СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг развития УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены цели и задачи, план проводимого мониторинга развития УУД у учащихся начальной школы, а также результаты мониторинга.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности, освоения предметных дисциплин и духовно-нравственного развития.

Сущность понятия УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.

 

Программа составлена на основе:

- методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», в соответствии с образовательной программой нашей школы.

- Программа «Мониторинг развития универсальных учебных действий в начальной школе» апробирована нами в течение 4 лет, и может быть рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«мониторинг развития УУД»

Программа мониторинга развития УУД Начальная школа

Программа мониторинга развития УУД

Начальная школа

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности  универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Цель мониторинга:

получение объективной информации о

состоянии и динамике уровня сформированности

универсальных учебных действий

у младших школьников в условиях реализации

федеральных государственных стандартов

для проектирования и своевременной

корректировки учебного процесса.

Задачи мониторинга:

  • Отработка механизмов сбора информации об уровне

сформированности УУД;

  • Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика

на разных этапах обучения в начальной школе;

  • Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным

образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач

образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся,

испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;

  • Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД

учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного

процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих

средств их достижения.

  • Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  • Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  • Формирование банка методических материалов для организации и проведения

мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

  • Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества

результатов дошкольного и начального школьного образования.

Периодичность.

Осень (сентябрь – октябрь)

Стартовая диагностика для определения готовности детей к школе

декабрь

Предметный

Стартовые УУД

- «Беседа о школе» (Методика Нежновой Т.А.);

- Анкета для учащихся (методика Лускановой Н.Г.);

Весна (апрель – май)

Проверочные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

Предметные

Личностные УУД

(мотивация,

смыслообразование)

Диагностика УУД

Методика характера атрибуции успеха/неуспеха

Изучение мотивации: - методика «Лесенка»

- Задание на норму справедливого распределения

(по Л. Кольбергу)

ЛичностныеУУД

(самоопределение)

(самооценка)

(нравственно-этическая ориентация)

Диагностика УУД

- «Выкладывание узора из кубиков»

- «Корректурная проба»

- «Проба на внимание» (поиск различий в изображениях)

Диагностика УУД

- «Кодирование»

Регулятивные УУД

(задача, планирование контроль, оценка, коррективы)

Познавательные УУД (знаково-символические действия)

Психолого-педагогический мониторинг особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л.М.)

- «Лишний предмет»

Предметные,

Личностные, метапредметные УУД

Анализ объектов

- «Подбери заплатку»

Сравнение объектов

Диагностика УУД

- «Рукавичка»

Коммуникативные УУД (сотрудничество)

- «Узор под диктовку»

Интериоризация

- «Левая и правая стороны»

Принятие позиции собеседника

Комплексная итоговая работа

Предметные

Метапредметные

Итоговые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

Предметные

Объекты мониторинга: универсальные учебные действия младших школьников; психолого - педагогические условия обучения; педагогические технологии, используемые в начальной школе. Условия реализации банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс. Срок реализации 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования .

Объекты мониторинга:

  • универсальные учебные действия младших школьников;
  • психолого - педагогические условия обучения;
  • педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации

банк диагностических методик,

технологические карты,

кадровый ресурс.

Срок реализации 4 года (начальная ступень образования).

Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное

исследование, направленное на отслеживание

индивидуальной динамики уровня сформированности

УУД на ступени начального образования .

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса. Система критериев и показателей уровня сформированности УУД соответствие возрастно-психологическим нормативным соответствие возрастно-психологическим нормативным  требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее соответствие свойств универсальных действий заранее  заданным требованиям; сформированность учебной деятельности у учащихся, сформированность учебной деятельности у учащихся,  отражающая уровень развития метапредметных действий,  выполняющих функцию управления познавательной  деятельностью учащихся; Возрастно-психологические нормативы формулируются Возрастно-психологические нормативы формулируются  для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их  развития.

