СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой ребенок не говорит. Почему?

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правило, в этом вопросе заключается два: «Кто виноват или как так вышло?» и «Какое нарушение у ребенка?». Для того, чтобы определить причину, специалист соберет у вас анамнез (историю) развития ребенка, начиная с момента его зачатия. Полученные сведения помогают определить тип речевого нарушения, а, следовательно, определить программу реабилитации. Не ставя перед собой цель - рассмотреть все возможные «ужасы» беременности и родов, перечислю наиболее частые особенности течения внутриутробного и родового периодов, встречающихся в истории детей, обращавшихся ко мне за помощью:

•        внутриутробная или натальная (возникшая во время родов) гипоксия. Отдельно обозначу значительное увеличение числа неговорящих детей, рожденных в период смога в Москве в 2010 году или сразу после его окончания;

•        не физиологичные роды: окситоциновая стимуляция на фоне слабой родовой деятельности, эпидуральная анестезия, кесарево сечение;

•        родовые травмы;

•        осложнения на ревакцинацию АКДС.

Мне же хочется отметить, что не столь важна причина отсутствия речи, гораздо важнее — что с этим делать? Однозначно скажу, что чувство вины матери за то, что ее беременность и/ или роды повлияли на дисгармонию в развитии ребенка» существенно снижает эффективность работы с ребенком.

Гораздо важнее установления причины определение механизма, сути, типа нарушения речи. В современной логопедии возникла ситуация путаницы в терминологии и отсутствия единства взглядов на классификацию речевых нарушений. Поэтому приведем здесь перечень наиболее часто встречающихся логопедических заключений, выданных неговорящим детям, оставляя за рамками данного пособия оценку их равнозначности и корректности. Итак, неговорящий ребенок может получить следующее логопедическое заключение:

1.      Задержка речевого развития. В России за этим термином стоит чрезвычайно размытые представления о сути этого нарушения, но чаще всего имеется в виду отставание в темпах развития речи. Например, у ребенка в 1 год и 6 месяцев в активном словаре всего 2 слова, или в 25 месяцев есть около 20 слов, но нет фразы. Однако полное отсутствие общеупотребительных слов (лепет в данном случае не учитывается) в 2 года и 10 месяцев не позволяет грамотному специалисту говорить о темповой задержке речи, ведь ясно, что за 2 месяца до 3 лет ребенок не овладеет развернутой фразовой речью. Задержка речевого развития требует логопедического вмешательства.

2.      Сенсорная, моторная, сенсомоторная алалия. Эти названия возникли по аналогии с речевыми расстройствами у взрослых людей достаточно давно. В настоящее время, их границы размыты не менее, чем у понятия «задержка речевого развития», однако этот вопрос мы оставим для специалистов. Родителям же следует знать, что наличие алалии у ребенка требует целого системокомплекса реабилитационных мер. И чем раньше будет начата работа по устранению алалии, тем больше у ребенка шансов к началу школьного обучения иметь развернутую речь и не значительно отличаться от сверстников по уровню речевого развития.

3.      Системные нарушения речи у детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы (расстройствами аутистического спектра), интеллектуальными нарушениями, ЗПР и ДР- данном случае имеются в виду специфические речевые расстройства речи, возникшие у детей с первично другой проблемой.

4. Общее недоразвитие речи — заключение психолого-педагогического характера, не раскрывающее механизмы нарушения, а носящее больше описательный характер. При общем недоразвитии речи определяют 4 уровня речевого развития, в случае неговорящего ребенка - это будет 1 уровень речевого развития при ОНР.

 

Внимание! Что НЕ стоит делать родителям?

 

Пытаться определить тип речевого нарушения самостоятельно, прочитав характеристику каждого в интернете или в любом пособии. Порой даже логопед на первичной консультации затрудняется в определении типа речевого нарушения, однако, вопрос дифференциального диагноза крайне важен, т.к. от него зависит индивидуальный маршрут ребенка. Возможно, логопед определит тип после нескольких встреч, но совершенно точно, вряд ли в этом могут помочь другие мамы с интернет-форумов.

