«МОЛОДЁЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
11 класс
Задачи занятия:
1) расширить представление о возрастных критериях стратификации;
2) углубить знания о молодёжи как социальной группе;
3) рассмотреть особенности социализации молодых людей в современных условиях;
4) помочь школьникам определить свою собственную позицию по рассматриваемым вопросам.
Трудно ли сегодня быть молодым?
План изучения нового материала:
1. Молодёжь как социальная группа.
2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
3. Молодёжная субкультура.
1. Молодёжь как социальная группа.
Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности.
В более узком, социологическом , смысле молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Возрастные рамки молодежи?
В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодёжи определяется между 14—16 , а верхняя — между 25—29 годами .
Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодёжи, как, например, молодых учёных (до 33—35 лет).
слои по возрасту (подростки, юношество )
по полу
Молодёжь как социально-демографическая группа
по видам деятельности (учащиеся, работающие )
по месту жительства (городская, сельская)
Какие же задачи стоят перед молодыми людьми?
Каковы критерии возраста?
2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте - стр. 185.
1) Какие проблемы возникают перед молодыми людьми в начале их трудовой деятельности?
2) Чем статус студента отличается от статуса учащегося?
3) Какие новые социальные роли появляются в семье? Как
изменяются старые роли в семье?
4) Что можно считать показателями гражданской зрелости человека? Как стать достойным гражданином?
3. Молодёжная субкультура.
Черты молодёжной субкультуры:
- вызов ценностям взрослых
- эксперименты с собственным образом жизни,
- включение в различные группы сверстников,
- своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке, и др.
Закрепление:
1. Какой критерий лежит в основе выделения молодёжи как большой социальной группы?
1) территориальный
2) этносоциальный
3) конфессиональный
2. Верны ли следующие суждения о молодёжи как социальной группе?
4) демографический
А. К молодёжи традиционно относят людей в возрасте от 18 до 45 лет.
Б. Конкретные возрастные рамки, социальный статус и социально-психологические особенности молодёжи одинаковы для различных исторических эпох.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Закрепление:
3. Верны ли следующие суждения о молодёжной субкультуре?
А. Молодёжная субкультура копирует доминирующую куль-
туру взрослых.
Б. Молодёжная субкультура однородна по своему составу.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания.
На вопрос социологов «Как вы поведёте себя в случае резкого
ухудшения условий жизни?» отвечали представители молодёжи
страны Z в 2003 и 2013 гг.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены
в таблице.
На основе данных таблицы сделайте выводы о происшедших изменениях в политических взглядах молодёжи в стране Z за 10 лет. Выскажите предположение о возможных причинах таких изменений.
Домашнее задание:
Учебник, § 18. Вопросы для самопроверки и задания
2—4 к параграфу.