Наш коллектив ведет работу по разработке системы оценивания проверочных работ с 2014 года. В начале работы (2014 год) были обобщены результаты мониторинговых исследований обучающихся 1-4 классов, вступивших в работу по ФГОС нового поколения. Были изучены диагностические материалы (по математике, метапредметные работы и диагностические работы, предлагаемые психологом по выявлению уровня сформированности мыслительных операций), выделены наиболее часто проверяемые критерии.
На основе проведенной работы в рамках ШМО начато создание базы заданий, позволяющих осуществлять диагностику по этим критериям не только в начальной, но и основной школе (в 5 – 8 классах). Для этого подвергалось анализу каждое задание, выделялось умение, которое проверяется при выполнении задания (причем сложность составляют такие задания, при выполнении которых ребенок должен проявить комплекс умений – особенно это касается заданий по русскому языку).
Работы обучающихся 9-11 классов рассматриваются в системе СтатГрад. Ежегодно таких работ по разным предметам выполняется от 22 до 30 в каждой параллели. По математике и по русскому языку задания в системе СтатГрад подвергаются такому же тщательному анализу с целью выделения проверяемых умений и уровней усвоения материала (на основе спецификаций и кодификаторов).
Для каждой работы определяется уровень выполнения задания по 3-балльной шкале (0 – не выполнено или выполнено неверно, 1 – выполнено частично верно, 2 – выполнено полностью верно).
Работу каждого обучающегося проверяются и оцениваются по:
а) уровням усвоения учебного материала: узнавание, воспроизведение, применение, преобразование;
б) уровню сформированности метапредметного умения: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, формулировки выводов.
Для систематизации результатов мониторинговых исследований каждый учитель составляет таблицу в программе Exсel, в которой отражает уровень сформированности умения у каждого обучающегося в классе по результатам выполнения конкретной работы. Затем эти данные переносятся в автоматизированную систему Access, имеющую широкие возможности по использованию полученных результатов и их интерпретации.
В результате проведенной работы по данным электронных таблиц:
созданы формы и запросы в Access, позволяющие осуществлять быстрый доступ к данным конкретного учащегося; преимуществом работы в электронных таблицах Access является возможность автопостроения диаграмм, авторейтингования, быстрого доступа к результатам конкретного учащегося, отслеживания динамики индивидуального прогресса в течение нескольких лет обучения;
проведен анализ индивидуальных достижений учащихся начальной школы по математике и по результатам выполнения метапредметных работ (начиная с 2012 года), а с 2016 года – по результатам ВПР;
проведен анализ индивидуальных достижений учащихся и сравнительный анализ по параллелям в начальной школе, а также в 5 - 8-х классах по уровням усвоения и сформированности метапредметных умений и в 9-11 –х классах по результатам выполнения работ в системе СтатГрад.
начата разработка критериев мониторинга качества знаний, общих для различных учебных предметов.
Проведение мониторинговых исследований позволило:
повысить информированность родителей (особенно выпускных классов) об учебных достижениях каждого ребенка и их динамике;
выявить наиболее часто встречающиеся трудности у конкретного обучающегося и совместно с учителем-предметником и психологом (по запросу) определить пути их преодоления;
выявить предметные предпочтения отдельных обучающихся с целью проведения профориентационных мероприятий с обучающимися и их родителями.
Мониторинг индивидуального прогресса учащихся производится параллельно с мониторингом условий и процесса обучения, в котором важнейшую роль играет профессиональный уровень педагога. Актуальным становится обучение педагогов и учащихся основам эффективного целеполагания. Психологические исследования оптимальных характеристик целей на этапе их формулирования определяют требования к образовательно-воспитательным целям: конкретность, достижимость, напряженность, способствующая активности познавательной деятельности учащихся, учет их возрастных и индивидуальных особенностей.
Включение педагогического коллектива в мониторинговую деятельность подразумевает овладение педагогами следующими методиками:
1) на этапе планирования и организации УВП (прогностическом этапе):
определения направленности профессиональной деятельности, работоспособности и творчества;
эффективного целеполагания на уроке и во внеурочной деятельности;
многомерной шкалированной экспертизы урока;
работы с критериальным аппаратом мониторинговых исследований;
2) на контрольно- диагностическом этапе:
анализа и трактовки материалов;
оформления выводов, постановки задач, направленных на корректировку и развитие образовательного процесса;
разработки форм анализа количественных и качественных показателей деятельности учащихся.
