Проблема изучения психологического статуса является актуальной в связи с большим количеством подростков относящихся к «группе риска». Поведение этих детей препятствует нормальному течению воспитательного и учебного процесса, зачастую эти дети являются носителями патологических особенностей характера или согласно медицинской терминологии «психопатами». Попытки применения к этой категории детей традиционных мер не приводят к положительным результатам.
Своевременное распознание характера отклонений у ребёнка позволяет выработать грамотный подход к коррекции его поведения и, в случае необходимости, направить воспитанника на консультацию специалиста: психиатра, психолога, социального педагога.
Для правильной квалификации проблем развития ребёнка необходимо владение подробной информацией об особенностях его личностного развития.
. В основу мониторинга была положена скрининговая диагностика (авторы Д.Д.Панков, И.В. Кузнецова, А.Г. Румянцев), позволяющая раскрыть особенности поведения ребёнка. Позиции, заложенные в анкете, позволяют раскрывать особенности поведения ребёнка, наличие у него некоторых «чудачеств», чрезмерной эмоциональности, склонности к максимализму (либо восхищается кем-либо, либо ненавидит), склонности к «сверхценным идеям», повышенной конфликтности в связи с завышенной самооценкой, необоснованной подозрительности, мстительности, высокой податливости чужому влиянию (плохому и хорошему), склонности к вандализму. Необходимо знать, насколько ответственным является ребёнок в своих поступках, насколько он возбудим, уживчив, склонен к экстремальным видам деятельности, побегам, стремлению бродяжничать. Имеется ли у него стремление быть в центре внимания, или наоборот, он застенчив, нерешителен. При оценке особенностей развития детей, относящихся к «группе риска» необходимо учесть, насколько ровно и систематически учится ребёнок, не испытывает ли он страх, панические состояния при необходимости собеседовать с учителем, быстро ли он утомляется на уроках, как часто и радикально меняется его настроение, пессимист он или оптимист, нет ли у ребёнка переживаний по поводе неразделённой любви, охлаждения в отношениях с родными и близкими, появление «замкнутости» в поведении, признаков «ухода в себя», не высказывает ли он прямо или косвенно суицидальные идеи.
Для обеспечения целенаправленного сбора информации о психическом статусе ребёнка привлекаются педагогические работники и специалисты: психологи, социальные педагоги, медицинские работники, а также родители.
№ позиции | Позиция (из перечисленных в скобках вариантов обстоятельств- нужное подчеркнуть) | Варианты формализованных ответов (обвести): нет- 0, возможно –1, да- 2. |
1. | Поведение ребёнка неправильное дома | 0, 1, 2 |
2. | Поведение ребёнка неправильное в образовательном учреждении | 0, 1, 2 |
3. | Наличие у ребёнка «чудачеств» в поведении | 0, 1, 2 |
4. | Наличие у ребёнка крайних чувств и эмоций (от восхищения до ненависти) | 0, 1, 2 |
5. | Наличие у ребёнка признаков игнорирования мнения окружающих, интересов семьи, эмоциональной холодности | 0, 1, 2 |
6. | Наличие у ребёнка признаков самодостаточности, высокой эмоциональной ранимости, обидчивости | 0, 1, 2 |
7. | Наличие у ребёнка склонности к «сверхценным идеям» | 0, 1, 2 |
8. | Наличие у ребёнка повышенной конфликтности в связи с завышенной самооценкой | 0, 1, 2 |
9. | Наличие у ребёнка необоснованной подозрительности | 0, 1, 2 |
10. | Наличие у ребёнка мстительности | 0, 1, 2 |
11. | Наличие у ребёнка высокой податливости чужому влиянию (плохому и хорошему) | 0, 1, 2 |
12. | Низкое чувство ответственности за взятые на себя обязательства | 0, 1, 2 |
13. | Трудный характер | 0, 1, 2 |
14. | Наличие у ребёнка сильной эмоциональной возбудимости, включающей злобность, агрессивность | 0, 1, 2 |
15. | Наличие у ребёнка жестокости, угрюмости, злопамятности, неуживчивости | 0, 1, 2 |
16. | Наличие дисфорических (с немотивированной озлобленностью, раздражительностью) состояний | 0, 1, 2 |
17. | Наличие у ребёнка тенденции к провоцированию экстремальных ситуаций | 0, 1, 2 |
18. | Неспособность ровно и систематически учиться | 0, 1, 2 |
19. | Гипертрофированное стремление находиться в центре внимания любыми способами | 0, 1, 2 |
20. | Наличие демонстративных, театральных особенностей поведения | 0, 1, 2 |
21. | Наличие застенчивости, нерешительности, склонности к сомнениям | 0, 1, 2 |
22. | Наличие страха, панического состояния при необходимости собеседовать с учителем | 0, 1, 2 |
23. | Наличие избыточной педантичности, скурпулёзности | 0, 1, 2 |
24. | Повышенная утомляемость, отрицательно сказывающаяся на успеваемости | 0, 1, 2 |
25. | Неадекватная обидчивость | 0, 1, 2 |
26. | Неуверенность в себе, стремление к самоанализу | 0, 1, 2 |
27. | Отсутствие духовных интересов, распущенность, эгоистичность, импульсивность, склонность к вандализму | 0, 1, 2 |
28. | Наличие побегов, стремление бродяжничать | 0, 1, 2 |
29. | Наличие периодической смены настроения от эйфории до подавленности, нередко совпадающие со сменой времён года: | 0, 1, 2 |
30. | С преобладанием пессимизма( уверен, что не сумеет написать контрольную работу, сдать зачёт, экзамен и пр.), обращают внимание в основном на теневые стороны жизни, отмечают наличие постоянных элементов дискомфорта в самочувствии | 0, 1, 2 |
31. | С преобладанием оптимистического настроения, деятельного, инициативного характера, указаний на хорошее самочувствие | 0, 1, 2 |
32. | Наличие высказываний о возможности или целесообразности самоубийства | 0, 1, 2 |
33. | Наличие сильных переживаний по поводу неразделённой любви, охлаждения в отношениях с родными и близкими | 0, 1, 2 |
34. | Проявление «замкнутости» в поведении, признаков «ухода в себя» | 0, 1, 2 |
35. | Возникновение в группе подростков рассуждений о предпочтительности смерти перед жизнью и т.п. | 0, 1, 2 |
. | Суммарное количество баллов от 25 до 45- «группа риска»- целесообразна консультация психолога и коррекционная работа; Свыше 45 баллов – консультация психоневролога. Для дошкольников «группа риска» определяется от 20 баллов. | |