ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ БРАТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГБОУ СПО БрПК
УЧЕБНАЯ ФИРМА−
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Программа на 2015-2016 год (проект)
Братск 2014
Внедрение новых педагогических технологий, изменение стиля работы современного преподавателя требуют внедрения и новых обучающих технологий, меняется подход к организации профессионального обучения. В связи с формированием информационного общества в процессе обучения главным становится не сообщение обучаемому определенной информации, а формирование у него умения самостоятельно приобретать знания, учиться на протяжении всей жизни. В этой связи открываются большие возможности для внедрения в учебный процесс технологии «Учебная фирма».
Учебная фирма — путь развития профессиональных навыков у студентов. Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в средних профессиональных учебных заведениях относится к числу весьма актуальных проблем. Особенно остро она встала с появлением современных технологий, широким применением средств вычислительной техники, несовершенством и нестабильностью правовой базы. Народному хозяйству России потребовались такие управленческие кадры среднего звена, которые способны решать любые задачи в сложных и постоянно меняющихся условиях, а также в ситуации неопределенности. Однако тот, кто программирует и планирует свою деятельность, анализирует ситуацию, строит ситуацию «под себя» — находится в более выгодной позиции, чем тот, кто живет в ситуации реагирования.
Предпринимательская деятельность строится по жесткой схеме: идея — замысел — проект — программа — бизнес-план — экспертиза — деятельность, и все это в рамках анализа. Эта схема позволяет молодому человеку найти твердые ориентиры в своей жизнедеятельности, достичь намеченных результатов.
Подготовка к предпринимательской деятельности студентов и запуск ее не возможны без участия взрослых (обучение, консультирование, участие). Этим может быть задан процесс образования.
Особо нужно отметить потребность в квалифицированных кадрах экономических специальностей: бухгалтеров, финансистов, налоговых работников, менеджеров, коммерсантов. Их ошибки могут быть «смертельными» для предприятия. В настоящее время действительно актуальным становится лозунг «Кадры решают все».
Система профессионального образования в настоящее время является одной из основных точек приложения государственной политики. Идет поиск форм и методов повышения качества образования. Возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей личности, повышения ее активности, приспосабливаемости и адаптируемости к новым условиям.
Актуальность темы предложенной программы развития инновационных технологий обусловлена новыми социально- экономическими условиями в России и необходимостью:
совершенствования качества подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста средней квалификации;
формирования у студентов таких профессионально важных качеств, как: профессионализм, компетентность, творческий подход;
апробация наиболее действенных форм и видов деятельности;
повышение культуры межличностного общения.
Важной составляющей процесса обучения в средних профессиональных учебных заведениях является практическое обучение. Это побудило нас в основе образовательной составляющей этого процесса в колледже по специальностям «Коммерция» и «Экономика и бухгалтерский учет» на практике исследовать методику имитационного моделирования технологического процесса и реальных функций управления этим процессом, т.е. применить модель организации — Учебная фирма.
Цель исследования - повысить уровень профессиональной подготовки студентов колледжа путем применения модели «Учебная фирма».
Предмет исследования - система формирования профессиональных и общих компетенций студентов.
Гипотеза исследования: уровень формирования профессиональных и общих компетенций студентов можно значительно повысить, если:
в процессе формирования профессиональных навыков применить методику имитационного моделирования технологического процесса в реальных фирмах;
осуществлять практическую подготовку студентов реализуя реальные операции на базе учебной фирмы;
проводить практические занятия методом интегрированного обучения на базе учебной фирмы;
формировать способность к риску (готовность брать на себя ответственность в решении проблем).
Учебная фирма — это модель предприятия, которая отражает деятельность существующих реальных компаний избранной отрасли экономики. Учебная фирма является дидактической концепцией; в учебной фирме реальная ситуация (деятельность реальной фирмы) имитируется с образовательными целями.