Каждое полугодие в рамках работы центра качества знаний проводятся заседания инициативной группы (учителя-предметники и администрация), на которых определяется график проведения диагностических работ, оговаривается их содержание и соответствие критериям. Результаты работы центра представляются на педагогических советах и заседаниях ШМО. Проведен обучающий семинар по целеполаганию на уроке. Учителя-предметники приняли активное участие в семинаре на базе АСОУ по теме «Мониторинг качества современного образовательного учреждения».
Несмотря на очевидные преимущества мониторинговых исследований, их проведение сталкивается с рядом проблем:
недостаточность времени у учителей-предметников на проведение анализа заданий диагностических работ по разработанным критериям;
обилие иных (помимо работы центра) мониторинговых исследований, требующих временных затрат;
низкая заинтересованность родителей и классных руководителей в использовании результатов мониторинговых исследований (наблюдается активность только родителей выпускных (9 и 11) классов, причем родители 11-тиклассников более активны и готовы к диалогу).
Перспективными направлениями работы являются:
разработка и внедрение модели координации деятельности учителей, учащихся, родителей, психолога и администрации по выявлению и своевременной коррекции индивидуальных проблем учащихся при изучении учебных предметов;
проведение работы в рамках предметных методических объединений по развитию метапредметного знания на уроках по разным дисциплинам (проведение интегрированных, бинарных и т.п. уроков);
активное привлечение психологической службы к проведению мониторинговых исследований познавательной деятельности учащихся основной и старшей школы;
в рамках предметных методических объединений (русского языка, математики, естественнонаучного цикла) в сотрудничестве с методическим объединением учителей начальной школы продолжение разработки и совершенствования критериального аппарата мониторинга качества знаний учащихся начальной, основной и старшей школы;
активизация работы классных руководителей и учителей-предметников с базой данных центра мониторинга качества знаний.
На наш взгляд, "идеальный" вариант использования в школе анализа и интепретации результатов проверочных работ по различным предметам должен содержать следующие компоненты:
он должен опираться на целостный подход к изучению качества обучения;
обработка полученных данных должна опираться на методы математической статистики ;
должен быть использован как количественный, так и качественный анализ;
измерительная шкала должна быть универсальной;
следует выбирать надежные измерительные методы
Можно взять за основу следующие показатели, которые могут обсуждаться в рамках методических объединений:
1) Результативность (количество выполненных заданий, по отношению к общему количеству заданий)
2) Оценочный показатель
3) Качество обучения
4) Степень обученности
5) Показатель неуспешности
6) Процент сильных учащихся, которые справились с работой
7) Типичные ошибки
Для проведения контроля в рамках каждого школьного методического объединения разрабатывается график контрольных работ. Как правило, используются следующие формы контроля: входной контроль (в начале учебного года за курс предыдущего); предупредительный контроль (перед проведением итоговых, контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности к школе к новому учебному году); текущий контроль (после изучения темы, результаты контроля учебного заведения за четверть, полугодия); промежуточный контроль (аттестация в конце года в переводных классах); итоговый контроль (экзамены в выпускных классах, результаты работы школы за год).
Оценивая по предложенным показателям каждую проверочную работу, можно отследить динамику как по каждому обучающемуся, так и по классу или параллели в целом.
Но следует отметить, какой бы универсальной не была методика анализа результатов, всегда есть особенности каждого предмета, которые невозможно отразить. Свои особенности оценивания имеют лабораторные и практические работы по предметам естественного цикла; аудирование, говорение, письмо и чтение в иностранных языках; контурные карты по истории и географии, и т.д.
В большинстве случаев, анализ проверочных работ идёт по двум показателям: качество обучения и анализ типичных ошибок. Которые позволяют выявить пробелы в знаниях и сконцентрироваться при изучении темы на этих моментах.
Препятствия/ограничения | Способ преодоления |
Специфика преподаваемого предмета | Метапредметность, которая как раз и подразумевает интеграцию содержания образования. Метапредметность направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. |
Учет при анализе проверочной работы одного или двух показателей | Качественный и количественный анализ, который основывается на различных показателях. |