Программа мониторинга развития УУД
Начальная школа
Цель мониторинга:
получение объективной информации о
состоянии и динамике уровня сформированности
универсальных учебных действий
у младших школьников в условиях реализации
федеральных государственных стандартов
для проектирования и своевременной
корректировки учебного процесса.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне
сформированности УУД;
- Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика
на разных этапах обучения в начальной школе;
- Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным
образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач
образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся,
испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;
- Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД
учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного
процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих
средств их достижения.
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения
мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества
результатов дошкольного и начального школьного образования.
Периодичность.
Осень (сентябрь – октябрь)
Стартовая диагностика для определения готовности детей к школе
декабрь
Предметный
Стартовые УУД
- «Беседа о школе» (Методика Нежновой Т.А.);
- Анкета для учащихся (методика Лускановой Н.Г.);
Весна (апрель – май)
Проверочные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
Предметные
Личностные УУД
(мотивация,
смыслообразование)
Диагностика УУД
Методика характера атрибуции успеха/неуспеха
Изучение мотивации: - методика «Лесенка»
- Задание на норму справедливого распределения
(по Л. Кольбергу)
ЛичностныеУУД
(самоопределение)
(самооценка)
(нравственно-этическая ориентация)
Диагностика УУД
- «Выкладывание узора из кубиков»
- «Корректурная проба»
- «Проба на внимание» (поиск различий в изображениях)
Диагностика УУД
- «Кодирование»
Регулятивные УУД
(задача, планирование контроль, оценка, коррективы)
Познавательные УУД (знаково-символические действия)
Психолого-педагогический мониторинг особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л.М.)
- «Лишний предмет»
Предметные,
Личностные, метапредметные УУД
Анализ объектов
- «Подбери заплатку»
Сравнение объектов
Диагностика УУД
- «Рукавичка»
Коммуникативные УУД (сотрудничество)
- «Узор под диктовку»
Интериоризация
- «Левая и правая стороны»
Принятие позиции собеседника
Комплексная итоговая работа
Предметные
Метапредметные
Итоговые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
Предметные
Объекты мониторинга:
- универсальные учебные действия младших школьников;
- психолого - педагогические условия обучения;
- педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Условия реализации
банк диагностических методик,
технологические карты,
кадровый ресурс.
Срок реализации 4 года (начальная ступень образования).
Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное
исследование, направленное на отслеживание
индивидуальной динамики уровня сформированности
УУД на ступени начального образования .
Области применения данных мониторинга:
данные, полученные в ходе мониторинга используются для
оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня
сформированности УУД
- соответствие возрастно-психологическим нормативным
- соответствие возрастно-психологическим нормативным
требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее
- соответствие свойств универсальных действий заранее
заданным требованиям;
- сформированность учебной деятельности у учащихся,
- сформированность учебной деятельности у учащихся,
отражающая уровень развития метапредметных действий,
выполняющих функцию управления познавательной
деятельностью учащихся;
- Возрастно-психологические нормативы формулируются
- Возрастно-психологические нормативы формулируются
для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их
развития.
Методы сбора информации:
- анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
В составе основных видов универсальных учебных действий,
соответствующих ключевым целям общего образования,
выделяют четыре блока:
1 ) личностный ;
2) регулятивный ( включающий также действия саморегуляции );
3) познавательный ;
4) коммуникативный .
План мониторинга развития УУД
№
Содержание
1
Стартовая диагностика для определения готовности детей к школе
2
Образовательный результат
Сроки
Предметный
Стартовые УУД
- «Беседа о школе» (Методика Нежновой Т.А.);
- Анкета для учащихся (методика Лускановой Н.Г.);
3
4 неделя сентября
Личностные УУД
(мотивация,
смыслообразование)
- Задание на норму справедливого распределения
(по Л. Кольбергу)
Психолого-педагогический мониторинг особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л.М.)
4
(нравственно-этическая ориентация)
октябрь
Проверочные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
Предметные,
Личностные, метапредметные УУД
5
6
октябрь-
ноябрь
Предметные
Диагностика УУД
Методика характера атрибуции успеха/неуспеха
Изучение мотивации: - методика «Лесенка»
7
декабрь
8
ЛичностныеУУД
(самоопределение)
(самооценка)
Диагностика УУД
- «Выкладывание узора из кубиков»
- «Корректурная проба»
- «Проба на внимание» (поиск различий в изображениях)
Диагностика УУД
- «Кодирование»
апрель-май
Регулятивные УУД
(задача, планирование контроль, оценка, коррективы)
апрель-май
Познавательные УУД
(знаково-символические действия)
- «Лишний предмет»
- «Подбери заплатку»
9
Анализ объектов
апрель-май
Сравнение объектов
Диагностика УУД
- «Рукавичка»
- «Узор под диктовку»
Коммуникативные УУД (сотрудничество)
апрель-май
Интериоризация
- «Левая и правая стороны»
10
Принятие позиции собеседника
Комплексная итоговая работа
11
Итоговые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
Предметные Метапредметные
апрель-май
Предметные
май
№
п/п
1
Содержание
Входные УУД
Изучение мотивации:
- методика «Лесенка»
Образовательный результат
Сроки
- методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»
2
Личностные УУД
(самооценка)
сентябрь
Смыслообразование,
самоопределение
Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
3
4
Предметные
Итоги психолого-педагогического мониторинга особенностей адаптации в школе (2 этап)
(методика Ковалевой Л.М.)
