СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Молодежь в современном обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Молодежь в современном обществе"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Молодежь в современном обществе"»

11


Уроки «МОЛОДЁЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

I. Требования к результатам усвоения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— принятие ценностей здорового и безопасного образа

жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, стремление к здоровому образу жизни;

— осознание значимости преемственности поколений для развития человека и общества;

метапредметных:

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности с представителями других социальных групп, эффективно разрешать конфликты;

предметных:

— владение базовыми понятиями «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура»;

— умение применять полученные знания о молодёжи и молодёжной субкультуре в повседневной жизни;

— навыки оценивания социальной информации по молодёжной тематике, поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Задачи занятия:

1) расширить представление о возрастных критериях стратификации;

2) углубить знания о молодёжи как социальной группе;

3) рассмотреть особенности социализации молодых людей в современных условиях;

4) помочь учащимся определить свою собственную позицию по рассматриваемым вопросам.

II. Место темы в системе учебных занятий

Изучение темы строится с акцентированной опорой на внутрипредметные связи (в первую очередь на мате риал, связанный с социальными группами), а также на изученный в курсе основной школы материал о право- и дееспособности гражданина.





Урок

1) Организационный этап.

Приветствие.

Эпиграф урока:

«Лучшая пора в жизни человека – его молодость, потому что тогда в нём зажигается и горит то священное пламя любви к жизни, потушить которое очень тяжело» И.С. Тургенев.


2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Откройте оглавление учебника.

Послушайте отрывок стихотворения известной поэтессы Юнны Мориц:

Определите, какой сегодня будет тема урока:


Хорошо - быть молодым,

За любовь к себе сражаться,

Перед зеркалом седым

Независимо держаться,

Жить отважно - черново,

Обо всем мечтать свирепо,

Не бояться ничего -

Даже выглядеть нелепо!


Хорошо - всего хотеть,

Брать свое - и не украдкой,

Гордой гривой шелестеть,

Гордой славиться повадкой,

То и это затевать,

Порывая с тем и этим,

Вечно повод подавать

Раздувалам жарких сплетен!


Как прекрасно - жить да жить,

Не боясь машины встречной,

Всем на свете дорожить,

Кроме жизни скоротечной!

Хорошо - ходить конем,

Власть держать над полным залом,

Не дрожать над каждым днем -

Вот уж этого навалом!


О ком идет речь?

- О молодости. О молодых. О молодежи

Тема нашего урока – Молодежь в современном мире

О молодежи написаны художественные произведения, картины, созданы музыкальные произведения.

Но мы будем исследовать проблему молодежи в современном мире не как художники, поэты, композиторы.

Нам важно определить особенности молодежи как социальной группы.


Подумайте, на какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть, чтобы дать характеристику молодежи в современном мире?


1. Кого можно считать молодым?

2. Каковы особенности молодежи как социальной группы?

3. Чем отличаются социальные роли молодежи?

4. Что такое молодежная субкультура?


Проблемный вопрос:

III. Актуализация знаний.

Несколько цитат, они принадлежат разным авторам: ФИЛОСОФУ, ПОЭТУ, ПОЛИТИКУ И СВЯЩЕННИКУ СООСТЕТСТВЕННО.
Философу: “Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами.”
Поэт: “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления. Эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.”
Политик: “Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру.”
Священник: “Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек.”
Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодежи?
Парадокс в том, что первое высказывание принадлежит философу Сократу, жившему 400 до Р.Х.
Второе – древнегреческому поэту Гесиоду, 720 лет до Р.Х.
Третье найдено в глиняном горшке, 3000 лет хранившемся в развалинах Вавилона.
Последнее – египетскому жрецу. Свитку папируса с этой надписью около 4000 лет.
Любопытно и то, что все эти великие цивилизации погибли.

Актуальны ли эти высказывания сегодня? Дайте аргументированный ответ.

Да. Почему?

Нет. Почему?

Прочитайте учебник с. 194 и определите, какие проблемы у молодежи возникают в современном обществе?

