УРОК ПОВТОРЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ "ПЛОЩАДИ МНОГОУГОЛЬНИКОВ"
Урок геометрии, 9 класс
Подготовлен О.Н. Шпунтовой,
учителем математики МБОУ
«СШ № 26 им. А.С. Пушкина» г. Смоленска
Цели.
Образовательные: создать условия для закрепления знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Площади многоугольников», обобщения и систематизации теоретических знаний обучающихся по данной теме.
Развивающие: развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; ясность, критичность, логичность мышления, интерес к предмету, интерес к процессу обучения, развитие вычислительных навыков.
Воспитательные: умение работать в парах, давать оценку его ответа; внимание, волю, настойчивость при решении учебной задачи; взаимное уважение друг к другу.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
-Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В мир многоугольников отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
Здравствуйте, ребята! Пожелаем, друг другу удачи на уроке и вдохновения, как говорил А.С. Пушкин: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
2. Мотивация урока.
Добрый день дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. День на самом деле сегодня добрый. Во-первых, потому, что мы с вами сегодня встретились. Во-вторых, нам предстоит интересная работа. А в- третьих мы обогатимся новыми знаниями, и вы, и я.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попытаемся объединить теорию с практикой. И вы убедитесь, что геометрия не «сухая» наука, а знания, полученные на уроках геометрии, пригодятся в повседневной жизни.
Об этом знали с древних времен. В одном из древних описаний рассказывается о том, что цезарь Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более короткого и легкого пути, чем его книги, на что тот ответил, что в геометрии нет царских дорог.
Да, геометрия – высокая винтовая лестница. В ней вполне уживаются и строгость, и красота, и легкость.
Тема нашего урока «Площади многоугольников».
В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка.
Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Сегодняшний урок мы посвятим решению задач на вычисление площадей плоских фигур. Возникает вопрос: в каких областях науки и техники может пригодиться понятие площади и умение вычислять площадь? (ответы) Действительно, трудно найти область и профессию, где площадь не нашла бы свое применение. Задачи, которые мы будем решать на уроке встречаются и в окружающей нас действительности, решать их нас «заставляет» сама жизнь.
Девиз урока:
Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – это путь самый благородный;
Путь подражания – это путь самый легкий;
Путь опыта – это путь самый горький.
Китайский философ и мудрец Конфуций.
3. Актуализация опорных знаний.
И так мы вместе с Конфуцием отправляемся по пути к знаниям.
Первый путь – путь размышления.
1) А теперь с помощью кроссворда вспомним, какие многоугольники мы знаем?
Кроссворд. Работа в парах:
Как называется:
1) четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны? (Параллелограмм.)
2) параллелограмм, у которого все углы прямые? (Прямоугольник.)
3) параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб.)
4) четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны? (Трапеция.)
5) прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат.)
6) геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой и соединённые отрезками? (Треугольник.)
Какое слово получили по вертикали? (Площадь.)
Затем оценивание - максимум 6 баллов. Результаты заносятся в личную карточку учета.
- Где в повседневной жизни мы встречаем понятие “площадь”? Для чего оно нам нужно?
- А какие единицы измерения площади мы знаем?
- А теперь вспомним формулы для вычисления площадей многоугольников.
2) Найти формулы:
На закрытой доске заранее выписаны формулы площадей:
S = (a+b)h; S= аh; S= аb; S = a2; S= S1 + S2+ S3
Ученики внимательно смотрят на формулы. Учитель показывает геометрическую фигуру.
Ученики выбирают соответственную формулу и записывают её номер в тетрадь. По окончании работы ученики меняются тетрадями. Учитель проставляет рядом с фигурами нумерацию формул. Затем выполняется взаимопроверка и оценка знаний - максимум 6 баллов. Результаты заносятся в личную карточку учета.
Свойства площади:
Площадь выражается положительным числом.
Равные многоугольники имеют равные площади.
Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.
4. Решение задач по теме "Площади многоугольников"
Второй путь - путь подражания.
1)Фронтальная работа по готовым рисункам:
2) Практическая работа в парах «Измеряем, вычисляем»:
У каждой пары на столе 3 фигуры. Учащиеся должны найти площади этих фигур, сделав предварительно все измерения и результаты занести в таблицу.
Затем выполняется самопроверка и оценка знаний - максимум 3 баллов. Результаты заносятся в личную карточку учета.
3) Историческая справка:
В Древней Руси уже в 16 веке нужды землемерия, строительства и военного дела привели к созданию рукописных руководств геометрического содержания. Первое, дошедшее до нас, носит название "О земном верстании, как земля верстать". В 1703 году появилась "Арифметика Магницкого", содержащая отдельные сведения практической геометрии. Через 5 лет вышел первый русский учебник по геометрии "Геометрия славянски землемерие".
Создание русскими мастерами каменных дел грандиозных сооружений Кремлевских стен и башен, говорят о том, что эти мастера обладали основательными знаниями в области геометрии
задача из литературы
4) Работа у доски:
Решить № 173, 174(1).
5. Самостоятельная работа обучающихся.
Практическая работа «Делаем ремонт кабинета»
Путь опыта – это путь самый горький.
1 задание: Выполнив необходимые замеры:
- Рассчитать нужное количество краски для покраски 16 столов в кабинете, если на 1 кв. м. поверхности требуется 150 г краски;
- Рассчитать нужное количество плитки для оклейки потолка и длину карниза.
6. Домашнее задание. Рефлексия. Итог урока.
Повторить с.250.
Решить №№ 174(2), 130.
Напишем синквейн к теме урока:
План написания синквейна следующий:
Первая строка – одно существительное;
Вторая строка – два прилагательных;
Третья строка – три глагола;
Четвертая строка – фраза на тему синквейна из четырех слов, выражающая отношение к данной теме;
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Площадь.
Значимая, актуальная.
Измерять, вычислять, выводить.
«Семь раз отмерь – один отрежь».
Для каждой фигуры.
Как вы считаете, актуальны ли в наше время слова Андрея Николаевича Колмогорова: «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему»? (ответы)
Сегодня мы с вами убедились, что умение вычислять площади фигур, необходимо каждому человеку в повседневной жизни. Помните, что, решая маленькие задачи, вы готовитесь к решению больших и трудных.
– Спасибо за урок.