заданиям 3—13 является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Числа при перечислении записывайте в прядке возрастания без пробелов и запятых. При записи грамматической основы (задание 8), состоящей из однородных членов с союзом, приводите ответ без союза, пробелы и запятые не используйте. Максимальное количество баллов за выполнение 1 части – 15. Ответом ко второй части является сочинение-рассуждение с опорой на исходный текст. Максимальное количество баллов за выполнение 2 части – 14 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов за контрольную работу – 29 баллов. Время выполнения работы – 90 минут.

2 вариант

Задание 1 Прочитай текст и напиши, в каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

«Почему второклассники так бурно отреагировали на разрешение записаться в библиотеку?»

Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.

Человек, который посещает библиотеку, — самостоятельный человек, и библиотека — заметный признак этой самостоятельности.

Без всякого сомнения, штраф за потерянную книжку в десятикратном размере выглядел чудовищным наказанием.

Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.

(1)В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью — всё честь по чести! — было написа​но, что такой-то или такая-то дей​стви​тель​но учитс​я во вто​ром клас​се де​вя​той на​чаль​ной школы.

(2)Вот! (3)С этой! (4)Справкой! — разделяя слова, делая между ними паузы и, таким образом, не просто объясняя, а внушая, вдалбливая нам правило, которое требовалось запомнить, Анна Николаевна разъясняла и остальное. — (5)И письменным! (6)Поручительством! (7)Мамы! (8)Вы! (9)Пойдёте! (10)В дет​скую! (11)Библ​ио​те​ку! (12)И за​пи​ше​тесь!

(13)Детское ликование не остановить. (14)Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. (15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сло​жи​ла руки ка​ла​чи​ком.

(16)Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались. (17)Дело в том, что все мы давно уже на​учи​лись чи​тать — соответственно возрасту, конечно же, запросто разделывались с тонкими, ещё довоенными, клееными-переклеенными книжечками, которые давала в классе Анна Николаевна, но вот в библиотеку нас не пускали, в библиотеку записывали почему-то лишь со второго класса. (18)А кому в детстве не хочется быть постарше? (19)Человек, который посещает библиотеку, — самостоятельный че​ло​век, и биб​лио​те​ка — за​мет​ный при​знак этой са​мо​сто​я​тель​но​сти.

(20)По​сте​пен​но мы утих​ли, уго​мо​ни​лись, и Анна Ни​ко​ла​ев​на снова стала объ​яс​нять.

(21)В письменном! (22)Поручительстве! (23)Мама должна написать! (24)Что в случае! (25)Потери (26)Книг! (27)Она! (28)Воз​ме​стит! (29)Утра​ту! (30)В де​ся​ти​крат​ном! (31)Разм​е​ре!– (32)Теперь вы понимаете свою ответственность? — спросила она уже обыкновенным, спокойным го​ло​сом.(33)Можно было и не спрашивать. (34)Без всякого сомнения, штраф за потерянную книжку в десятикратном размере выглядел чудовищным наказанием. (35)Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а вот мамам придётся страдать из-за этого, будто мало им и так достаётся.

(36)Да, мы росли в строгости военной поры. (37)Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте. (38)Внушала нам, второклассникам, важную истину, согласно которой и мал и стар зависимы друг от дружки, и коли ты забудешь об этом, забудешь о том, что книжку надо беречь, и потеряешь по рассеянности или ещё по какой другой, пусть даже уважительной причине, то маме твоей придётся отвечать за тебя, пла​кать, со​би​рать по рублю деньг​и в де​ся​ти​крат​ном раз​ме​ре.

(39)Повздыхав, зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, захватив при этом паспорт, мы вылетели на волю, снова ликуя и тол​ка​ясь. (По А. А. Ли​ха​но​ву)* Лиханов Альберт Анатольевич— писатель, журналист).

Задание 2 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! — было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.

2) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.

3) — Теперь вы понимаете свою ответственность? — спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.

4)Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.

Задание 3 Из предложений 13—16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»

Задание 4 Из предложений 1—4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

Задание 5 Замените разговорное слово «угомонились» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите его.

Задание 6 Замените словосочетание «детское ликование» (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 7 Выпишите грамматическую основу предложения 13.

Задание 8 Среди предложений 36—39 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Задание 9 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Дело в том,(1) что все мы давно уже научились читать — соответственно возрасту,(2) конечно же,(3) запросто разделывались с тонкими,(4) ещё довоенными(5), клееными-переклеенными книжечками,(6) которые давала в классе Анна Николаевна,(7) но вот в библиотеку нас не пускали,(8) в библиотеку записывали почему-то лишь со второго класса.

Задание 10 Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

Задание 11 Среди предложений 33-39 найдите простое односоставное предложение. Укажите его вид.

Задание 12 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

1) Все, кто бывал в Москве на Во­робьёвых горах, видел с вы­со­ты белые стены и башни Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря, укра­шен­ные крас­ным кир­пи­чом.

2) За­ни­ма­ясь опре­делённым делом, оно на­чи­на­ет хо­ро­шо по­лу­чать­ся.

3) Груп­па по­пу­ля­ций раз­ных видов, на­се­ля­ю­щие опре­делённую тер­ри­то­рию, об­ра­зу­ет со­об­ще­ство.

Задание 13 Среди предложений 16-24 найдите сложносочиненное предложение, запишите его номер.

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните задание. Как Вы понимаете значение словосочетания ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы, то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


Ключ:


Номер задания

Ответ

Количество баллов

2

1

1

1

Прикрыла

1

написано

1

Успокоились, замолчали

1

Ликование детей

1

Не остановить

1

38

1

23

1

2

1

33, безличное

1

А3, Б1, В2

3

20

1



Критерии оценивания сочинения:


Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

Баллы

К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.

2

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.

1

 

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.

0

К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.

3

 

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.

2

 

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.

1

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.

0

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

0

К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении текста.

0

 

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1 Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

1

Допущены 2–3 ошибки.

0

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

1

Допущены 3–4 ошибки.

0

ГК3 Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

1

Допущены 2 ошибки.

0

ГК4 Соблюдение речевых норм

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

1

Допущены 3 и более ошибки.

1

ФК1 Фактическая точность письменной речи

 

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.

1

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

5


Критерии оценивания: «5» - 27-29 баллов, «4» - 24 – 26, «3» - 15 – 23, «2» - 14 и мене.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!