1 группа. Выберите из предложенных высказываний о молодежи те, которые на ваш взгляд, соответствуют утверждение «Хорошо быть молодым»


2 группа. Выберите из предложенных высказываний утверждения, которые соответствуют утверждению «Трудно быть молодым»



Юность — время отваги.

Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала. 

Молодость – недостаток, который быстро проходит

Молодости свойственно грешить поспешностью.

Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.

В молодости мы горы сворачиваем, а потом пытаемся выбраться из под них.

Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости.

Начало возмужания, насколько я могу судить, пора отъявленного себялюбия. Мы охвачены неодолимым желанием расправить крылья и выпорхнуть из родного гнезда, и никакие слезы и мольбы, никакие привязанности не в силах укротить в нас стремление к независимости.

Юность мечтает о славе.

Господи, да какое же это кошмарное время — молодость! Такое изобилие чувств при полном неумении с ними обращаться!

Излишества в юности — вексель на старость, по которому приходится платить с процентами за тридцать лет.

Юность человека есть прекрасная роскошная весна, время деятельности и кипения сил, она бывает однажды в жизни и никогда больше не возвращается.

Молодой человек чувствует, что весь мир мал для него.

На то и молодость дана, чтобы быть кипучей, активной, жизнеутверждающей.

Молодой человек подобен воску.

Интересное:

Юноша становится взрослым на три года раньше, чем думают его родители, и на два года позже, чем кажется ему самому.

Молодые гоняются за тем, что желают приобрести, а старики привязываются к тому, что боятся потерять.

Так уж положено: молодость веселится, старость бранится.


IV. Усвоение новых знаний.

1) Кого можно считать молодым?

- Кто-то из присутствующих считает себя стариком? – Нет.

- Тогда мы все молодежь?


Задание: составить ассоциативный ряд к понятию молодежь (как элемент социальной группы)

Выделить главное, сравнить с определением, которое есть в учебнике.

Записать в тетрадь определение молодежи к социально-демографической группы

В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:

• совокупности возрастных характеристик;

• особенности социального положения;

• социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.

При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.


Задание: прочитать «Молодежь как социальная группа» и определить:

1 группа. Возрастные границы молодежи.

Учебник – возрастные границы размыты.


2 группа. Как происходит процесс социализации, то есть взросления?


Дополнить ответ 1 группы: Совсем недавно принят Федеральный закон, который дает определение молодежи и указывает возрастные рамки.

Работа с документом ФЗ от 30.12.2020 № 498-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»

Ч. 1,2, 6 ст. 2

Итак, возраст молодежи – 14 – 35 лет. Сравните с классификацией, которая была раньше.


2) Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Возрастные границы молодежи охватывают большой период жизни человека. В учебнике, который рассчитан на старшеклассников, конечно упор сделан на юношеский возраст.

Давайте проанализируем возрастную структуру нашего класса:

12-14

15-17

18-21

22-25

26-30

30-35









Прочитайте учебник и запишите, какие из перечисленных социальных ролей наиболее важны для вас. Записать в порядке наибольшей значимости.


Ответ прочитать, объяснить значимость выбранных социальных ролей.


Проанализируем документ и сравним с полученными нами результатми.


Работа с документом. Вопрос 1,2 по группам..

Вопрос 1. Какие сферы жизни вызывают наибольшее беспокойство для каждой из представленных возрастных групп? Сравните полученные данные. Сделайте выводы.

12-14: работа, семья, брак, город, среда обитания.

15-17: работа, семья, брак, учеба.

18-21: работа, семья, брак, общество, страна.

22-25: работа, семья, брак, общество, страна.

26-29: здоровье, общество, страна, семья, брак.

Вопрос 2. На примере нескольких представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чём вы видите причины этих изменений?

Наиболее обеспокоены своим будущим молодые люди 22-25 лет, только что закончившие вузы и еще не нашедшие стабильной работы и не создавшие семью.

Наибольшую важность учеба занимает у учеников старших классов.

О здоровье люди все больше начинают задумываться с возрастом.

С возрастом возрастает общественная активность граждан.

Вывод: В целом молодежь,,,..


3) Молодежная субкультура.

Что такое субкультура?

Разобрать слово по составу.