Цели создания новых обучающих методик «Учебные фирмы» в образовательном процессе ГБОУ СПО БрПК:
Существенное сокращение разрыва между процессом образования и требованиями рынка труда путем максимального приближения условий работы УФ к условиям работы в реальных фирмах по выбранным направлениям (коммерция, производство, торговля и т. д.)
Совершенствование качества профессионального образования за счет определенной реструктуризации практического обучающего блока, как важнейшего элемента образовательного процесса
Установление новых взаимоотношений как между студентами, так и между преподавателями и студентами в рамках работы учебной фирмы.
Значительное повышение требований к уровню практических знаний и умений преподавателей-консультантов, которые должны основываться на современных условиях экономических и трудовых взаимоотношений в государстве.
Проявление студентами своих личностных качеств в профессиональном, управленческом, этическом планах, рост их мотивации в обучении по выбранной специальности, умение работать в команде, коллективе.
Приобретение опыта работы в рыночных условиях, но безопасных для бизнеса. Это может исключить значительные ошибки выпускников уже в условиях реального бизнеса.
Проведение занятий с использованием элементов модульного обучения, методов модерации, методов проектов, игровых технологий, методов кейсов, что дает возможность преподавателю использовать свой творческий потенциал в полном объеме, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство и отвечать требованиям времени в условиях развивающихся инновационных образовательных технологий.
Возможность преподавателю осуществлять межпредметные связи по предпринимательству, делопроизводству, менеджменту, маркетингу, управленческой психологии, бухгалтерскому учету и другим учебным дисциплинам.
Условия осуществления учебной деятельности
по технологии «Учебная фирма» в ГБОУ СПО БрПК
Рабочие места реальной фирмы соответствуют учебным местам в учебной фирме с целью преодоления разрыва между профессиональным образованием и рынком труда.
Эффективная деятельность учебной фирмы достигается при условии наличия реальной фирмы-партнера. Это означает, что реальная фирма (база проведения производственной практики) оказывает учебной фирме помощь в плане экспертизы и руководства.
По возможности точное отображение учебной фирмой специфических для данной отрасли условий документооборота, применяемых законодательных и руководящих документов, коммерческих операций, ценообразования, кредитно- финансовой обстановки. Кроме того, существенным является возможность точного воспроизведения условий труда на рабочих местах учебной фирмы, в частности современных средств оргтехники (телефоны, факсы, ксероксы), наличия дополнительного оборудования, компьютеров, применяемого программного обеспечения.
В основе организации работы учебной фирмы лежит ряд критериев:
Обучающая направленность фирмы в условиях, приближенных к реальным.
Динамическое развитие форм деятельности учебной фирмы, включая работу в сети (т.е. работу с другими фирмами).
Подготовленность студентов к работе в учебной фирме, требования по знаниям и умениям на периоды начала и окончания деятельности в фирме.
Структура учебной фирмы напоминает модель «Лего», т.е. она строится от простого к сложному определенными модулями.
В рамках работы в учебной фирме студент имеет так называемое право на ошибку.
Не предполагается какого-либо одного правильного решения проблемы.
Иная роль преподавателя — здесь он не инструктор, а координатор работы.
Принцип коллективности, а не индивидуальности в работе, умение работать в команде.
Широкая взаимосвязь различных видов деятельности в рамках работы учебной фирмы.
Постоянная ротация кадрового состава учебной фирмы для наиболее эффективного результата в овладении умениями и навыками при работе на разных должностях.
Постоянный контроль и самоконтроль работы всех сотрудников и фирмы в целом для выявления положительных и отрицательных тенденций в функционировании учебной фирмы и повышение эффективности ее деятельности.
Учебная фирма предоставляет возможность:
обучения деятельности на рабочем месте при помощи использования реальной ситуации, отвечающей потребностям рынка труда;
получения опыта работы с реальными фирмами без участия в реальном бизнесе (безопасная окружающая среда);
овладение новыми технологиями (информационные и коммуникационные технологии);
изучение теории бизнеса через практику.