 

Авторский взгляд( М.Н. Лынская)

на проблему безречия у детей

 

Личный опыт работы автора, а также его коллег и сотрудников центра «Логомаг» в г.Москва, позволяет определить следующие типы первично речевых нарушений:

1.      Темповую задержку речевого развития вследствие биолого-социальных причин. Ее устранение возможно в максимально короткие сроки путем разъяснения родителям способов общения с ребенком и обучению их речевым играм и упражнениям. В этом случае, как правило, преобладает социальная причина, например, родители обучают ребенка какому-либо навыку (чтению, иностранному языку), не обращая внимания на значимость сюжетно-ролевой игры, коммуникации друг с другом и пр.

2. Дисфазию, обусловленную нарушениями обработки сенсорной информации, в т.ч. дисфункцией сенсорной интеграции. Речь возникает на основе чувственное бейка. В случае, если у ребенка нарушены отдельные операции модуляции ощущений (в т.ч. в виду ошибочности родительских стратегий), либо имеется нарушение сенсорной интеграции (сенсорная интеграция - характеристика психического развития, отражающая взаимосвязь и взаимовлияние разных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного, проприорецептивного, вестибулярного, вкусового, обонятельного), речь не может возникнуть, либо она возникает в виде эхолалий (лишенных предметного содержания, индивидуального смысла и общего значения повторений речевых выражений).

3.      Дисфазию, обусловленную недостаточной мотивацией к речи вследствие фрустрированных базовых потребностей ребенка. Значительная часть детей, посещавших меня в рамках первичной консультации, воспитывается родите ля- ми, те знакомыми с основами возрастной психологии и интуитивно не осознающими ее законов. В результате родители этих детей устанавливают запрет на чувства (гнев, горе и т.п.), на активность (прежде всего, исследовательскую и двигательную), нарушают потребность в безопасности детей и пр., разрушают основание пирамиды речевого развития - мотивацию к коммуникации.

4.      Алалию вследствие артикуляционной апраксии. По выражению одного из классиков логопедии: «когда сигналы в головном мозгу попадают не в ту область». Ребенок пытается сказать звук или слово, «крутит» языком, но совершает регулярные ошибки, в результате он или отказывается говорить, или разговаривает на «своем» языке.

 

Просмотр содержимого документа
«Мой ребенок не говорит. Почему?»

Мой ребенок не говорит. Почему?


Как правило, в этом вопросе заключается два: «Кто виноват или как так вышло?» и «Какое нарушение у ребенка?». Для того, чтобы определить причину, специалист соберет у вас анамнез (историю) развития ребенка, начиная с момента его зачатия. Полученные сведения помогают определить тип речевого нарушения, а, следовательно, определить программу реабилитации. Не ставя перед собой цель - рассмотреть все возможные «ужасы» беременности и родов, перечислю наиболее частые особенности течения внутриутробного и родового периодов, встречающихся в истории детей, обращавшихся ко мне за помощью:

• внутриутробная или натальная (возникшая во время родов) гипоксия. Отдельно обозначу значительное увеличение числа неговорящих детей, рожденных в период смога в Москве в 2010 году или сразу после его окончания;

• не физиологичные роды: окситоциновая стимуляция на фоне слабой родовой деятельности, эпидуральная анестезия, кесарево сечение;

• родовые травмы;

• осложнения на ревакцинацию АКДС.

Мне же хочется отметить, что не столь важна причина отсутствия речи, гораздо важнее — что с этим делать? Однозначно скажу, что чувство вины матери за то, что ее беременность и/ или роды повлияли на дисгармонию в развитии ребенка» существенно снижает эффективность работы с ребенком.

Гораздо важнее установления причины определение механизма, сути, типа нарушения речи. В современной логопедии возникла ситуация путаницы в терминологии и отсутствия единства взглядов на классификацию речевых нарушений. Поэтому приведем здесь перечень наиболее часто встречающихся логопедических заключений, выданных неговорящим детям, оставляя за рамками данного пособия оценку их равнозначности и корректности. Итак, неговорящий ребенок может получить следующее логопедическое заключение:

1. Задержка речевого развития. В России за этим термином стоит чрезвычайно размытые представления о сути этого нарушения, но чаще всего имеется в виду отставание в темпах развития речи. Например, у ребенка в 1 год и 6 месяцев в активном словаре всего 2 слова, или в 25 месяцев есть около 20 слов, но нет фразы. Однако полное отсутствие общеупотребительных слов (лепет в данном случае не учитывается) в 2 года и 10 месяцев не позволяет грамотному специалисту говорить о темповой задержке речи, ведь ясно, что за 2 месяца до 3 лет ребенок не овладеет развернутой фразовой речью. Задержка речевого развития требует логопедического вмешательства.

