СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа допобразования: "Моя экологическая грамотность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы в настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей среде. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.

 

Отличительные особенности программы, новизна

Одной из важных условий развития познавательной активности является организация проектной деятельности. Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.

 

Цель: формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле; изучение природы родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа допобразования: "Моя экологическая грамотность"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ростовской области

Кашарский отдел образования администрации Кашарского района

МБОУ Талловеровская СОШ








УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Переверзева Н.Н.

Приказ № 77 от «28» августа 2023 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(общеразвивающая) ПРОГРАММА

экологического направления:

«Моя экологическая грамотность»






Уровень программы: базовый

Вид программы: типовая

Уровень программы: разноуровневая

Возраст детей: от 12 до 16лет

Срок реализации: 34ч(1 год)

Разработчик: учитель биологии Никулина Е.В.




х.Талловеров

2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 5

2.1 Учебный план 5

2.2 Календарный учебный график 7

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10

3.1 Условия реализации программы 10

3.2 Формы контроля и аттестации 10

3.3 Планируемые результаты 10

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 12

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы в настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей среде. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.


Отличительные особенности программы, новизна

Одной из важных условий развития познавательной активности является организация проектной деятельности. Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.


Цель: формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле; изучение природы родного края.


Задачи:

обучающие:

- расширить представления об окружающем мире;

- сформировать представления о природных сообществах области;

- познакомить об охраняемых территориях России и своей области;

- сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;


развивающие:

- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;

- развить мышление, наблюдательность, внимание, память;

- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.


воспитательные:

- развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;

- формировать уважительное отношение к чужому мнению;

- воспитать бережное отношение к окружающей среде;

- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,

- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Характеристика программы

Направленность экологическая

Тип общеразвивающая

Вид типовая

Уровень освоения разноуровневая

Объем и срок освоения программы

1 год (34ч)

Режим занятий: среда 16.15-17.00

Тип занятий: урок

Форма обучения проект, выставки поделок из природных материалов;

фотовыставки;

защита проектов;

соревнования, турниры, конкурсы;

демонстрация презентаций, экологических представлений;


Адресат программы

Наполняемость группы: 10ч











  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


2.1 Учебный план


Учебный план

п/п


Количество часов

Форма контроля,

аттестации

Теория

Практика

Всего

  1. Раздел 1 / Модуль Экология моего края

1.1

Тема Введение

1


1


1.2

Тема Экология моего края

20

2

22

проект

  1. Раздел 2 /Модуль Окружающая среда и сохранение здоровья человека

2.1

Тема Окружающая среда и сохранение здоровья человека

9

1

10

Защита проекта

2.2

Резерв

1




Итого:

31

3

34



Содержание учебного плана

Экологический кружок является дисциплиной по выбору в общеобразовательном цикле образовательной программы для учащихся школы.


Программа состоит из двух разделов, и включает в себя: «Экология моего края» и «Окружающая среда и сохранение здоровья человека»

Введение 1ч. и Резерв 1ч.

Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Глобальные экологические проблемы. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды.











2.2 Календарный учебный график курса:


«Моя экологическая грамотность»



п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

06.09

Введение.Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие, знакомство с программой кружка.

1

среда 16.15-17.00

Урок-беседа

СОШ


2

13.09

Раздел1. Тема:Экология моего края Особенности природы своей местности. Экскурсия на школьный двор.

1

среда 16.15-17.00

экскурсия

СОШ

конспект

3

20.09

Видовое разнообразие растительного и животного мира. Сбор природного материала для изготовления поделок, аппликаций.

1

среда 16.15-17.00

Урок-беседа

СОШ

конспект

4

27.09

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных.

1

среда 16.15-17.00

Урок-беседа

СОШ

тест

5

04.10

Птицы, занесённые в Красную книгу Ростовской области. Сбор информации в Интернете «Красная книга Ростовской области».

1

среда 16.15-17.00

проект

СОШ


6

11.10

Отдельные объекты и территории охраны.

1

среда 16.15-17.00

урок

СОШ

конспект

7

18.10

Экскурсия в природу. Экологический десант.

1

среда 16.15-17.00

экскурсия

СОШ

конспект

8

25.10

Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

1

среда 16.15-17.00

проект

СОШ


9

08.11

Изготовление поделок из природного материала.

1

среда 16.15-17.00

проект

СОШ


10

15.11

Составление ребусов, кроссвордов «Животные и растения Ростовской области».

1

среда 16.15-17.00

Игра-проект

СОШ


11

22.11

Проведение экологического турнира.

1

среда 16.15-17.00

игра

СОШ

тест

12

29.11

Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей.

1

среда 16.15-17.00

урок

СОШ


13

06.12

Территория и границы Ростовской области и Кашарского района.

1

среда 16.15-17.00

проект

СОШ

конспект

14

13.12


Понятие родной край. История родного края.

1

среда 16.15-17.00

урок

СОШ


15

20.12

Топономика района. Богатства нашего родного края. Обеспеченность природными ресурсами.

