СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя воспитательная практика

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моя воспитательная практика»










Описание новых форм воспитательных практик

Тема «Патриотическое воспитание- эффективная форма воспитательной работы в классном коллективе»





Выполнила:

Учитель ОБЖ

МАОУ «СОШ №31 им. П. Т. Харитонова»

Малых Ольга Николаевна

+7(983)4355449

zubakina_77@mail.ru








г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

2021г

Вводная часть


«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Джон Локк

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Прошло 76 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.

И это не случайно. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи.

Так, в 2019 году в МАОУ «СОШ №31 им.П.Т. Харитонова» был открыт кадетский 5 «А» класс. Классным руководителем которого являюсь я – Малых Ольга Николаевна.  Создание кадетского класса стала возможной по ряду сложившихся условий:

- интерес детей к данному виду деятельности;

- активное содействие родителей в воспитательном процессе;

- школа носит имя героя Советского Союза П.Т.Харитонова

- деятельность школьного музея Боевой и Трудовой славы

- совместная работа с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганской и чеченских войн.

- сотрудничество с в/ч, с центром патриотического воспитания, с республиканским штабом Юнармии.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в моем классном коллективе является патриотическое воспитание, формирование и развитие патриотических чувств.

Цель практики заключается в создании образовательного пространства кадетского класса, обеспечивающего комфортные условия в формировании личности образованной, духовно-нравственной, физически развитой и здоровой, способной реализовать себя в разнообразных видах деятельности.

Основные задачи:

1. Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой воспитательной структуры.

2. Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса  как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы.

3. Оптимизация содержания и форм получения образования (использование современных педагогических технологий, информатизация образовательного процесса, совершенствование форм дополнительного образования по интересам).

4. Создание  эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

5. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Ожидаемые результаты

Выпускник кадетского класса как образованная, нравственно и физически здоровая, социально — активная личность. Формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе как важнейших духовно-нравственных ценностей.

Путь к достижению цели данной воспитательной системы основан на осознании и принятии таких ценностей:

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях);

  • требовательность к себе (путь познания и развития, достижения намеченных целей);

  • любознательность (стремление все знать и всему учиться); гуманизм (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);

  • сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).

В своей работе придерживаюсь следующих принципов воспитательного взаимодействия с классом.

1. Личностно-ориентированный - признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса.

2. Деятельностный - предположение, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

3. Принцип сотрудничества - взаимодействие, сотрудничество друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости.

4. Гуманизация воспитания - поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка.

5. Природосообразность воспитания - учет половозрастных особенностей учащихся.

6. Культуросообразность воспитания - опора в воспитании на национальные традиции, на национальное своеобразие, общенациональные ценности.

7. Дифференциация - отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности.

Дидактические принципы воспитательной системы.

  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

  • принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;

  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);

  • принцип выбора;

  • принцип творчества и успеха;

  • принцип доверия и поддержки.


Основная часть

Успешная реализация данного направления не отрицает зарекомендованных форм и методов работы, но и требует новых подходов: выделим формы гражданско-патриотического воспитания, а также методы воздействия на развитие личности:

- Метод убеждения.
- Метод положительного примера.
- Метод упражнений (приучения).

(Далее приведен опыт воспитательных мероприятий 7»А» класса)

Метод убеждения

Это путь воздействия на знание обучаемого для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый педагог.

К данному методу можно отнести:

  1. Классные часы, Уроки мужества (линейки, демонстрация видеороликов в рамках месячника безопасности, профилактики употребления ПАВ, месячника правового просвещения, патриотического воспитания, Всероссийский проект «Киноуроки в школах России», тематические презентации по Дням воинской славы и тд.)

  2. Предметно-эстетическая среда. Оформление информационных стендов, освещающих важные события и памятные даты нашей страны, конкурс на лучший герб «Жить здорово!», оформление стенда «Бессмертный полк» - собрали и систематизировали информацию о своих прадедах, участниках ВОВ, оформление классного стенда по символике и геральдике РФ, акция «Окна Победы»
    3. Тематические линейки и митинги. В течении учебного года проводятся тематические линейки, посвященные Дню памяти событий в Беслане, памяти А. Цыденжапова, Дню вывода советских войск из Афганистана, Дню защитника Отечества, Дню Победы, митинги, посвященные памяти героев ВОВ- П.Т. Харитонова, Г.А. Гармаева

Метод положительного примера

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и ка­честв и преодолению имеющихся недостатков.

