СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль "Давление. Силы давления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модуль "Давление. Силы давления"»

Модуль «Давление, силы давления» (А.В.Пёрышкин. Физика-7. – М.: Дрофа, 2000.) 2-й уровень сложности.

УЭ0. Постановка целей. ДЦМ: ввести новую физическую величину «давление»; определить способы его нахождения; выяснить способы изменения давления в быту и технике.

Учебный материал с указанием заданий

Интегральные когнитивные стили

Дифференциальные когнитивные стили

Руководство по усвоению учебного содержания

Содержание учебного материала (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)

Руководство по усвоению учебного содержания

УЭ1. Понятие «давление».

ЧДЦ: выяснить физический смысл понятия «давление твёрдого тела на поверхность».

Рассмотрите внимательно рис. 1 и постарайтесь понять, от чего зависит результат действия силы на поверхность.

Объясните, почему человек на лыжах не провалился в снег, а без лыж – провалился.                       

1. ИТ, ИД: объясните, зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, загнут. (1 балл.)

ИЭ: зачем для проезда по болотистым местам делают настил из  хвороста? (1 балл.)

Рассмотрите внимательно рис. 2 и постарайтесь понять, от чего зависит результат действия.

2. ИТ: объясните, одинаковое ли действие оказывают на поверхность стола бруски, изображённые на рис. 3. (1 балл.)

ИЭ: объясните, почему Вовочка, надев папины ботинки, проваливался в снег меньше, чем догоняющий его папа. (1 балл.)

ИД: сделайте из двух одинаковых по размерам и массе деревянных брусков несколько фигур на поверхности стола так, чтобы их давление на стол было одинаковым. (1 балл.)

Сделайте вывод: от чего и как зависит действие силы на поверхность.

 

Рис.1

Объяснение результата действия силы на поверхность

Рис.2

Рис.3

Прочитайте определение на с. 77 учебника и выполните залание. 

Объясните, почему человек на лыжах не провалился в снег, а без лыж провалился.                         

1. ДТ, ДД: объясните, зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, загнут. (1 балл.)

ДЭ: зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста? (1 балл.)

Используя определение на с. 77 учебника, выполните задание.

2. ДТ: 2. ИТ: объясните, одинаковое ли действие оказывают на поверхность стола бруски, изображённые на рис. 3. (1 балл.)

ДЭ: объясните, почему Вовочка, надев папины ботинки, провалился в снег меньше, чем догоняющий его папа. (1 балл.)

ДД: сделайте из трёх одинаковых по размерам и массе деревянных брусков несколько фигур на поверхности стола так, чтобы их давление на стол было одинаковым.  (1 балл.)

Сделайте вывод: от чего и как зависит действие силы на поверхность.

УЭ2. Зависимость давления от силы и площади.

ЧДЦ: выяснить зависимость давления от силы и площади; получить её математическое выражение.

1. Сформулируйте с математической точки зрения, как результат действия силы (т.е. давление) зависит от модуля силы и площади поверхности. запишите формулу для вычисления давления, обозначив давление P. (1 балл.)

2. Запишите в таблицу по три примера уменьшения и увеличения давления, которые используются в природе и технике. (1 балл.)

Формула для вычисления давления твёрдого тела на поверхность. Примеры  уменьшения и увеличения давления из природы и техники:  жало осы, широкие шины грузовиков.

Уменьшение давления

Увеличение давления

 

 

 

 

 

 


1. Прочитайте определение на с. 78 и запишите формулу для вычисления давления. Объясните, как с математической точки зрения давление зависит от модуля силы и площади поверхности. (1 балл.)

2. Запишите в таблицу по три примера уменьшения и увеличения давления, которые используются в природе и технике. (1 балл.)

Интегральные когнитивные стили

Дифференциальные когнитивные стили

Руководство по усвоению учебного содержания

Содержание учебного материала (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)

Руководство по усвоению учебного содержания


УЭ3. Единицы давления.

ЧДЦ: выяснить, в каких единицах выражается давление.

Зная единицы силы и площади поверхности, запишите, чему равен 1 Па, пользуясь расчётной формулой.

1. Зная значение приставок «кило-», «гекто-» и «мега-», выразите в паскалях давление, равное 1 кПа, 1 гПА, 1 МПа. Какой частью кПа, гПа, МПа является 1 Па? (1 балл.)

2. Переведите в паскали: 12 кПа; 3 кПа; 0,5 кПа; 15 гПа; 1,4 гПа; 6 МПа; 0,4 МПа. (1 балл.)

Формула для проверки единиц давления твёрдого тела на поверхность

Прочитав определение единиц давления на с. 79, запишите, чему равен 1 Па.

1. Зная значение приставок «кило-», «гекто-» и «мега-», выразите в паскалях давление, равное 1 кПа, 1 гПА, 1 МПа. Какой частью кПа, гПа, МПа является 1 Па? (1 балл.)

2. Переведите в паскали: 12 кПа; 3 кПа; 0,5 кПа; 15 гПа; 1,4 гПа; 6 МПа; 0,4 МПа. (1 балл.)

УЭ4. Понятие «сила давления».

ЧДЦ: выяснить смысл понятия «сила давления».

Из формулы для вычисления давления выразите силу – это сила давления. Часто сила давления является весом тела.

Учитывая вышесказанное и вспомнив формулу для расчёта веса тела, запишите формулу для вычисления давления.

1. ИТ: вспомнив единицы величин, входящих в формулу, покажите, чему равен 1 Па. (1 балл.)