Ожидаемые результаты:
В результате работы в учебной фирме студент приобретет следующие навыки:
предпринимательство;
делопроизводство (формирование дел вручную и с помощью компьютера);
ведение телефонных переговоров; ведение деловой переписки;
иметь практику завершения деятельности; отчета о реализации услуг деятельности за некоторый период.
бухгалтерия;
начисление заработной платы;
прием посетителей;
получение счетов от поставщиков;
оформление накладных для покупателей;
социальные навыки;
менеджмент (управление малыми группами);
работа в команде.
В учебной фирме студенты обучаются в специфической рабочей среде. Эта среда позволяет обучать студентов посредством выполнения ежедневных обязанностей. Студенты, изучая принципы теории бизнеса, сами занимаются бизнесом в соответствии с принятой практикой ведения дел. В данной дидактической концепции роли педагога и учащихся сильно отличаются от принятых в традиционном обучении. Чаще всего преподаватели являются генеральными директорами фирм. Практически педагог по отношению к студентам выступает в роли руководителя или консультанта. Студенты являются работниками фирмы. Некоторые из них часть времени исполняют обязанности начальников отделов.
Менеджер-педагог учебной фирмы должен соответствовать
следующему уровню компетенции:
Профессиональная:
владение техникой отбора участников, формирования общностей на основе самоопределения участников в деятельностной предметности;
определение зоны ближайшего развития;
владение педагогической техникой взаимодействия с обучающимися, организация групповой деятельности; создание ситуации успеха;
организация и проведение тренингов;
владение средствами организованной групповой деятельности;
владение знаниями основ делового планирования, ресурсного анализа, опытов разработки бизнес-планов, их экспертизы;
владение методами оперативного управления: мониторингом достижений, отклонений от заданных целей, сроков, затрат; стимулирование участников учебной фирмы;
иметь практику построения и организации бизнеса; построения деловой единицы (предприятия); формирования ресурсной базы реализации бизнес-плана; организации производства товара, услуг; выхода на рынок;
Методологическая:
владение техникой исследования мотивационной основы деловой активности участников процесса ППД, психолого-педагогического анализа, оценок и выводов; принципам формирования команды проекта («мозгового центра»);
владение техникой наращивания личностных ресурсов: активизации мыследеятельности, способов наработки новых знаний;
разрешение противоречий, конфликтов;
умение оценочной интерпретации деятельности, ее продуктов;
владение техникой постановки целей и задач, выдвижения новых идей, мониторинга их решения и реализации; рефлексивного анализа ситуации в образовательном процессе;
осмысление рабочего климата, соблюдение командой требований к проекту; ее отношение к поиску альтернатив, подходов к решению возникающих проблем; соотношение импровизации и расчетов; межличностные отношения в команде, тенденции в их развитии;
владение техникой анализа и оценки результатов, осуществимости и конкурентоспособности проекта;
знание подходов к анализу способности команды к сохранению и развитию деловой сплоченности.
Вышеперечисленные компетенции должны реализоваться в повседневной деятельности учебной фирмы.
Требования к содержанию деятельности учебной фирмы
Содержание деятельности учебной фирмы должно раскрывать зависимость результата предпринимательской деятельности от творческого использования пяти факторов бизнеса:
предпринимательской идеи,
технологии ее реализации,
средств производства,
капитала
предпринимательских способностей.
Это возможно только в том случае, если работа учебной фирмы будет выстраиваться в условиях реальной действительности и организаторы не будут делать попыток создавать для участников некое подобие реальной жизни.
К методам обучения в учебной фирме
предъявляются следующие требования:
Принуждать к самостоятельному «добыванию» и наработке новых для себя компетенций;
Обеспечивать высокую степень вовлеченности;
Обеспечивать взаимодействие участников (педагога и обучаемых, обучаемых между собой), с ориентацией на результат;
Повышать мотивационную основу мыследеятельности, деловой активности, испытывать дискомфорт в случае неудач;
Способствовать овладению средствами предпринимательской деятельности;
Побуждать нарабатывать навыки рефлексивного анализа и оценки собственных действий.
