Классный час
Учитель: Абибуллаева Л.Р.
Тема: «Мои права и обязанности»
Класс: 8
Цель: повторение понятий «права» и «обязанности» , привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Планируемые результаты:
Предметные: умение ориентироваться в сфере нравственно-этических и правовых отношений; работать с научными понятиями;
Метапредметные: учитывать различные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
Личностные: на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Ход урока
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
СИТУАЦИЯ
Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
- Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?
Ответ: Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.
Почему он так ответил?
Ответ: каждый имеет право на личную неприкосновенность.
- Чему посвящен наш классный час? Правам человека.
- Какие цели мы поставим перед собой?
Вспомнить, о каких правах человека и гражданина знаем.
Какие права и свободы являются основными?
Какая организация защищает права детей?
Работа по теме урока
Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в ноябре 1989 года, и с этого момента 20 ноября считается всемирным днем правовой защиты детей. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).
Что означают слова «права» и «обязанности»?
Ученик 1: из словаря Ожегова: « Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д.
Ученик 2: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.
Рассмотрим международные нормативно-правовые акты по правам человека
Всеобщая декларация прав человека - рекомендованный для всех стран - членов ООН документ, принятый 10 декабря 1948 года
1959 г. – Декларация прав ребенка
1989 г.. – Конвенция о правах ребенка
4.Викторина «Права человека»
А) Имею право с…
1. Право на гражданство (с рождения).
2. Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами (с 14 лет).
3. Молодой человек имеет право работать не более 35 часов в неделю (с 16 лет).
4. Право работать не более 24 часов в неделю (с 14 лет).
5. Право знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье (с рождения).
6. Право с разрешения органа местного самоуправления при наличии уважительной причины вступить в брак (с 16 лет).
7. Право без согласия родителей осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности (с 14 лет).
8. Право на имя, отчество и фамилию – с момента регистрации (с рождения).
9. Избирать и быть избранным (с 18 лет).
10. Право и обязанность иметь паспорт (с 14 лет).
Б) Блиц-опрос по Конституции
1. Конституция РФ принята … 12.12.1993
2. Конституция РФ принята путём …… референдума
3. Конституция РФ вступила в силу ….. 25.12.1993
4. Высшая ценность, объявленная в конституции РФ ….. Человек, его права и свободы
5. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является….. многонациональный народ
6. Наименования Российская Федерация и …. равнозначны Россия
7. Сколько разделов содержит Конституция РФ…. 2
8. Сколько городов федерального значения находится в составе РФ? ..3 (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)
В) Разбор ситуаций
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Правильный ответ:
Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3.
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ:
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4.
Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ:
Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
Ситуация 6.
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.
Вопрос. Какие обязанности они нарушили?
Правильный ответ:
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Г) Распредели по группам
Какие из этих прав являются личными, политическими, социальными и экономическими:
право на жизнь
право на частную собственность
право на тайну переписки
право на отдых, право на образование
право избирать и быть избранным
право на неприкосновенность жилища
право на политические объединения
право на наследование.
5.Подведение итогов. Рефлексия
Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего занятия.
Что узнали?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?
Да, необходимо знать свои права и разумно ими пользоваться, уважать права других людей, выполнять свои обязанности. Сейчас ваша главная обязанность – пользуясь одним из важнейших прав, получить образование. В школе вы познаёте окружающий мир, учитесь жить в обществе, отстаивать свои права. Я надеюсь, что вам пригодятся эти знания и умения действовать в различных ситуациях. Большое спасибо. Вы молодцы.