СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на форум по УМК ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из опыта работы по комплекту « Перспективная начальная школа»

«Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК»

Наша школа третий год работает по программе «Перспективная начальная школа». Хотим выразить наше мнение по работе с этим комплектом.

Мы думаем, что данный комплект соответствует всем требованиям II стандарта начального общего образования. Он хорошо сочетает в себе инновационность и традиции образования. В его основу положен принцип развивающего обучения и системно-деятельностный подход, где ученик является субъектом обучения.

Стандарт является договором, предполагающим трёх участников образовательного процесса: школу, родителей и общественность.

Все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно–ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт.

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» исходит из того, что опыт ребёнка – это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его ускоренностью в природно-предметной среде.

Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывался авторами УМК и что каждое пособие этого комплекта для него.В условиях организованной учебной деятельности учащийся может выступать в роли обучаемого, в роли обучающего или в роли организатора учебной ситуации. То, что ученик не может выполнить сам, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А когда становится сложно и для конкретной группы, тогда становится доступным пониманию в процессе коллективной работы. Высокая степень вопросов и заданий, их количество позволяют школьнику работать в условиях своего развития и создают возможность индивидуального продвижения (принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение).Детям при обучении по УМК «Перспективная начальная школа» новые знания не даются, они открывают их сами, рассуждая и доказывая всё чётко и ясно. Растущий человек должен быть личностью.

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование.Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, которая отражает единство и целостность картины мира.

При отборе учебного материала учитывается возраст школьника, уровень развития ребенка, топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник. В УМК «Перспективной начальной школы» учитывается жизнь школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности. А так как мы жители сельской местности, мы с уверенностью можем сказать, что этот учебно-методический комплект предназначен не только для учащихся, которые обучаются в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малочисленных классов и малокомплектных школ.

 В этом учебном комплекте выделяются: комплектность,инструментальность и интеграция. В своей работе мы применяем несколько источников информации (учебник, справочники, словари, тетради на печатной основе, хрестоматии), учим детей работать в большом и малом коллективе – это работа в группах и в парах.Например, во 2 классе при повторении по теме: «Лексика» дети учатся употреблять многозначные слова в устной и письменной речи, находить информацию в словаре и в учебнике, анализировать ее содержание. На данном уроке ребята участвуют в учебном диалоге, строят понятные речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение.

Работа по вариантам.

- Найдите в толковом словаре все 6 слов, которые были прочитаны раньше и выясните их значения. Объясните, какие слова являются многозначными. Сколько значений у каждого из этих слов?

- Откройте обратный словарь на букву а. Найдите слова на –дка. В чем трудность написания этих слов? Выпишите 7 любых слов, но не подряд. Выполните их проверку.

Прочитайте стихотворение М. Пляцковского. Скажите, как будут писаться слова с пропущенными буквами и обозначенными звуками? Запишите текст по законам стиха. Напишите слово на желтом фоне в начальной форме. Покажите, от какого слова оно образовано.

Для решения конкретных учебных задач в комплекте «Перспективная начальная школа» в учебном процессе применяем такие инструменты, как лупу, термометр, рамочки, цветные карандаши и маркеры.

Интерактивность – это новое требование методической системы современного учебного комплекта. Герои наших учебников (Маша, Миша, Анишит Йокоповна, Летучая мышь, Асырк и Торк) настолько убедительны, что вызывают доверие младших школьников и  стремление переписываться с ними за рамками урока. У детей есть возможность вступить в клуб «Ключ и Заря». Учебники, по которым учатся наши дети, дают представление о целостной картине мира.На уроках окружающего мира дети получают представление  и понятие по географии, астрономии, ОБЖ, обществоведению.

 Уроки литературного чтения  тесно связаны с музыкой и живописью.

На уроке  в 3 классе по теме: А. Гайдар «Чук и Гек». Обобщение.  В «Музейном Доме» рассматривали картину К. Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад».

Учитель: - Посмотрите внимательно на картину и скажите, сохранились ли в деревнях и небольших городах такие постройки? Встречаются ли в наше время люди в такой одежде? Как здесь развлекаются ребята? Сейчас так ребята играют? Обратите внимание на небо, деревья, людей – главное! – освещение.

Далее идет работа с рамкой и лупой.

- Разместите рамку горизонтально, так, чтобы фрагменты могли быть названы «Сергиев Посад. Крыши.», «Детские забавы», «Барышни».

А теперь используем рамку вертикально. Пусть фрагменты называются: «Весеннее небо над храмом», «Петухи во дворе», «Грачи прилетели».

-А какие фрагменты можно рассмотреть только в лупе?

Проходят столетия, жизнь меняется. Что же в мире остается почти неизменным? А что меняется в самом человеке? Давайте послушаем финал «Симфония №2» А. Бородина «Богатырская симфония».

Эта музыка – нам подарок к каникулам. А вас радует наступление каникул? Расскажите нам о своих планах и напишите письмо в клуб «Ключ и Заря».