1

среда 16.15-17.00

урок

СОШ


16-17

27.12

10.01

Развитие промышленности в области. Проблемы области и района. Пути решения. Родной край сегодня, перспективы его развития.

2

среда 16.15-17.00


СОШ


18

17.01

Конференция «Экология нашего села».

1

среда 16.15-17.00

игра

СОШ

доклад

19-20

24.01

31.01


Оценка экологического состояния среды обитания. Влияние природной среды на здоровье человека.

Экологическая обстановка в Ростовской области.

2

среда 16.15-17.00


СОШ

презентация

21



07.02

Демографическая ситуация в селе Талловеров. Экология и заболевания людей в селе и районе. Экскурсия в сельский медицинский пункт.

1

среда 16.15-17.00

экскурсия

СОШ

презентация

22-23

14.02

21.02


Влияние вредных привычек на здоровье человека (алкоголизм, наркомания, табакокурение).

Разде2.Тема: Окружающая среда и сохранение здоровья человека

2

среда 16.15-17.00


СОШ


24



28.02

Лес в нашей жизни. Типы лесов и их значение. Влияние человека на мировые лесные ресурсы. Влияние леса на окружающую среду.

1

среда 16.15-17.00


СОШ


25

06.03

Основные виды загрязнений на территории села и окрестностей. Проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов.

1

среда 16.15-17.00


СоШ


26

13.03

"Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

1

среда 16.15-17.00


СОШ


27

20.03

"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться.

1

среда 16.15-17.00

игра

СОШ


28

03.04




Экомир моей семьи. Подготовка и защита проекта

1

среда 16.15-17.00

проект

СОШ

презентация

29

10.04


Экология человека. Экология и генетика.

1

среда 16.15-17.00

проект

СОШ

схема

30

17.04


Экология и экономика. Обсуждаем экологические катастрофы.

1

среда 16.15-17.00


СОШ


31

24.04

Экология насекомых.

1

среда 16.15-17.00


СОШ

тест

32

08.05

Экологическая игра «Мир вокруг нас».

1

среда 16.15-17.00

игра

СОШ

тест

33-34

15.05

22.05

Экологический марафон.

Резерв.

2

среда 16.15-17.00

игра

СОШ














  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие, знакомство с программой кружка.

«Экология моего края» 20ч.

Особенности природы своей местности. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Русской равнины в пределах области. Влияние человеческой деятельности на рельеф округа. Богатства недр области, полезные ископаемые. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Общие климатические особенности, разнообразие и смена погоды во все сезоны года. Богатство водных ресурсов. Речная система области. Основные типы почв. Охраняемые территории округа. Полезные и опасные растения и животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу России. Коренные народы и коренное население. Традиционные виды деятельности. Жилища, традиции, обычаи коренных народов, их взаимосвязь с природными особенностями и природными ресурсами. Проблемы коренных народов. Пути их решения. Родовые угодья округа.

Экскурсии. 2ч

  • Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация).

  • Экскурсия на территорию села. (Оформление результатов исследования, презентация).

«Окружающая среда и сохранение здоровья человека» 9ч.

Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире.

Оценка экологического состояния среды обитания, влияние природной среды на здоровье человека. Демографическая ситуация в нашем селе. Пути решения проблем взаимодействия человека и природы. Социологический опрос местного населения об отношении к окружающей среде, своему здоровью. Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы). Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение).

Экскурсии.1ч.

  • Экскурсия в сельский медицинский пункт. (Оформление результатов исследования, презентация).




3.1 Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, оборудование кабинета «Точка Роста»


3.2 Формы контроля и аттестации

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, составление памяток, защита проектов и пр.



3.3 Планируемые результаты

Предметные

  • Давать определение поня­тиям «экологический риск», «эколо­гическая безопасность».

  • Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.

  • Приводить примеры приме­нения экологического мышления для обнаружения экологической опас­ности.

  • Называть источники эколо­гических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).


Личностные

  • Формулировать правила экологически грамотного по­ведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.

  • Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.

  • Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школь­ников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, кол­лективное обсуждение кинофильмов).


Метапредметные

  • В ролевой игре обоснованно выби­рать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.

  • Приводить доказа­тельства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологи­ческой грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.

  • Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духов­ных потребностей человека.

  • Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохно­вения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

  • Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.

  • Высказывать аргументиро­ванные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психоло­гического и нравственного здоровья человека.

  • Называть цели просветительской работы и её формы.



















  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cca60,

https://mob-edu.com/, лаборатория «Точка Роста»

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Росийской экологической академии. Центр экологического обучения.

2. Григорьев Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2018.

3. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 11 классы / Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2018.

4. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» М.: 2020г.

5. Справочник классного руководителя №1-2018 ООО «МЦФЭР» Москва, 2018

6. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С. Дежникова, И.В. Снитко, Д.Л. Теплов, И.В. Цветкова; Под ред. Н.С. Дежниковой. – М.: Просвещение, 2023.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!