Управление процессами в учебной фирме
Содержание работы по управлению состоит из управляемых объектов и управляющих действий.
Управление деятельностью учебной фирмы — это организация, развитие мотивации и ресурсов участников, координация и корректировка их самостоятельной деятельности на протяжении всех жизненных циклов проекта, до достижения эффективных реальных результатов.
Процесс управления можно представить в виде схемы:
ПРОЦЕССЫ ПРЕОРБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ «Я» + «ПРОЕКТ»
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОДВИЖЕНИЯ
ВХОД
ВЫХОД
Процесс управления по данной схеме представляется как цепь последовательных педагогических операций: сравнение исходного состояния с результатами на выходе, выявление отклонений от прогнозируемой динамики преобразований, рефлексивный анализ этих отклонений, наработка позитивных воздействий, корректировка деятельности участников учебной фирмы.
Организация процесса деятельности учебной фирмы
Управление процессами учебной фирмы |
Организация процесса | | Управление мотивационной сферой | | Управление замыслом проекта |
| | |
Управление ресурсами | Управление временем | Управление знаниями |
| | |
Управление разработкой бизнес-плана | Управление качеством проекта | Управление реализацией проекта |
План организации деятельности учебной фирмы ГБОУ СПО БрПК:
учреждение фирмы;
планирование работы;
организация процессов;
мотивация;
контроль.
Учреждение фирмы. Учебная фирма имитирует деятельность реального торгово- закупочного предприятия и биржи труда в форме «ООО» как юридическое лицо и имеет право осуществлять деятельность с момента ее регистрации в колледже, для чего необходимо провести процедуру учреждения фирмы.
Примечание: колледж выступает в лице администрации района.
Необходимые документы:
лицензия (приложение № 3)
Планирование работы, составление стратегического плана:
бизнес-план «Вакансия» (приложение № 4);
бизнес-план «Старт-ап» (приложение № 5);
оперативный план работы на год (приложение № 6).
Примерный учебный план (приложение № 7)
Бизнес-планы будут представлены на конкурсе на лучший бизнес-проект в рамках тематической образовательной смены «Предпринимательский проект» г.Братска.
Функции организации:
составление организационных структур (приложение № 8);
распределение обязанностей в фирме;
составление должностных инструкций;
организация услуг;
презентация (приложение № 9).
Реализуя программу фирмы, отдел профессионального туризма проводит следующие направления работы — организация тематических экскурсий по специальностям колледжа:
выездная экскурсия по изучению организации и технологии коммерческой деятельности на оптовой базе «Русь»;
выездная экскурсия на завод ЗАО «Гелиос» с целью изучения материалов и технологии производства;
экскурсия «Криминальный Братск» с посещением ИВС, исправительного учреждения;
организация выездного практического занятия с целью изучения технологического процесса, организации производства, реализации социальной программы на заводе «Падун-хлеб».
Отдел коммерческой деятельности проводит следующие направления работ:
Стандартизация бизнес-процессов товародвижения;
Преддоговорная и договорная деятельность;
Оценка качества торгового обслуживания;
Формирование ассортимента и управление товарными запасами;
Открытие розничного торгового предприятия.
Финансовый сектор проводит следующие направления работ:
учет кредиторских задолженностей;
учет дебиторских задолженностей;
осуществлять текущий бухгалтерский учет (вручную);
текущий учет в регистрах учета;
бухгалтерский учет (вручную и с помощью компьютера);
составлять общие отчеты;
составлять финансовый план фирмы.