Полугодовые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
сентябрь
Предметные,
личностные, метапредметные УУД
5
октябрь
Предметные
6
Диагностика УУД
- «Корректурная проба»
- Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
декабрь
Диагностика УУД
- «Кодирование»
Регулятивные УУД
(задача,планирование, контроль, оценка, коррективы)
апрель-май
Познавательные УУД
(знаково-символические действия-замещение)
- Диагностика универсального действия общего
приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)
7
апрель-май
Логические
знаково-символические
Диагностика УУД
- «Ковер»
- «Дорога к дому»
Коммуникативные УУД (сотрудничество)
апрель-май
Интериоризация
Графический диктант
8
Сотрудничество
интериоризация
Диагностика УУД
- методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»
Личностные УУД
смыслообразование
(самоопределение )
- Набор субтестов по методике определения эмоциональной самооценки А.В. Захарова
9
(эмоциональная самооценка)
Анкета «Оцени поступок»
10
моральное содержания действий и ситуаций
Комплексная итоговая работа
Предметные, Метапредметные
Итоговые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
апрель-май
Предметные
май
№
п/п
1
Содержание
Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
2
Образовательный результат
Сроки
3
Предметные
Полугодовые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
Диагностика УУД
1) методика «Составь инструкцию «Правила поведения на перемене»
Предметные
сентябрь
2) методика «Островитянское письмо»
3
декабрь
Регулятивные УУД
(план выполнения задания в жизненных ситуациях,коррекция)
апрель-май
Принимать и сохранять учебную задачу, планирование действия, контроль
Диагностика УУД
1) методика «Логические закономерности»
Познавательные УУД
(логические)
2) методика «Выделение существенных признаков»
4
апрель-май
логические универсальные
1) Наблюдение ( работа в паре, группах, участие в дискуссиях)
Коммуникативные УУД
(коммуникация как кооперация)
2) пересказ, рассказ, доклады, сообщения, рефераты, участие в литературных конкурсах, проектах
5
апрель-май
коммуникация как
интериоризация
Диагностика УУД
1) методика «Незаконченные предложение»
Коммуникация как интеракция
2) анкета «Оцени поступок» (дифференциация моральных норм по Туриелю в модификации Кургановой и Карабановой)
Личностные УУД
(нравственно-этическая ориентация)
установление моральных норм
3) тест на определение самооценки «Изучение самооценки»
самооценка
4) методика «Опросник мотивации»
6
7
мотивация
Комплексная интегрированная работа
8
Предметные, Метапредметные
Итоговые контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
Предметные
апрель-май
Тест на удовлетворенность образованием учащихся и родителей
май
Метапредметные
май
План проведения диагностических методик на начальном этапе обучения
Диагностируемые УУД
предметные
1 класс
личностные
Стартовая диагностика для определения готовности детей к школе
2 класс
3 класс
Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
- «Беседа о школе» (Методика Нежновой Т.А.);
- Анкета для учащихся (методика Лускановой Н.Г.);
- Задание на норму справедливого распределения
(по Л. Кольбергу)
4 класс
Изучение мотивации:
- методика «Лесенка»
Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
Психолого-педагогический мониторинг особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л.М.)
Методика характера атрибуции успеха/неуспеха
Изучение мотивации:
- методика «Лесенка»
регулятивные
методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»
Входные контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике
- «Выкладывание узора из кубиков»
- «Корректурная проба»
- «Проба на внимание» (поиск различий в изображениях)
Итоги психолого-педагогического мониторинга особенностей адаптации в школе (2 этап)
(методика Ковалевой Л.М.)