2. Сенсорная, моторная, сенсомоторная алалия. Эти названия возникли по аналогии с речевыми расстройствами у взрослых людей достаточно давно. В настоящее время, их границы размыты не менее, чем у понятия «задержка речевого развития», однако этот вопрос мы оставим для специалистов. Родителям же следует знать, что наличие алалии у ребенка требует целого системокомплекса реабилитационных мер. И чем раньше будет начата работа по устранению алалии, тем больше у ребенка шансов к началу школьного обучения иметь развернутую речь и не значительно отличаться от сверстников по уровню речевого развития.

3. Системные нарушения речи у детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы (расстройствами аутистического спектра), интеллектуальными нарушениями, ЗПР и ДР- данном случае имеются в виду специфические речевые расстройства речи, возникшие у детей с первично другой проблемой.

4. Общее недоразвитие речи — заключение психолого-педагогического характера, не раскрывающее механизмы нарушения, а носящее больше описательный характер. При общем недоразвитии речи определяют 4 уровня речевого развития, в случае неговорящего ребенка - это будет 1 уровень речевого развития при ОНР.


Внимание! Что НЕ стоит делать родителям?


Пытаться определить тип речевого нарушения самостоятельно, прочитав характеристику каждого в интернете или в любом пособии. Порой даже логопед на первичной консультации затрудняется в определении типа речевого нарушения, однако, вопрос дифференциального диагноза крайне важен, т.к. от него зависит индивидуальный маршрут ребенка. Возможно, логопед определит тип после нескольких встреч, но совершенно точно, вряд ли в этом могут помочь другие мамы с интернет-форумов.


Авторский взгляд( М.Н. Лынская)

на проблему безречия у детей


Личный опыт работы автора, а также его коллег и сотрудников центра «Логомаг» в г.Москва, позволяет определить следующие типы первично речевых нарушений:

1. Темповую задержку речевого развития вследствие биолого-социальных причин. Ее устранение возможно в максимально короткие сроки путем разъяснения родителям способов общения с ребенком и обучению их речевым играм и упражнениям. В этом случае, как правило, преобладает социальная причина, например, родители обучают ребенка какому-либо навыку (чтению, иностранному языку), не обращая внимания на значимость сюжетно-ролевой игры, коммуникации друг с другом и пр.

2. Дисфазию, обусловленную нарушениями обработки сенсорной информации, в т.ч. дисфункцией сенсорной интеграции. Речь возникает на основе чувственное бейка. В случае, если у ребенка нарушены отдельные операции модуляции ощущений (в т.ч. в виду ошибочности родительских стратегий), либо имеется нарушение сенсорной интеграции (сенсорная интеграция - характеристика психического развития, отражающая взаимосвязь и взаимовлияние разных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного, проприорецептивного, вестибулярного, вкусового, обонятельного), речь не может возникнуть, либо она возникает в виде эхолалий (лишенных предметного содержания, индивидуального смысла и общего значения повторений речевых выражений).

3. Дисфазию, обусловленную недостаточной мотивацией к речи вследствие фрустрированных базовых потребностей ребенка. Значительная часть детей, посещавших меня в рамках первичной консультации, воспитывается родите ля- ми, те знакомыми с основами возрастной психологии и интуитивно не осознающими ее законов. В результате родители этих детей устанавливают запрет на чувства (гнев, горе и т.п.), на активность (прежде всего, исследовательскую и двигательную), нарушают потребность в безопасности детей и пр., разрушают основание пирамиды речевого развития - мотивацию к коммуникации.

4. Алалию вследствие артикуляционной апраксии. По выражению одного из классиков логопедии: «когда сигналы в головном мозгу попадают не в ту область». Ребенок пытается сказать звук или слово, «крутит» языком, но совершает регулярные ошибки, в результате он или отказывается говорить, или разговаривает на «своем» языке.




Методический инструментарий при написании статьи:

1. М.Н. Лынская. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению- Москва: Парадигма, 2015г

2. Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи: http://karkusha.su/pochemu-rebenok-ne-govorit-12-prichin-zaderzhivayushhih-razvitie-rechi/ 3. Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года: https://o-krohe.ru/komarovskij/ne-govorit-3-goda/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!