Области применения данных мониторинга:

данные, полученные в ходе мониторинга используются для

оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня

сформированности УУД

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным
  • соответствие возрастно-психологическим нормативным

требованиям;

  • соответствие свойств универсальных действий заранее
  • соответствие свойств универсальных действий заранее

заданным требованиям;

  • сформированность учебной деятельности у учащихся,
  • сформированность учебной деятельности у учащихся,

отражающая уровень развития метапредметных действий,

выполняющих функцию управления познавательной

деятельностью учащихся;

  • Возрастно-психологические нормативы формулируются
  • Возрастно-психологические нормативы формулируются

для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их

развития.

Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа. анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:  1 ) личностный ; 2) регулятивный ( включающий также действия  саморегуляции ); 3) познавательный ; 4) коммуникативный .

Методы сбора информации:

  • анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

В составе основных видов универсальных учебных действий,

соответствующих ключевым целям общего образования,

выделяют четыре блока:

1 ) личностный ;

2) регулятивный ( включающий также действия саморегуляции );

3) познавательный ;

4) коммуникативный .

План мониторинга развития УУД

Содержание

1

Стартовая диагностика для определения готовности детей к школе

2

Образовательный результат

Сроки

Предметный

Стартовые УУД

- «Беседа о школе» (Методика Нежновой Т.А.);

- Анкета для учащихся (методика Лускановой Н.Г.);

3

4 неделя сентября

Личностные УУД

(мотивация,

смыслообразование)

- Задание на норму справедливого распределения

(по Л. Кольбергу)

Психолого-педагогический мониторинг особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л.М.)

4

(нравственно-этическая ориентация)

октябрь

Проверочные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

Предметные,

Личностные, метапредметные УУД

5

6

октябрь-

ноябрь

Предметные

Диагностика УУД

Методика характера атрибуции успеха/неуспеха

Изучение мотивации: - методика «Лесенка»

7

декабрь

8

ЛичностныеУУД

(самоопределение)

(самооценка)

Диагностика УУД

- «Выкладывание узора из кубиков»

- «Корректурная проба»

- «Проба на внимание» (поиск различий в изображениях)

Диагностика УУД

- «Кодирование»

апрель-май

Регулятивные УУД

(задача, планирование контроль, оценка, коррективы)

апрель-май

Познавательные УУД

(знаково-символические действия)

- «Лишний предмет»

- «Подбери заплатку»

9

Анализ объектов

апрель-май

Сравнение объектов

Диагностика УУД

- «Рукавичка»

- «Узор под диктовку»

Коммуникативные УУД (сотрудничество)

апрель-май

Интериоризация

- «Левая и правая стороны»

10

Принятие позиции собеседника

Комплексная итоговая работа

11

Итоговые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

Предметные Метапредметные

апрель-май

Предметные

май

п/п

1

Содержание

Входные УУД

Изучение мотивации:

- методика «Лесенка»

Образовательный результат

Сроки

- методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»

2

Личностные УУД

(самооценка)

сентябрь

Смыслообразование,

самоопределение

Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

3

4

Предметные

Итоги психолого-педагогического мониторинга особенностей адаптации в школе (2 этап)

(методика Ковалевой Л.М.)

Полугодовые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

сентябрь

Предметные,

личностные, метапредметные УУД

5

октябрь

Предметные

6

Диагностика УУД

- «Корректурная проба»

- Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

декабрь

Диагностика УУД

- «Кодирование»

Регулятивные УУД

(задача,планирование, контроль, оценка, коррективы)

апрель-май

Познавательные УУД

(знаково-символические действия-замещение)

- Диагностика универсального действия общего

приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

7

апрель-май

Логические

знаково-символические

Диагностика УУД

- «Ковер»

- «Дорога к дому»

Коммуникативные УУД (сотрудничество)

апрель-май

Интериоризация

Графический диктант

8

Сотрудничество

интериоризация

Диагностика УУД

- методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»