Функция контроля. Учебная фирма является отражением реальной фирмы. Преподаватель исполняет роль инструктора (директора) учебной фирмы, студенты работают индивидуально или в команде, самостоятельно выполняя работу, приближенную к деятельности реальной фирмы. Учащиеся оформляют письма, осуществляют расчеты и т.д. Оценить такую работу достаточно легко, поскольку главным здесь являются знания и технические навыки. Гораздо труднее оценить общие компетенции учащихся, поскольку оценка проводится посредством наблюдения.
Менеджер — руководитель фирмы делает индивидуальную оценку каждому работнику фирмы, учитывая проявленные навыки профессионализма. Критерии оценок находятся в контрольном листе (приложение № 10).
При оценке общих компетенций работников учитываются умения:
работать в команде;
самостоятельно;
с внешней средой.
Самостоятельная работа | Работа в команде | Работа с внешней средой |
Самостоятельность | Общение | Умение предоставлять и запрашивать информацию |
Организация работы | Умение представить себя | Работа с жалобами |
Аккуратность | Совместная работа, встречи | Работа с возражениями |
Гибкость | Отношение к конфликтам и критике | Бизнес-презентации |
В учебной фирме студенты имеют возможность приобрести новые навыки и применить свои теоретические знания на практике. Это осуществляется путем последовательной работы студента в нескольких отделах. Профессиональные компетенции формируются поэтапно (Пример):
Бухгалтерский учет | Оформление расчетно-кассовых операций |
Экономика | Расчет показателей бизнес-плана |
Анализ финансово-хозяйственной деятельности | Анализ финансового положения хозяйствующего субъекта |
Организация и технология коммерческой деятельности | Переговорный процесс, оформление договоров, открытие розничного торгового предприятия, обслуживание покупателей и тренинг активных продаж |
Маркетинг | Технология рекламы |
Выводы. Мы внимательно изучили существующую модель учебных фирм, действующих во многих регионах России, основанную на виртуальном бизнесе. Нисколько не занижая достоинства этого проекта, мы не пошли по известному пути, а создали свою модель учебной фирмы.
В образовательном процессе ГБОУ СПО БрПК изложенный метод обучения предполагается применять с 2014 года на базе специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Коммерция» с охватом студентов с первого и до последнего года обучения. Для студентов младших курсов, которые не имеют профессиональных знаний, занятия в учебной фирме будут проходить под девизом «Делая — познаю». Старшие курсы будут совершенствовать полученные знания по специальным дисциплинам. Для обеспечения этой подготовленности и предусмотрен подготовительный практический курс «Учебная фирма», примерный тематический план которого предлагается.
После того как студенты определились с тем, какую фирму и в какой команде они будут создавать, преподаватель раздает каждой фирме классификатор функций управления предприятием.
Примерный тематический план курса «Учебная фирма» 2015-2016 уч.год.
№ | Наименование разделов и тем | Содержание (дидактические единицы) | Всего часов |
1 | Введение | Предмет и задачи курса «Учебная фирма». Принципы создания и функционирования учебных фирм. Сеть учебных фирм. | 2 |
Раздел 1. Создание учебной фирмы |
2. | Основы предпринимательской деятельности | Основные положения Закона о предпринимательской деятельности в РФ. Формы собственности. Виды предпринимательской деятельности. Учредительные документы. Порядок регистрации фирмы. | 4 |
3. | Сфера маркетинговой деятельности | Товар. Рынок товаров и услуг. Исследование спроса и предложения товара. Конкурентные преимущества. Проведение анализа среды с использованием метода СВОТ — анализ. | 6 |
4. | Имидж фирмы | Название фирмы. Миссия фирмы. Логотип. Бизнес-этикет | 4 |
5. | Организационная структура фирмы | Понятие организационной структуры. Функции отделов. Штатное расписание. Должностные обязанности сотрудников фирмы. | 6 |
