11
Уроки «МОЛОДЁЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
I. Требования к результатам усвоения темы
Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:
личностных:
— принятие ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, стремление к здоровому образу жизни;
— осознание значимости преемственности поколений для развития человека и общества;
метапредметных:
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности с представителями других социальных групп, эффективно разрешать конфликты;
предметных:
— владение базовыми понятиями «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура»;
— умение применять полученные знания о молодёжи и молодёжной субкультуре в повседневной жизни;
— навыки оценивания социальной информации по молодёжной тематике, поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Задачи занятия:
1) расширить представление о возрастных критериях стратификации;
2) углубить знания о молодёжи как социальной группе;
3) рассмотреть особенности социализации молодых людей в современных условиях;
4) помочь учащимся определить свою собственную позицию по рассматриваемым вопросам.
II. Место темы в системе учебных занятий
Изучение темы строится с акцентированной опорой на внутрипредметные связи (в первую очередь на мате риал, связанный с социальными группами), а также на изученный в курсе основной школы материал о право- и дееспособности гражданина.
Урок
1) Организационный этап.
Приветствие.
Эпиграф урока:
«Лучшая пора в жизни человека – его молодость, потому что тогда в нём зажигается и горит то священное пламя любви к жизни, потушить которое очень тяжело» И.С. Тургенев.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Откройте оглавление учебника.
Послушайте отрывок стихотворения известной поэтессы Юнны Мориц:
Определите, какой сегодня будет тема урока:
Хорошо - быть молодым,
За любовь к себе сражаться,
Перед зеркалом седым
Независимо держаться,
Жить отважно - черново,
Обо всем мечтать свирепо,
Не бояться ничего -
Даже выглядеть нелепо!
Хорошо - всего хотеть,
Брать свое - и не украдкой,
Гордой гривой шелестеть,
Гордой славиться повадкой,
То и это затевать,
Порывая с тем и этим,
Вечно повод подавать
Раздувалам жарких сплетен!
Как прекрасно - жить да жить,
Не боясь машины встречной,
Всем на свете дорожить,
Кроме жизни скоротечной!
Хорошо - ходить конем,
Власть держать над полным залом,
Не дрожать над каждым днем -
Вот уж этого навалом!
О ком идет речь?
- О молодости. О молодых. О молодежи
Тема нашего урока – Молодежь в современном мире
О молодежи написаны художественные произведения, картины, созданы музыкальные произведения.
Но мы будем исследовать проблему молодежи в современном мире не как художники, поэты, композиторы.
Нам важно определить особенности молодежи как социальной группы.
Подумайте, на какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть, чтобы дать характеристику молодежи в современном мире?
1. Кого можно считать молодым?
2. Каковы особенности молодежи как социальной группы?
3. Чем отличаются социальные роли молодежи?
4. Что такое молодежная субкультура?
Проблемный вопрос:
III. Актуализация знаний.
Несколько цитат, они принадлежат разным авторам: ФИЛОСОФУ, ПОЭТУ, ПОЛИТИКУ И СВЯЩЕННИКУ СООСТЕТСТВЕННО.
Философу: “Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами.”
Поэт: “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления. Эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.”
Политик: “Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру.”
Священник: “Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек.”
Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодежи?
Парадокс в том, что первое высказывание принадлежит философу Сократу, жившему 400 до Р.Х.
Второе – древнегреческому поэту Гесиоду, 720 лет до Р.Х.
Третье найдено в глиняном горшке, 3000 лет хранившемся в развалинах Вавилона.
Последнее – египетскому жрецу. Свитку папируса с этой надписью около 4000 лет.
Любопытно и то, что все эти великие цивилизации погибли.
Актуальны ли эти высказывания сегодня? Дайте аргументированный ответ.
Да. Почему?
Нет. Почему?
Прочитайте учебник с. 194 и определите, какие проблемы у молодежи возникают в современном обществе?
1 группа. Выберите из предложенных высказываний о молодежи те, которые на ваш взгляд, соответствуют утверждение «Хорошо быть молодым»
2 группа. Выберите из предложенных высказываний утверждения, которые соответствуют утверждению «Трудно быть молодым»
Юность — время отваги.
Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала.
Молодость – недостаток, который быстро проходит.
Молодости свойственно грешить поспешностью.
Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
В молодости мы горы сворачиваем, а потом пытаемся выбраться из под них.
Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости.
Начало возмужания, насколько я могу судить, пора отъявленного себялюбия. Мы охвачены неодолимым желанием расправить крылья и выпорхнуть из родного гнезда, и никакие слезы и мольбы, никакие привязанности не в силах укротить в нас стремление к независимости.
Юность мечтает о славе.
Господи, да какое же это кошмарное время — молодость! Такое изобилие чувств при полном неумении с ними обращаться!
Излишества в юности — вексель на старость, по которому приходится платить с процентами за тридцать лет.
Юность человека есть прекрасная роскошная весна, время деятельности и кипения сил, она бывает однажды в жизни и никогда больше не возвращается.
Молодой человек чувствует, что весь мир мал для него.
На то и молодость дана, чтобы быть кипучей, активной, жизнеутверждающей.
Молодой человек подобен воску.
Интересное:
Юноша становится взрослым на три года раньше, чем думают его родители, и на два года позже, чем кажется ему самому.
Молодые гоняются за тем, что желают приобрести, а старики привязываются к тому, что боятся потерять.
Так уж положено: молодость веселится, старость бранится.
IV. Усвоение новых знаний.
1) Кого можно считать молодым?
- Кто-то из присутствующих считает себя стариком? – Нет.
- Тогда мы все молодежь?
Задание: составить ассоциативный ряд к понятию молодежь (как элемент социальной группы)
Выделить главное, сравнить с определением, которое есть в учебнике.
Записать в тетрадь определение молодежи к социально-демографической группы
В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:
• совокупности возрастных характеристик;
• особенности социального положения;
• социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.
При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.
Задание: прочитать «Молодежь как социальная группа» и определить:
1 группа. Возрастные границы молодежи.
Учебник – возрастные границы размыты.
2 группа. Как происходит процесс социализации, то есть взросления?
Дополнить ответ 1 группы: Совсем недавно принят Федеральный закон, который дает определение молодежи и указывает возрастные рамки.
Работа с документом ФЗ от 30.12.2020 № 498-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»
Ч. 1,2, 6 ст. 2
Итак, возраст молодежи – 14 – 35 лет. Сравните с классификацией, которая была раньше.
2) Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Возрастные границы молодежи охватывают большой период жизни человека. В учебнике, который рассчитан на старшеклассников, конечно упор сделан на юношеский возраст.
Давайте проанализируем возрастную структуру нашего класса:
12-14 | 15-17 | 18-21 | 22-25 | 26-30 | 30-35 |
| | | | | |
Прочитайте учебник и запишите, какие из перечисленных социальных ролей наиболее важны для вас. Записать в порядке наибольшей значимости.
Ответ прочитать, объяснить значимость выбранных социальных ролей.
Проанализируем документ и сравним с полученными нами результатми.
Работа с документом. Вопрос 1,2 по группам..
Вопрос 1. Какие сферы жизни вызывают наибольшее беспокойство для каждой из представленных возрастных групп? Сравните полученные данные. Сделайте выводы.
12-14: работа, семья, брак, город, среда обитания.
15-17: работа, семья, брак, учеба.
18-21: работа, семья, брак, общество, страна.
22-25: работа, семья, брак, общество, страна.
26-29: здоровье, общество, страна, семья, брак.
Вопрос 2. На примере нескольких представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чём вы видите причины этих изменений?
Наиболее обеспокоены своим будущим молодые люди 22-25 лет, только что закончившие вузы и еще не нашедшие стабильной работы и не создавшие семью.
Наибольшую важность учеба занимает у учеников старших классов.
О здоровье люди все больше начинают задумываться с возрастом.
С возрастом возрастает общественная активность граждан.
Вывод: В целом молодежь,,,..
3) Молодежная субкультура.
Что такое субкультура?
Разобрать слово по составу.