Личностные УУД

смыслообразование

(самоопределение )

- Набор субтестов по методике определения эмоциональной самооценки А.В. Захарова

9

(эмоциональная самооценка)

Анкета «Оцени поступок»

10

моральное содержания действий и ситуаций

Комплексная итоговая работа

Предметные, Метапредметные

Итоговые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

апрель-май

Предметные

май

п/п

1

Содержание

Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

2

Образовательный результат

Сроки

3

Предметные

Полугодовые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

Диагностика УУД

1) методика «Составь инструкцию «Правила поведения на перемене»

Предметные

сентябрь

2) методика «Островитянское письмо»

3

декабрь

Регулятивные УУД

(план выполнения задания в жизненных ситуациях,коррекция)

апрель-май

Принимать и сохранять учебную задачу, планирование действия, контроль

Диагностика УУД

1) методика «Логические закономерности»

Познавательные УУД

(логические)

2) методика «Выделение существенных признаков»

4

апрель-май

логические универсальные

1) Наблюдение ( работа в паре, группах, участие в дискуссиях)

Коммуникативные УУД

(коммуникация как кооперация)

2) пересказ, рассказ, доклады, сообщения, рефераты, участие в литературных конкурсах, проектах

5

апрель-май

коммуникация как

интериоризация

Диагностика УУД

1) методика «Незаконченные предложение»

Коммуникация как интеракция

2) анкета «Оцени поступок» (дифференциация моральных норм по Туриелю в модификации Кургановой и Карабановой)

Личностные УУД

(нравственно-этическая ориентация)

установление моральных норм

3) тест на определение самооценки «Изучение самооценки»

самооценка

4) методика «Опросник мотивации»

6

7

мотивация

Комплексная интегрированная работа

8

Предметные, Метапредметные

Итоговые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

Предметные

апрель-май

Тест на удовлетворенность образованием учащихся и родителей

май

Метапредметные

май

План проведения диагностических методик на начальном этапе обучения

Диагностируемые УУД

предметные

1 класс

личностные

Стартовая диагностика для определения готовности детей к школе

2 класс

3 класс

Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

- «Беседа о школе» (Методика Нежновой Т.А.);

- Анкета для учащихся (методика Лускановой Н.Г.);

- Задание на норму справедливого распределения

(по Л. Кольбергу)

4 класс

Изучение мотивации:

- методика «Лесенка»

Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

Психолого-педагогический мониторинг особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л.М.)

Методика характера атрибуции успеха/неуспеха

Изучение мотивации:

- методика «Лесенка»

регулятивные

методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»

Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике

- «Выкладывание узора из кубиков»

- «Корректурная проба»

- «Проба на внимание» (поиск различий в изображениях)

Итоги психолого-педагогического мониторинга особенностей адаптации в школе (2 этап)

(методика Ковалевой Л.М.)

Изучение мотивации:

- методика «Лесенка»

методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»

Методика характера атрибуции успеха/неуспеха

познавательные

коммуникативные

- «Корректурная проба»

- «Кодирование»

методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»

методика «Изучение самооценки»

Изучение мотивации:

- методика «Лесенка»

методика «Составь инструкцию «Правила поведения на перемене»

- Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

- «Лишний предмет»

- «Подбери заплатку»

- «Кодирование»

методика «Изучение самооценки»

Диагностика УУД

методика «Островитянское письмо»

методика «Составь инструкцию «Правила поведения в театре»

Диагностика УУД

- Диагностика универсального действия общего

приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

1) методика «Логические закономерности»

2 ) методика «Выделение существенных признаков»

- «Рукавичка»

Наблюдение (работа в паре, группах, участие в дискуссиях)

пересказ, рассказ, доклады, сообщения, рефераты, участие в литературных конкурсах, групповых проектах проектах

- «Рукавичка»

1)методика определения уровня умственного развития (ГИТ)

2) участие в проектно-исследовательской деятельности, использование дополнительной литературы

3 ) «Исследование словесно-логического мышления младших школьников

- «Узор под диктовку»

методика «Исправь ошибки»

- «Левая и правая стороны»

- «Ковер»

- «Дорога к дому»

методика «Дорога к дому»

Наблюдение (работа в паре, группах, участие в дискуссиях)

пересказ, рассказ, доклады, сообщения, рефераты, участие в литературных конкурсах, групповых проектах проектах

методика «Дорога к дому»

- «Узор под диктовку»

методика «Кто прав?»