6. | Документы фирмы и документооборот | Документы, их классификация, назначение и формы. Порядок регистрации и хранения документов. Документооборот. | 6 |
Итого по разделу | 27 |
Раздел 2. Функционирование учебной фирмы |
7. | Управление фирмой | Принципы, методы, стили, формы управления предприятием. Функции управления. Стратегическое и текущее планирование. Прием на работу и работа с персоналом. Аттестация персонала, контроль исполнения рабочих процедур. Анализ работы фирмы. | 16 |
8. | Секретарское дело | Порядок работы с исходящими и входящими документами фирмы. Правила составления деловых писем. Порядок подготовки и проведения совещаний. Порядок ведения телефонных переговоров. Прием и передача факсимильных и электронных сообщений. | 16 |
9. | Маркетинговая деятельность фирмы | Роль и задача маркетинга на предприятии. План маркетинга фирмы. Маркетинговое исследование рынка товаров и услуг. Прайс-лист и каталог продукции фирмы. Реклама. Презентации. Ярмарки. | 16 |
10. | Организация покупок и продаж | Порядок осуществления и оформления торговых сделок (покупка/продажа). Работа с клиентом. Ведение складской документации. Инвентаризация товарно-материальных ценностей. Бизнес-процессы товародвижения | 16 |
11. | Бухгалтерский учет. Создание АРМ (автоматизированного рабочего места) бухгалтера. | Варианты организации бухгалтерской службы предприятия. Оформление первичных документов, ведение учета, уплата налогов, оформление финансовой отчетности. Решение сквозной задачи бухгалтерского учета с использованием компьютерной программы 1С: Бухгалтерия и ИНФО-БУХГАЛТЕР. | 30 |
| Итого по разделу: | | 94 |
| Всего: | | 122 |
Классификатор функций управления предприятием
№ п.п. | Функции управления (ключевые области) | Комплексы задач |
1. | Управление стратегией развития | Долгосрочные перспективы. Новые направления деятельности. Развитие материальной базы. Создание филиалов (отделений). Бизнес-планы проектов. Учредители (инвесторы). |
2. | Организация системы и процессов управления | Учредительные документы. Организационная структура. Функции управления. Штатное расписание. Положение о подразделениях. Должностные инструкции. Регламенты управления. |
3. | Управление персоналом | Кадровая политика. Подбор персонала. Оценка и аттестация. Расстановка персонала. Обучение персонала. |
4. | Управление социальным развитием | План социального развития. Коллективный договор. Социальные блага. Социальные гарантии. Социальное обеспечение. |
5. | Управление экономическим развитием | «Портфель заказов». Годовой (квартальный) план. Экономические нормативы. Критерии и показатели эффективности. «Дерево целей и решений». Экономический анализ деятельности. |
6. | Управление финансами и бухгалтерским учетом | Бюджет (смета доходов и расходов). Сметы по статьям затрат. Бухгалтерский баланс. Ценообразование. Налогообложение. Инвестиции (капвложения). Дебиторы и кредиторы. Валютные операции. |
7. | Управление техническим развитием | Научно-технический прогресс. Новая техника и технология. Рационализация и изобретательство. |
Ожидаемая эффективность деятельности учебных фирм колледжа заключается в высоком уровне мотивации студентов, т.е.
получение опыта работы без участия в реальном бизнесе;
овладение навыками менеджера;
овладение навыками делопроизводства;
приобретение навыков работы с социальными партнерами;
сокращение периода адаптации в реальной профессиональной деятельности.
Преимущество методики состоит в том, что процесс обучения студентов будет проходить не только на имитационном моделировании, но и при выполнении реальных технологических функций по организации тематических экскурсий по профилю специальности и поиск социальных партнеров с целью обеспечения студентов рабочими местами для прохождения учебных практик. Этим самым учебные фирмы «Вакансия» и «Старт-ап» внесут существенный вклад в реализацию соответствующих программ колледжа. Выбранная миссия дает право учебным фирмам «Вакансия» и «Старт-ап» способствовать реализации программы применения современных технологий обучения в образовательном процессе колледжа.