Мы считаем, что УМК «Перспективная начальная школа» отличается  от других комплектов тем, что он интересен как педагогам, так и ученикам, так как все учебники связаны между собой единой интригой. Во всех учебниках данного комплекта много рисунков, иллюстраций и схем. Учителю не нужен дополнительный иллюстрационный материал к уроку, не нужны дополнительные источники информации. Авторы рекомендуют использовать методические возможности, заложенные в учебнике. Работа с каждым учеником идёт личностно-ориентированно. Это очень удобно как ученику, так и учителю.

Раньше считалось обязательно на каждом уроке технологии показывать детям образец, выполненный учителем. А при наличии учебника «Азбука мастерства» у каждого ребёнка, этого не нужно делать. Для каждого ребенка  разработана технология изготовления изделия. В доступной и наглядной форме учащимся предлагаются простейшие  технологии по обработке поделочных (бумага и картон, текстиль, пластилин, глина) и природных материалов. На основе знакомства с традициями народных ремесел школьники учатся создавать собственные произведения декоративного творчества и несложные изделия, полезные в быту. Большую помощь оказывают условные обозначения. Здесь детям уже четко понятно, какую операцию нужно выполнить (нарисовать, приклеить, это место нажать клеем, разрезать, где разрезать, вспомнить приемы работы с этими материалами, подумать, сделать вместе с друзьями и рассказать). Также в учебнике написаны и показаны правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

            Математика построена строго, она решает традиционные вопросы нетрадиционными методами. Авторы рекомендуют ни на шаг не отступать от методики преподавания предмета. Благодаря такой подаче материала у учащихся складывается математическое мышление. Дети заранее готовятся к решению олимпиадных задач.

            В учебниках русского языка и литературы продумана система работы, которая побуждает школьника самого добывать информацию и оперировать ею. По развитию речи размещена система работы с живописными произведениями, имеются репродукции картин известных художников. Ориентируясь на содержание учебников, у ребят формируется умение отыскивать нужную информацию и умение самостоятельно определить содержание текста по его названию.

            Детям очень нравится учебник «Наш мир»: красочный, яркий, они с большим удовольствием работают в печатных тетрадях. Тесты и задания в учебниках и тетрадях обращены именно к ученикам и рассчитаны на работу в группах. Изучение окружающего мира идёт путём сравнения. Наблюдая и сравнивая, дети делают самостоятельные выводы, а сами задания направлены на поисковую деятельность.Они всегда ждут этот урок и готовятся к нему с желанием.

За несколько дней до определенного урока дети вместе с учителем начинают наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов и формулировать выводы. На примере урока окружающего мира во 2 классе по теме: «Условия, необходимые для развития растений».

Учитель:- Что значат для нас вода, воздух, солнце? Какие условия необходимы для жизни растениям? Чтобы проверить наши ответы, проведем опыты с крупными семенами фасоли и гороха. Поместим их в две банки. В одну банку на семена положим мокрую тряпочку и будем следить, чтоб она была всегда мокрой. Поставим ее в теплое место. А другую просто поставим.

-Что произошло через 3-4 дня?

-Какие условия повлияли на прорастание семян?

-Почему семена, предназначенные для приготовления блюд, не прорастают? Где их хранят? Сейчас узнаем, как воздух и свет влияют на прорастание семян. Возьмем 2 баночки. В одну банку поместим семена с мокрой тряпочкой, накроем банку крышкой и поставим в темное теплое место. В другую банку поместим те же семена, но крышкой накрывать не будем. И также поставим в темное теплое место. Что же произойдет с семенами через 3-4 дня? (ответы детей).

-Итак, какие условия необходимы для прорастания семян?

Третий опыт мы проведем с уже проросшими семенами и узнаем, какие условия необходимы для развития растения. Возьмем 3 горшочка и посадим в них проросшие семена. Первый горшок поместим в теплое светлое место. Второй – накроем от света коробкой, в которой проделаны дырочки. А третий горшок поставим в прохладное, но освещенное солнцем место. Наблюдайте, как в каждом горшочке будет расти семя?

Запишите результаты в таблицу в печатной тетради страница 24-25.

            На личном опыте мы поняли, как это хорошо, когда методический аппарат урока заложен в учебнике.

            Знакомство родителей с программой «Перспективная начальная школа» и УМК начинается с первого родительского собрания, где мы знакомим их с методикой построения учебников, объясняем, как лучше помочь своему ребёнку в обучении. Главное-завлечь родителей, показать все плюсы программы. И родителями была одобрена система «Перспективная начальная школа».

            Ребёнок не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а вместе с ним отвечает за свои промахи, успехи, достижения. При работе по данной программе учитель ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает. Для учащихся учитель равноправный партнёр по учебному общению. Учитель даёт свободу ученику в его деятельности.

            Успех развивающего образования во многом зависит от условий и предпосылок, которые закладываются на первой ступени обучения- в начальном звене.

            Поработав по системе «Перспективная начальная школа», мы пришли к выводу, что в этом УМК осуществляется решение задач начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

 

МАОУ Пинигинская СОШ

Ковалева С.М. учитель начальных классов.

Виноградова Т.А. учитель начальных классов

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!