Значение корня культур и приставки суб-

(лат. sub под) первая составная часть сложных слов, обозначающая:

1) расположенный внизу, под чем-л. или около чего-л., напр.: субтропики, субстратосфера;

2) подчиненный, напр.: субинспектор;

3) неосновной, неглавный, напр.: субаренда.


СУБКУЛЬТУРА. (subculture) (от латинского sub – под и cultura – возделывание, воспитание, развитие) – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличном от «они» (остальных представлений социума).

Задание: нарисовать кластер «Молодежная субкультура»

Презентация сообщения: «Молодежная субкультура».


IV Закрепление.

Составить синквейн к термину современная молодежь

Молодежь 

1 люди

2 веселая, энергичная

3 учиться, работать, смеяться

Молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров. Молодёжь - будущее нации Помощники. 


Подготовить ответ на вопрос:

Вопрос 1. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет,, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»? Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Все мы, когда находимся в подростковом возрасте воспринимаем любые слова родителей "в штыки". Хотя, позже, становясь взрослыми, понимаем, что каждое замечание, чрезмерное волнение – это всего лишь забота о детях. Ведь мы, самое ценное в их жизни. Мы – те, на благо кого они трудятся всю свою жизнь. М. Твен говорит о том, что молодое поколение не понимает старшее поколение в силу разного воспитания, разных моральных, этических ценностей, разных принципов. Жизнь меняется, но нередко старшее поколение придерживается консервативных взглядов и пытается навязать их. Конфликт между детьми – родителями будет всегда присутствовать в нашем обществе.


8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Согласны ли вы с выбором эпиграфа к нашему уроку?

«Лучшая пора в жизни человека – его молодость, потому что тогда в нём зажигается и горит то священное пламя любви к жизни, потушить которое очень тяжело» И.С. Тургенев

ЛЕНА ПЧЕЛКИНА:
Ах, молодость, прекрасная пора!
Как много можно сделать. И с утра
До поздней бурной развеселой ночи
Мы не смыкаем рот и ясны очи.

Едим и пьем, и все идет на пользу,
Танцует твист и шейк, и вальс и польку.
Мечтаем о богатстве и карьере,
А жизнь летит. Измены в биосфере,
 
И в организме сбои, неполадки,
Уже опасно ночевать в палатке.
Жена бубнит, и дети просят ласки,
Игрушек поновей, вкусней колбаски.

Глядишь, и бес и седина - внезапно.
И молодость - тю-тю. И старость завтра...

Молодость – недостаток, который быстро проходит

Берегите и цените бесценный дар – вашу молодость



Закончить предложения:

Я научился…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

















































Приложения

В. Высоцкий

Неважен возраст — все имеют цену,
Смотря чем дышишь ты и чем живёшь.
Мы всё же говорим: «Вот — наша смена!»,
Когда глядим на нашу молодежь.

По другим мы дорогам ходили.
В наше время всё было не так —
Мы другие слова говорили...
В наше время всё было не так.

А молодёжь смеётся, твист танцует,
И многого не принимаем мы,
А сами говорим: «Не существует
У нас проблемы с нашими детьми».

Мы по тем же дорогам ходили.
В наше время всё было не так —
Хоть мы те же слова говорили...
В наше время всё было не так.

Но молодёжь, которую ругаем
За лёгкость, за беспечность и за джаз, —
Конечно, будет на переднем крае
В жестокий час и просто в трудный час.

Мы по тем же дорогам ходили.
В наше время бывало и так —
Мы и те же слова говорили...
В наше время бывало и так!

За наше время нам не надо нимбов,
Не надо монументов, мелодрам...
Отцы и дети пусть враждуют в книгах,
А наши дети — доверяют нам!

По одной мы дороге ступаем.
В наше время — держать только так!
Об одном мы и том же мечтаем:
В наше время — держать только так!

1966



«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».
(Сократ, V в. до н.э.)

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».
(Гесиод, 720 год до н.э.)

«Лучшая пора в жизни человека – его молодость, потому что тогда в нём зажигается и горит то священное пламя любви к жизни, потушить которое очень тяжело» И.С. Тургенев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!