Значение корня культур и приставки суб-
(лат. sub под) первая составная часть сложных слов, обозначающая:
1) расположенный внизу, под чем-л. или около чего-л., напр.: субтропики, субстратосфера;
2) подчиненный, напр.: субинспектор;
3) неосновной, неглавный, напр.: субаренда.
СУБКУЛЬТУРА. (subculture) (от латинского sub – под и cultura – возделывание, воспитание, развитие) – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличном от «они» (остальных представлений социума).
Задание: нарисовать кластер «Молодежная субкультура»
Презентация сообщения: «Молодежная субкультура».
IV Закрепление.
Составить синквейн к термину современная молодежь
Молодежь
1 люди
2 веселая, энергичная
3 учиться, работать, смеяться
4 Молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров. Молодёжь - будущее нации Помощники.
Подготовить ответ на вопрос:
Вопрос 1. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет,, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»? Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.
Все мы, когда находимся в подростковом возрасте воспринимаем любые слова родителей "в штыки". Хотя, позже, становясь взрослыми, понимаем, что каждое замечание, чрезмерное волнение – это всего лишь забота о детях. Ведь мы, самое ценное в их жизни. Мы – те, на благо кого они трудятся всю свою жизнь. М. Твен говорит о том, что молодое поколение не понимает старшее поколение в силу разного воспитания, разных моральных, этических ценностей, разных принципов. Жизнь меняется, но нередко старшее поколение придерживается консервативных взглядов и пытается навязать их. Конфликт между детьми – родителями будет всегда присутствовать в нашем обществе.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Согласны ли вы с выбором эпиграфа к нашему уроку?
«Лучшая пора в жизни человека – его молодость, потому что тогда в нём зажигается и горит то священное пламя любви к жизни, потушить которое очень тяжело» И.С. Тургенев
ЛЕНА ПЧЕЛКИНА:
Ах, молодость, прекрасная пора!
Как много можно сделать. И с утра
До поздней бурной развеселой ночи
Мы не смыкаем рот и ясны очи.
Едим и пьем, и все идет на пользу,
Танцует твист и шейк, и вальс и польку.
Мечтаем о богатстве и карьере,
А жизнь летит. Измены в биосфере,
И в организме сбои, неполадки,
Уже опасно ночевать в палатке.
Жена бубнит, и дети просят ласки,
Игрушек поновей, вкусней колбаски.
Глядишь, и бес и седина - внезапно.
И молодость - тю-тю. И старость завтра...
Молодость – недостаток, который быстро проходит.
Берегите и цените бесценный дар – вашу молодость
Закончить предложения:
Я научился…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Приложения
В. Высоцкий
Неважен возраст — все имеют цену,
Смотря чем дышишь ты и чем живёшь.
Мы всё же говорим: «Вот — наша смена!»,
Когда глядим на нашу молодежь.
По другим мы дорогам ходили.
В наше время всё было не так —
Мы другие слова говорили...
В наше время всё было не так.
А молодёжь смеётся, твист танцует,
И многого не принимаем мы,
А сами говорим: «Не существует
У нас проблемы с нашими детьми».
Мы по тем же дорогам ходили.
В наше время всё было не так —
Хоть мы те же слова говорили...
В наше время всё было не так.
Но молодёжь, которую ругаем
За лёгкость, за беспечность и за джаз, —
Конечно, будет на переднем крае
В жестокий час и просто в трудный час.
Мы по тем же дорогам ходили.
В наше время бывало и так —
Мы и те же слова говорили...
В наше время бывало и так!
За наше время нам не надо нимбов,
Не надо монументов, мелодрам...
Отцы и дети пусть враждуют в книгах,
А наши дети — доверяют нам!
По одной мы дороге ступаем.
В наше время — держать только так!
Об одном мы и том же мечтаем:
В наше время — держать только так!
1966
«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».
(Сократ, V в. до н.э.)
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».
(Гесиод, 720 год до н.э.)
«Лучшая пора в жизни человека – его молодость, потому что тогда в нём зажигается и горит то священное пламя любви к жизни, потушить которое очень тяжело» И.С. Тургенев.