Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад «Надежда»
г. Вязьмы Смоленской области
Открытый урок по математике в 1 классе
(Система Л.В.Занкова)
Тема. «Многоугольники»
(с презентацией)
Учитель : Павлова Л.Г.
Тема: Многоугольники.
Цель:
познакомить детей с геометрическим понятием – многоугольник;
упражнять в различении фигур: четырёхугольник, треугольник,
пятиугольник и т. д.;
закреплять вычислительные навыки в пределах первого десятка;
учить детей правильно формулировать свои ответы.
Развивать: математическую речь;
умение устанавливать закономерности;
внимание, пространственное, геометрическое, логическое и образное мышление, память, воображение;
быстро ориентироваться, находить правильное решение;
сравнивать, анализировать, делать выводы;
слышать и слушать других.
Воспитывать у учащихся интерес к предмету;
учить работать в коллективе;
Оборудование:
учебник .И. И.Аргинская «Математика 1 класс» 2 часть. Изд.: «Учебная литература»: Изд. Дом «Фёдоров», 2011. – Самара;
«веер» цифр;
конверты с раздаточным материалом (геометрические фигуры);
шапочки на голову с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, восьмиугольник;
ножницы;
компьютер, проектор. Презентация.
Организационный момент
И так, друзья, внимание!
Звенел уже звонок.
Друг другу улыбнитесь,
Начнём сейчас урок!
- Проверьте, всё ли у вас есть?
- Откройте тетради. Запишем дату сегодняшнего дня.
Актуализация знаний
Устный счёт ( работа с «веером» цифр)
Игра « Посчитай – ка» (На доске геометрические фигуры, а внутри – математические выражения. Значения выражений показываем цифрой «веера») (Слайд 1)
6 – 2
5 + 3
8 – 2
4 увеличить на 2
5 – 2
3 - 1
Слагаемое 7 слагаемое 2
Уменьшаемое 6 вычитаемое 4
9 уменьшить на 1
Сумма 2 и 3
а)
1 2
3
5
4
б). - Вот 7 зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько же всего по дорожке лесной
Торопятся в школу зайчишек весной?(9)
-На берёзе 3 синички продавали рукавички.
Прилетели ещё 5.
Сколько синичек продают рукавички? (8)
-На берёзе выросло 5 груш, две упали. Сколько груш осталось на берёзе? (0)
в)- Как мы можем назвать фигуры, если убрать лишнюю?
- А какая фигура лишняя? ( 4 ) Почему? (кривая замкнутая линия, круг, а остальные – замкнутые ломаные линии)
- Прочитайте выражения, которые записаны в круге.
- А теперь составьте суммы с такими же значениями. (1 + 2, 2 +1,
3 + 0; 1 + 1, 2 + 0 )
- Молодцы!
III Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть!
IV Новый материал.
Сообщение темы и цели урока.
- Рассмотрите ещё раз геометрические фигуры: (Слайд 2)
1 2 3 4 5
- Какая фигура лишняя? Почему?(4)
- Внимательно рассмотрите фигуры. Чем похожи? (замкнутые ломаные линии)
- Посчитайте, сколько у каждой ломаной звеньев и сколько они образуют углов? ( У доски показываем и считаем количество звеньев и углов)
Вывод: сколько сторон столько и углов.
- А называются они ….( Слайд 3.)
- У каких многоугольников наименьшее число углов? (2) Сколько?
- Как вы думаете, какое название ему можно дать? (треугольник) (слайд 4)
- Какое название можно дать другим фигурам?(четырёхугольник , пятиугольник) (Слайд 4,5.)
- Почему? Докажите.
2. Работа по учебнику с. 62 №153.
- Как называется каждая фигура? Почему? Докажите.
V. Физминутка
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех.
(наклоны корпуса вправо и влево, иммитация движения крыльев)
Чтобы ноги не болели,
Раз – присели, два – присели,
3,4,5и6,7и 8, 9,10.(приседания)
Рядом с партою идём,(ходьба на месте)
И садимся мы потом!
3.Работа в тетради.
- Начертить в тетради многоугольник.
- Расскажите, какой многоугольник вы начертили, докажите правильность своего выбора.
VI. Закрепление изученного
1.-Послушаем сказку о многоугольниках. (Рассказывают подготовленные ученики на головах у них шапочки)
Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный!
Стал расспрашивать Квадрат:
«От чего ты злишься, брат?!»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов-то три,
У тебя же их – четыре!»
Но ответил старший брат:
«Я же старше, я Квадрат».
И сказал ещё нежнее:
«Не известно, кто нужнее!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему - углы…
Уходя, сказал:
«Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился, – был Квадратом,
А проснёшься, - без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Посмотрел он, - «Нет Квадрата»,
Онемел, стоял без слов!
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
- Давайте и мы попробуем у квадрата отрезать все углы. (предварительно: т|б при работе с ножницами)
Ножницы детям не игрушка
Обращаться с ними нужно
Аккуратно:
Не кидать, не втыками и не махать.
Чтоб другому передать,
Кольцами вперёд их нужно взять!
- Что мы видим?( Вместо одного отрезанного получилось по 2 новых угла. Квадрат превратился в восьмиугольник!)
Вывод: нельзя завидовать, и геометрические фигуры и люди должны жить в дружбе между собой!
2.– Давайте построим жильё и будем жить дружно.
(На партах в конвертах геометрические фигуры)
Подумайте, сколько этажей будет в вашем доме? Какой будет фундамент? Можно дом построить вдвоём. ( Идёт строительство)
- Какие замечательные дома вы построили!
- Какие геометрические фигуры вы использовали?
- Почему нельзя в строительстве использовать пятиугольники, шестиугольники?
Молодцы!
VII. Итог урока
- Теперь проверим, как хорошо вы поняли, что такое многоугольник?
«Однажды в Королевство Многоугольников постучались: четырёхугольник, треугольник, круг и шестиугольник».( Слайд 6)
-Кого из них не пустили в Королевство?
- Почему?
- Так, что же мы называем многоугольниками?
- Как называется фигура, которая имеет наименьшее количество углов?
VIII. Рефлексия (Слайд 7)
– А как вы работали на уроке, определим с помощью солнышка, которое у вас на карточке. (дорисуем)
Узнал много нового – зелёные лучики,
мне было немного трудно – жёлтые.
мне было очень трудно – красные.
– Спасибо всем за урок. Молодцы!