методика «Кто прав?»

Личностная готовность  включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов, определяет мотивационную готовность первоклассника.

Личностная готовность

включает мотивационную и коммуникативную готовность,

сформированность самооценки, эмоциональную зрелость ребенка.

Сформированность социальных мотивов (стремление к социально

значимому статусу, потребность в социальном признании,

мотив социального долга), а также учебных и познавательных

мотивов, определяет мотивационную готовность первоклассника.

Самооценка «Лесенка»

Самооценка

«Лесенка»

Мотивация Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова), «Опросник мотивации»

Мотивация

Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова),

«Опросник мотивации»

Коммуникативные УУД Критерии оценивания :   продуктивность совместной  деятельности оценивается по степени сходства; умение детей договариваться , приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу выполнения работы, эмоциональное  отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).  

Коммуникативные УУД

Критерии оценивания :

 

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства;
  • умение детей договариваться , приходить к общему решению,

умение убеждать, аргументировать и т.д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети

друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу выполнения работы,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности:
  • позитивное (работают с удовольствием и интересом),

нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или

  • отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

 

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий: - умение осуществлять действие по образцу и заданному  правилу; - умение сохранять заданную цель; - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию  взрослого; - умение контролировать свою деятельность по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Регулятивные УУД

показатели сформированности

регулятивных универсальных учебных действий:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Результаты министерских контрольных работ На базовом уровне сформированы умения: - находить и исправлять орфографические ошибки – 47 чел. – 85,5 % находить глагол, различать омонимичные имена существительные и глаголы – 47 чел. – 85,5 % подбирать заголовок к тексту, умение обосновывать свой выбор – 47 чел. – 85,5 % давать характеристику (указывать грамматические признаки) заданного имени прилагательного – 45 чел. – 81,8 % осуществлять выбор адекватных языковых средств в процессе общения с людьми разного возраста – 40 чел. – 72,7 %.

Результаты министерских контрольных работ

На базовом уровне сформированы умения:

- находить и исправлять орфографические ошибки – 47 чел. – 85,5 %

  • находить глагол, различать омонимичные имена существительные

и глаголы – 47 чел. – 85,5 %

  • подбирать заголовок к тексту, умение обосновывать свой выбор – 47 чел. – 85,5 %
  • давать характеристику (указывать грамматические признаки)

заданного имени прилагательного – 45 чел. – 81,8 %

  • осуществлять выбор адекватных языковых средств в процессе

общения с людьми разного возраста – 40 чел. – 72,7 %.