Изучение мотивации:
- методика «Лесенка»
методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»
Методика характера атрибуции успеха/неуспеха
познавательные
коммуникативные
- «Корректурная проба»
- «Кодирование»
методика М.Р. Гинзбурга «Незаконченное предложение»
методика «Изучение самооценки»
Изучение мотивации:
- методика «Лесенка»
методика «Составь инструкцию «Правила поведения на перемене»
- Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
- «Лишний предмет»
- «Подбери заплатку»
- «Кодирование»
методика «Изучение самооценки»
Диагностика УУД
методика «Островитянское письмо»
методика «Составь инструкцию «Правила поведения в театре»
Диагностика УУД
- Диагностика универсального действия общего
приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)
1) методика «Логические закономерности»
2 ) методика «Выделение существенных признаков»
- «Рукавичка»
Наблюдение (работа в паре, группах, участие в дискуссиях)
пересказ, рассказ, доклады, сообщения, рефераты, участие в литературных конкурсах, групповых проектах проектах
- «Рукавичка»
1)методика определения уровня умственного развития (ГИТ)
2) участие в проектно-исследовательской деятельности, использование дополнительной литературы
3 ) «Исследование словесно-логического мышления младших школьников
- «Узор под диктовку»
методика «Исправь ошибки»
- «Левая и правая стороны»
- «Ковер»
- «Дорога к дому»
методика «Дорога к дому»
Наблюдение (работа в паре, группах, участие в дискуссиях)
пересказ, рассказ, доклады, сообщения, рефераты, участие в литературных конкурсах, групповых проектах проектах
методика «Дорога к дому»
- «Узор под диктовку»
методика «Кто прав?»
методика «Кто прав?»
Личностная готовность
включает мотивационную и коммуникативную готовность,
сформированность самооценки, эмоциональную зрелость ребенка.
Сформированность социальных мотивов (стремление к социально
значимому статусу, потребность в социальном признании,
мотив социального долга), а также учебных и познавательных
мотивов, определяет мотивационную готовность первоклассника.
Самооценка
«Лесенка»
Мотивация
Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова),
«Опросник мотивации»
Коммуникативные УУД
Критерии оценивания :
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства;
- умение детей договариваться , приходить к общему решению,
умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети
друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу выполнения работы,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности:
- позитивное (работают с удовольствием и интересом),
нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или
- отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
показатели сформированности
регулятивных универсальных учебных действий:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Результаты министерских контрольных работ
На базовом уровне сформированы умения:
- находить и исправлять орфографические ошибки – 47 чел. – 85,5 %
- находить глагол, различать омонимичные имена существительные
и глаголы – 47 чел. – 85,5 %
- подбирать заголовок к тексту, умение обосновывать свой выбор – 47 чел. – 85,5 %
- давать характеристику (указывать грамматические признаки)
заданного имени прилагательного – 45 чел. – 81,8 %
- осуществлять выбор адекватных языковых средств в процессе
общения с людьми разного возраста – 40 чел. – 72,7 %.
Анализ результатов мониторинга
№
п / п
Ф. И.
учащихся
1
Номер вопроса/количество баллов
2
Никита
1
3
2
3
Кирилл
4
Даниил
3
3
1
5
Арина
3
3
4
3
5
3
Денис
0
6
1
1
Лиза
3
7
3
6
1
3
1
1
3
Артем
3
7
0
8
3
3
9
Соня
3
3
3
8
0
3
1
3
3
3
3
1
3
3
3
Алексей
3
10
9
11
1
3
3
3
3
3
0
3
Настя
Всего
баллов
10
3
3
3
3
3
12
3
3
Дима
3
3
3
3
3
3
3
3
1
3
1
Миша
13
3
3
23
1
3
1
Витя
14
3
0
0
3
3
0
3
28
3
3
3
3
0
3
0
0
3
15
Тимофей
3
26
3
3
0
3
3
3
3
Артем
3
1
1
20
16
1
0
3
0
3
3
3
3
0
1
22
3
17
Кристина
3
3
1
0
0
3
3
3
18
Кирилл
3
3
18
3
3
3
0
3
0
1
19
3
Даша
3
3
22
0
0
3
0
3
Иван
3
3
20
3
28
1
3
0
3
0
3
3
3
3
3
21
3
Юля
18
3
3
3
3
1
3
3
22
3
21
Артем
0
3
3
3
3
1
3
23
Витя
30
3
1
3
3
0
3
3
3
3
1
13
0
1
3
1
24
3
Илья
3
3
3
Вероника
3
3
1
30
3
3
1
3
3
3
0
3
3
23
3
3
3
Итого: (чел)
1
3
1
3
3
0
21
3
0
%
19
3
3
3
3
3
15
3
3
79,2
0
3
3
1
18
3
3
3
1
3
1
62,5
20
1
3
28
83,3
15
0
3
3
3
1
3
18
3
62,5
3
15
3
24
3
1
18
62,5
3
1
26
3
1
13
75
3
17
3
3
19
54,2
3
28
3
79,2
1
17
27
20
70,1
19
79,2
Сред балл
22,9
При оформлении презентации использованы графические клипарты:
http://www.lenagold.ru/fon/pred/bum/buk.html
http://skyclipart.ru/master/ramki/14862-shkolnaya-ramka-vypusknik-2010.html
http://www.fontov.net/cassandra