К этому методу относятся:

  1. Встречи, круглые столы с ветеранами войны и труда (к 75летию Победы взяли интервью у ветерана ВОВ, участника Сталинградской битвы, встречи с ветеранами «дети войны», с ветеранами педагогического труда, встречи с военнослужащими)

  2. Экскурсии по историческим и памятным местам города (Участие в проекте «Образовательный трамвай» - экскурсия по городу на трамвае, экскурсия в музей пожарной охраны, в школьный музей Боевой и трудовой славы, в музей 30й артиллерийской бригады, возлагали цветы к памятнику воинам - рабочим и служащим мясокомбината, погибшим на фронтах ВОВ, экскурсии в войсковые части города)

Метод упражнений

 Есть метод управления деятельностью обучаемых при помощи разнообразных не повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения.

К этому методу относятся:

  1. Трудовые, экологические и благотворительные акции (Кадеты активно участвовали в школьных акциях «Зеленый наряд школы», «Бумажный бум» -сбор макулатуры, экологическая акция «Мой двор, моя улица», Акция РДШ «Дарите добро», «Бессмертный полк»

  2. «Вахта Памяти».

  3. Организация работы объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности патриотической направленности. (Патриотическое воспитание осуществляется не только в урочное и внеурочное время, а также через систему дополнительного образования, а именно через объединение «Юный патриот», руководитель учитель ОБЖ Малых О.Н. Через курсы внеурочной деятельности: хор, хореография, общевойсковая подготовка)

  4. Спортивные соревнования, направленные на формирование навыков ЗОЖ (общешкольный спортивный праздник «День здоровья», турниры по пионерболу, волейболу, сдача норм ГТО, соревнования «Папа и сын, спортом живут одним»)

  5. Традиции школы, смотры-конкурсы, мероприятия патриотической направленности. (Доброй традицией в нашей школе стало проведение конкурса патриотической песни «Дорогами поколений», всероссийский проект «Парта героя»- открыли две парты героям ВОВ Харитонову П.Т. и Гармаеву Г.А., торжественное принятие клятвы. Присяга)

  6. Детские общественные объединения (Учащиеся 7 «А» класса являются членами отряда юных инспекторов движения, Российского движения школьников, движения «Юнармия», входят в состав активистов школьного ученического самоуправления)

  7. Музейная педагогика. Участие класса в проектах школьного музея Боевой и трудовой славы ««Их имена носят улицы города», «Война в истории моей семьи».

Говорят, что 21 век- век информационных технологий: миром правит техника и продуктом выступает информация.

Нынешнее поколение детей большую часть времени живут в Интернете: у них там виртуальная дружба, виртуальные игры и т.д. и даже свои эмоции они выражают электронным языком- смайликами.

Каждое поколение отличается от предыдущего. Если взять в сравнении учащихся нынешних и, например, десятилетней давности, того же возраста, то разница между ними ощутимая. Хотя они сейчас намного продвинуты в техническом плане, более мобильны, адаптированы, но в силу того, что много свободного времени проводят за компьютером- мало читают или вообще не читают, а от этого становится беднее эмоциональная сфера; они мало общаются со сверстниками, что влияет на их коммуникабельность …

Конечно же, большая часть решения этих проблем зависит от родителей, но и мы- классные руководители, учителя можем повлиять на данную ситуацию.

Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

И всегда именно классному руководителю принадлежала ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей.

На сегодняшний момент – школа остаётся важнейшим звеном в системе воспитания.

Классное руководство, как традиционное школьное явление постоянно требует своего переосмысления и совершенствования.

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая трата времени. Это классный праздник, на успех которого должен работать каждый.

Анализируя свою работу как классного руководителя в прошлом учебном году, хочу заметить, что проведение классных часов в системе, а не формально, для «галочки», даёт свои результаты. Если поначалу дети воспринимали: «О, классный час!», то потом они уже вначале недели спрашивали: «А что интересненького у нас будет на классном часе?»

Ведь на классном часе, впрочем, как и во всей своей работе, мы следуем заповедям для учителя:

«Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.»

Таким образом сформирована система мероприятий, направленных на развитие патриотизма через вовлечение кадетов в практическую деятельность, обеспечена координация военно-патриотической деятельности школы с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства. Класс активно принимает участие в городских и республиканских мероприятиях и конкурсах по военно-патриотической направленности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!