Анализ результатов мониторинга № п / п Ф. И. учащихся 1 Номер вопроса/количество баллов 2 Никита 1 3 2 3 Кирилл 4 Даниил 3 3 1 5 Арина 3 3 4 3 5 3 Денис 0 6 1 1 Лиза 3 7 3 6 1 3 1 1 3 Артем 3 7 0 8 3 3 9  Соня 3 3 3 8 0 3 1 3 3 3 3 1 3 3 3  Алексей 3 10 9 11 1 3 3 3 3 3 0 3  Настя Всего баллов 10 3 3 3 3 3 12 3 3  Дима 3 3 3 3 3 3 3 3 1 3 1  Миша 13 3 3 23 1 3 1 Витя 14 3 0 0 3 3 0 3 28 3 3 3 3 0 3 0 0 3 15 Тимофей 3 26 3 3 0 3 3 3 3 Артем 3 1 1 20 16 1 0 3 0 3 3 3 3 0 1 22 3 17 Кристина 3 3 1 0 0 3 3 3 18 Кирилл 3 3 18 3 3 3 0 3 0 1 19 3 Даша 3 3 22 0 0 3 0 3 Иван 3 3 20 3 28 1 3 0 3 0 3 3 3 3 3 21 3 Юля 18 3 3 3 3 1 3 3 22 3 21 Артем 0 3 3 3 3 1 3 23 Витя 30 3 1 3 3 0 3 3 3 3 1 13 0 1 3 1 24 3 Илья 3 3 3 Вероника 3 3 1 30 3 3 1 3 3 3 0 3 3 23 3 3 3 Итого: (чел) 1 3 1 3 3 0 21 3 0 % 19 3 3 3 3 3 15 3 3 79,2 0 3 3 1 18 3 3 3 1 3 1 62,5 20 1 3 28 83,3 15 0 3 3 3 1 3 18 3 62,5 3 15 3 24 3 1 18 62,5 3 1 26 3 1 13 75 3 17 3 3 19 54,2 3 28 3 79,2 1 17 27 20 70,1 19 79,2 Сред балл 22,9

Анализ результатов мониторинга

п / п

Ф. И.

учащихся

1

Номер вопроса/количество баллов

2

Никита

1

3

2

3

Кирилл

4

Даниил

3

3

1

5

Арина

3

3

4

3

5

3

Денис

0

6

1

1

Лиза

3

7

3

6

1

3

1

1

3

Артем

3

7

0

8

3

3

9

Соня

3

3

3

8

0

3

1

3

3

3

3

1

3

3

3

Алексей

3

10

9

11

1

3

3

3

3

3

0

3

Настя

Всего

баллов

10

3

3

3

3

3

12

3

3

Дима

3

3

3

3

3

3

3

3

1

3

1

Миша

13

3

3

23

1

3

1

Витя

14

3

0

0

3

3

0

3

28

3

3

3

3

0

3

0

0

3

15

Тимофей

3

26

3

3

0

3

3

3

3

Артем

3

1

1

20

16

1

0

3

0

3

3

3

3

0

1

22

3

17

Кристина

3

3

1

0

0

3

3

3

18

Кирилл

3

3

18

3

3

3

0

3

0

1

19

3

Даша

3

3

22

0

0

3

0

3

Иван

3

3

20

3

28

1

3

0

3

0

3

3

3

3

3

21

3

Юля

18

3

3

3

3

1

3

3

22

3

21

Артем

0

3

3

3

3

1

3

23

Витя

30

3

1

3

3

0

3

3

3

3

1

13

0

1

3

1

24

3

Илья

3

3

3

Вероника

3

3

1

30

3

3

1

3

3

3

0

3

3

23

3

3

3

Итого: (чел)

1

3

1

3

3

0

21

3

0

%

19

3

3

3

3

3

15

3

3

79,2

0

3

3

1

18

3

3

3

1

3

1

62,5

20

1

3

28

83,3

15

0

3

3

3

1

3

18

3

62,5

3

15

3

24

3

1

18

62,5

3

1

26

3

1

13

75

3

17

3

3

19

54,2

3

28

3

79,2

1

17

27

20

70,1

19

79,2

Сред балл

22,9

При оформлении презентации использованы графические клипарты: http://www.lenagold.ru/fon/pred/bum/buk.html http://skyclipart.ru/master/ramki/14862-shkolnaya-ramka-vypusknik-2010.html http://www.fontov.net/cassandra

При оформлении презентации использованы графические клипарты:

http://www.lenagold.ru/fon/pred/bum/buk.html

http://skyclipart.ru/master/ramki/14862-shkolnaya-ramka-vypusknik-2010.html

http://www.fontov.net/cassandra


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!