СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«моя экологическая грамотность»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Экологическое воспитание»

«МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

5 класс

Просмотр содержимого документа
««моя экологическая грамотность»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ СОШ с. Преображенка





«Согласовано»: «Утверждаю»:

Директор МОУ Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Преображенка

_____________ _______________________

Л. В. Огородникова Е. О. Лищинская

«___» сентября 2012 года «_____» сентября 2012 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Экологическое воспитание»

«МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

5 класс









Составитель:

Жданова Марина Валентиновна

2012 г.



Программа внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность»

5 класс



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по экологическому образованию для 5 класса составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности Е.Н.Дзятковской, А.Н.Захлебного, А.Ю.Либерова «Моя экологическая грамотность» 5-6 классы, и «Экология общения» 7 класс, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

- Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

- Экологическая грамотность: уроки прошлого.

- Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

- Экономное потребление: учусь быть взрослым.

- Экологическая безопасность в природной среде.

- Мой вклад в экологическое просвещение.

Программа внеурочной деятельности «Школа экологической грамотности» является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание экологического образования предусматривает формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.









Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.

Основное общее экологическое образование реализуется через тематическую составляющую базовых учебных предметов, вариативный урочный компонент, в том числе элективные учебные курсы, а также внеурочную деятельность. Каждая из этих форм решает свои специфические задачи.

Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой.

В основной школе на базе сформированных универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленные рефлексивно-оценочные действия. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста ( индивидуальное – коллективное, мораль – право, наука – традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация. Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

В 5-6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать ее, преобразовать и публично представить; освоение







экосистемной познавательной модели и ее применения для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами; регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности; субъект-субъектного непрагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой – дает возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых – родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведен с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.









Раздел «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на развитие важного метода познания – экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое – окружающая его среда»; анализировать ее, описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному ее устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.

В разделе «Экологическая грамотность: уроки прошлого» обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, дается оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках, (музее, библиотеки, Интернет), ее анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.

Раздел «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения – принципа предосторожности (« не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации.

Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всем меру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.

Раздел «Экологическая безопасность в природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, ее познании. В рамках задела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия оклещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).





Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нем реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.



Цели и результаты внеурочной деятельности в 5-6 классах формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии ХХI века, направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически обр азованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнерству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

Цель школы экологической грамотности – формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять ее, преобразовывать, определять ее личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного методы изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

- представлять информацию в кратком виде, без искажения ее смысла;

- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее;

- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

- выполнять проект;

- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий;

- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

- о научной области экологии, предмете ее изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение ее;

- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.



Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.

Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнерством; самоопределением в экологических ценностях.

Содержание курса «Моя экологическая грамотность» в 5-6 классах является важным звеном в системе непрерывного экологического образования.

Программа внеурочной деятельности составлена из расчета 68 часов. В 5 – 6 классах по 34 часа в год (1 час в неделю).



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ

В 5 классе начинается серия курсов внеурочной деятельности по экологическому образованию, выстроенных последовательно на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющей базовых учебных предметов основной школы. В 5-6 классах это «Моя экологическая грамотность», в 7 классе – дискуссионный клуб «Экология общения», в 8 классе – клуб по интересам «Экологическая культура и здоровый образ жизни», в 9 классе – малая экологическая академия «Экологическая культура и устойчивое развитие». Учебные задачи, решаемые этими курсами, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.

В 5 классе учащиеся знакомятся с экологическими опасностями в окружающем их мире, уроками прошлого по обеспечению здоровья и экологической безопасности, способами получения информации, возможностью ее использования в современном мире; способами работы с современной экологической информацией (о питании, жилище, транспорте и т.д.), ее проверки на достоверность; учатся кратко представлять информацию своими словами в публичной форме (классная газета, урок, просветительские акции); разрабатывают проект ресурсосбережения. Создаются условия для того чтобы ценность природы как источника удовлетворения материальных потребностей человека дополнилась ценностью духовных связей с ней, потребностью в непрагматическом отношении к природе.



Учебно - методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса.

Педагогическим средством решения задач курса является организация ситуаций учебного, учебно-проектного и социально-проектного типов. В них целенаправленно создаются условия для учебного и социального позиционирования, апробирования позиции взрослости, разных форм коммуникаций и взаимодействия, формирования жизненных установок, накопления опыта практических экологически ориентированных действий в окружающей среде.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую работу в музее, библиотеке, Интернете; участвуют в оформлении классной газеты «ЭКООКО», проведении пресс-конференции «Наши полезные советы»; оформлении информационного уголка класса, проектах исследованиях по ресурсосбережению; работе дискуссионного клуба «Стыдно жить расточительно»; ролевых ситуационных игра; просветительских проектах, заседаниях киноклуба.

Рассматриваемые экологические ситуации узнаваемы детьми, затрагивают их непосредственные интересы и потребности, что усиливает мотивацию к экологическому образованию, практической эколого-направленной деятельности.

Для организации курса требуется помещение и оборудование для просмотра кинофильмов, фильмотека, помещение для тренингов, изобразительные инструменты и материалы.



Литература для учителя.



Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. А.В. Гагарин. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.

Гринин А.С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. – М.Ю 2001.

Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е.Н.Дзятковская. – М.: Образование и экология, 2008.

Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е.Н.Дзятковская. – М.: Образование и экология, 2009.

Захлебный А.Н. На экологической тропе / А.Н.Захлебный. – М.: Педагогика, 1999.

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Просвещение, 2009.

Маглыш С.С. Экологическое воспитание школьников во внекласссной работе: учеб.-метод. Пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С.С. Маглыш, А.Н. Филиппов, В.А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008

Суравегина И.Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И.Т. Суравегина, В.М.Сенкевич. – М.: Просвещение, 1995.



Литература для учащихся



Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит. Чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л.П. Анастасова, Т.В. Кучер, И.В. Николаев. – М.: ТОО «Валент», 1995, 1997. – Ч.1-3.

Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4-5 кл. / Е.Н. Дзятковская. – М.: Образование и экология, 2008.

Рянжин С.В. Экологический букварь / С.В. Рянжин. – СПб.: Пит-Та, 1996.

Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В.П. Ситников. – М.: Слово, 1997.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н.Ф. Церцек. – М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Энциклопедия для детей / метод. Ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г.Вильчек; отв. Ред. Е.Ананьева. – М.: Аванта+, 2003. – Т. 19 Экология.

Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. А.Е. Чижевский. – М.: АСТ, 1997.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!