СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Информатизация Российского общества и ФГОС второго поколения формирует социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности учащихся. И дети, поступая в школу, начинают использовать компьютер не как предмет изучения, а как средство решения насущных задач. Обучение информатике в начальной школе может быть организовано централизовано или распределено.

Просмотр содержимого документа
«МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»


МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Ключникова Н. Ю.

МБОУ Павловская СОШ № 2

Павловского муниципального района Воронежской области

e-mail: [email protected]

Информатизация Российского общества и ФГОС второго поколения формирует социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности учащихся. И дети, поступая в школу, начинают использовать компьютер не как предмет изучения, а как средство решения насущных задач. Поэтому просто необходимо учить ребёнка как можно раньше правильному взаимодействию с ПК так же, как с первых дней учёбы мы (учителя) прививаем детям навыки работы с книгой, карандашом, линейкой, учим грамотно оформлять работу в тетради или на доске.

«Обучение информатике в начальной школе может быть организовано централизовано или распределено. В случае, когда ИКТ кабинет является цифровой зоной всей школы, возникает необходимость более гибкого расписания для участия начальной школы в использовании этой зоны. Однако, более целесообразно, в том числе с учетом обеспечения САНПиН, для малышей иметь в распоряжении начальной школы ИКТ–кабинет, в том числе с возможностью оперативного разворачивания в нем творческих и естественно-научных лабораторий для индивидуального и группового использования учащимися начальной школы в рамках предметных информационных практикумов». [1, с. 32]

Распределённая модель организации обучения информатике в начальной школе опирается на информационный ресурс всей школы. И во 3-4 классах моей школы уроки информатики проводятся в кабинетах с компьютерным оборудованием, поэтому создаётся гибкое расписание для участия начальной школы в использовании этой зоны. У меня в классе 25 человек, и он делится на 2 подгруппы. Уроки ведут 2 педагога параллельно (я и коллега) в 2 компьютерных классах, рассчитанных на 12 рабочих мест. Методическое обеспечение уроков: учебник "Информатика и ИКТ" Матвеевой Н. В. и др. 3, 4 кл. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", "Рабочая тетрадь" на печатной основе в 2-х частях, тетрадь "Контрольные работы" к каждому году обучения, пособие "Обучение информатике во 3 (4) классе" + практикум на CD этого же коллектива авторов и диск "Мир информатики" - электронное приложение к "Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия."

В начале урока при актуализации опорных знаний я провожу «пятиминутку Всезнайки», когда дети выступают со своими сообщениями на заданную тему. В 3 классе это могут быть стихи, загадки, пословицы и поговорки о Родине, о труде, о природе. В 4 классе, когда понятие информатики и информации становится более осознанным, предлагаю подобрать «информационные сообщения», например, о писателях, космонавтах, научных открытиях, о животном мире различных материков, о явлениях природы. Это является своеобразной «гимнастикой для ума», дети с удовольствием читают дополнительный материал, делятся своими «открытиями» с товарищами.

Теоретическая часть уроков проходит с использованием проектора, презентации по теме или материала дисков, которые соответствуют обязательному минимуму содержания образования по информатике, а так же учебника и тетради. Практическая часть - индивидуальная работа каждого ребёнка на ПК (10-15 мин). Заканчиваем уроки подведением итогов и профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1-2 мин). Проектный метод обучения является удачным дополнением к классно-урочной системе обучения информатике. Он мною используется после изучения очередной главы учебника и призван выявлять творческие способности учащихся. Сначала проекты даются индивидуальные, а затем переходим на коллективные. При этом не забываем об интеграции в процессе обучения. Продукты работы над проектом - это альбомы, созданные средствами графического и текстового редакторов, презентации, буклеты. Так же учащиеся под моим руководством пробуют создавать проекты по окружающему миру. Например, для выполнения проекта «История города Павловска» использовались фотографии, сделанные детьми на экскурсии и самостоятельно, а затем через компьютер они были помещены на страницы презентации. Дети подбирали стихи местных поэтов о родном городе и, работая в программе Word, красиво оформляли данные тексты.

Другой пример: уроки литературного чтения. Многочисленные творческие задания учебника дети часто оформляют в печатном виде. Так в нашем классе появилась самодельная книга под названием: «Сборник волшебных сказок собственного сочинения учащихся». В ней 25 страниц с текстами и иллюстрациями (по числу учеников). Дети любят листать её, перечитывать и вспоминать, как сочиняли и оформляли свои работы.

Считаю, что авторы тщательно продумали программу. Курс информатики построен таким образом, что движение вперёд идёт как будто по спирали: темы повторяются, но каждый раз на качественно новом витке. Идёт возвращение к этому понятию, но уже на более высоком уровне.

Мне нравится работать с этим УМК по информатике. В нём, на мой взгляд, огромное количество "плюсов". Спасибо авторам!

Все остальные уроки я провожу в своём кабинете и, как многие мои коллеги, использую интерактивную доску. Может быть, централизованная модель организации обучения информатике в начальной школе с АРМ учителя и ученика в каждом классе по каким-то показателям будет эффективнее, и другие педагоги "поставят" ей много "плюсов", но не каждой школе под силу приобрести такое дорогостоящее беспроводное оборудование и уследить за его исправностью.

Я же провожу все свои уроки с использованием ЭОР и интерактивной доски, что позволяет мне сделать их более продуманными, интересными, мобильными. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии, главное, найти ту грань, которая поможет уроку стать по-настоящему познавательным и развивающим. Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу обеспечить учеников возможностью создавать и использовать информацию, получать информацию разными способами, вести эксперименты с виртуально-наглядными моделями, обрабатывать материалы с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования, а так же создавать материальные объекты и произведения искусств. Для реализации этого учителю должно помочь не только материально-техническое и информационное обеспечение, но и доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР).

Самые эффективные, на мой взгляд, - это мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены различными способами: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Используются все виды восприятия, а значит, закладывается основа мышления и практической деятельности учащихся. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но создают новые возможности для усвоения материала. Поэтому на сегодняшний день использование ЭОР становится насущной необходимостью.

«Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач.

Важно помнить, что преподавание информатики в начальной школе накладывает на учителя-предметника большую ответственность, каждый урок требует большой подготовки, четкого планирования всех этапов урока».[2]

Литература

  1. [Электронный ресурс] Цветкова М. С. Информационная среда начальной школы как часть информационной культуры. (Методические рекомендации по организации учебного процесса.) http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008_02_12.html

  2. [Электронный ресурс] Зайцева А. А. Особенности преподавания информатики и ИКТ в начальной школе. Информационно-образовательный портал «В помощь учителю и менеджеру школы» http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=261:2012-09-19-05-27-11&catid=62:informatics&Itemid=68


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!