ИЭ, ИД: рассмотрите рис. 4 и, вспомнив графическое изображение силы, изобразите вектор веса тела. (1 балл.)

2. ИТ, ИЭ, ИД: укажите на рис. 4 направление вектора силы давления. (1 балл.)

Рис.4

Из формулы для вычисления давления выразите силу – это сила давления. Часто сила давления является весом тела.

Учитывая формулу для расчёта веса тела (с. 64 учебника), запишите формулу для вычисления давления.

1. ДТ: вспомнив единицы массы, площади и постоянной величины g, запишите, чему равен 1 Па в соответствии с формулой для вычисления давления.  (1 балл.)

ДЭ, ДД: рассмотрите рис. 4 и рис. 68 на с. 64 учебника и изобразите вектор веса тела. (1 балл.)

2. ДТ, ДЭ, ДД: укажите на рис. 4 направление вектора силы давления.   (1 балл.)

УЭ5. Приобретение опыта экспериментальной деятельности.

ЧДЦ: ознакомиться с алгоритмом выполнения эксперимента и провести эксперимент.

1. Изучите схему алгоритма выполнения эксперимента (см. выше. – Ред.). Примените его к своим действиям для доказательства зависимости давления твёрдого тела на поверхность от площади соприкасающейся с поверхностью части тела. (1 балл.)

2. Используя динамометр и линейку, выполните измерения и расчёты, необходимые для доказательства зависимости давления твёрдого тела на поверхность от площади соприкасающейся с поверхностью части тела. Вспомнив, какой частью 1 м2 является 1 см2,  переведите единицы давления и рассчитайте давление в Н/м2. (1 балл.)

3. Сделайте вывод о зависимости давления твёрдого тела на поверхность от площади соприкасающейся с поверхностью части тела. (1 балл.)

Выполнение эксперимента и оформление полученных результатов в тетради по плану:

Цель: ...

Приборы и материалы: ...

Расчётная формула: ...

Таблица измерений и вычислений: ...

Расчёты: ...

Вывод: ...

1. Изучите схему алгоритма выполнения экспериментальной деятельности. Примените его к своим действиям для доказательства зависимости давления твёрдого тела на поверхность от площади соприкасающейся с поверхностью части тела. (1 балл.)

2. Используя динамометр и линейку, выполните измерения и расчёты, необходимые для доказательства зависимости давления твёрдого тела на поверхность  от площади соприкасающейся с поверхностью части тела. Используя таблицу соотношений единиц площади, выполните  перевод единиц давления и рассчитайте давление в Н/м2. (1 балл.)

3. Сделайте вывод о зависимости давления твёрдого тела на поверхность от площади поверхности соприкасающейся части тела. (1 балл.)


УЭ6. Выходной контроль.

ЧДЦ: проверить усвоение учебных элементов.

1. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется:

А) силой давления;              Б) давлением;                    В) весом тела.

2. В каком положении брусок оказывает наименьшее давление на опору?

Рис.5

А) в положении 1;      Б) в положении 2;     В) в положении 3.

3. Чем ... площадь опоры, тем ... давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

А) Больше... меньше;         Б) больше... больше;        В) меньше... меньше.

4. Каток, работающий на укатке шоссе, оказывает на него давление 400 кПа. Площадь опоры катка 0,10 м2. Чему равен вес катка?

А) 400 кН;                     Б) 40 кН;                      В) 4 кН.

5. На опору какой площади надо поставить груз массой 10 кг, чтобы произвести давление 1 кПа?

А) 10 м2;                         Б) 1 м2;                         В) 0,1 м2.

ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД: выполните задания теста, выбрав правильные ответы.  Каждое задание – 1 балл (максимально 5 баллов).

УЭ7. Подведение итогов.

ЧДЦ: заполнить лист контроля; оценить свои знания.

Лист контроля (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)

2-й уровень

Учебный элемент

Задания (вопросы)

Итого баллов (макс.)

1

2

3

4

5

УЭ1

1

1

2

УЭ2

1

1

2

УЭ3

1

1

2

УЭ4

1

1

2

УЭ5

1

1

1

3

УЭ6

1

1

1

1

1

5

Итого

16

Оценка

 


Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:

12–16 баллов – «хорошо»;

8–11 баллов – «зачёт»;

≤ 7 баллов – «незачёт».

Сдайте лист контроля учителю.

Дифференцированное домашнее задание: § 33, 34.

Оценка...

Дифференцированное домашнее задание:

«Хорошо»: упр. 12 (1, 4).

«Зачёт»: упр. 12 (1, 2).

«Незачёт»: с. 81, вопросы 2; 3; упр. 12 (1).

Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом своей работы на уроке.































1. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется:

А) силой давления;              Б) давлением;                    В) весом тела.

2. В каком положении брусок оказывает наименьшее давление на опору?

Рис.5

А) в положении 1;      Б) в положении 2;     В) в положении 3.

3. Чем ... площадь опоры, тем ... давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

А) Больше... меньше;         Б) больше... больше;        В) меньше... меньше.

4. Каток, работающий на укатке шоссе, оказывает на него давление 400 кПа. Площадь опоры катка 0,10 м2. Чему равен вес катка?

А) 400 кН;                     Б) 40 кН;                      В) 4 кН.

5. На опору какой площади надо поставить груз массой 10 кг, чтобы произвести давление 1 кПа?

А) 10 м2;                         Б) 1 м2;                         В) 0,1 м2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!