СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие и значение рыб

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсы ЦОС (Иннополис) Сфера 1 Разработка презентации (с применением электронных ресурсов)

Просмотр содержимого документа
«Многообразие и значение рыб»

Тема урока: Многообразие и значение Рыб 7 класс

Тема урока:

Многообразие и значение

Рыб

7 класс

“ Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой – Они им чуют, слышат воды...” Ф.И. Тютчев

“ Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой –

Они им чуют, слышат воды...”

Ф.И. Тютчев

Организационный момент Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Надеюсь, сегодня вы будете чувствовать себя на уроке как рыба в воде. Отметки за урок вы получите по принципу: без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Надеюсь, сегодня вы будете чувствовать себя на уроке как рыба в воде.
  • Отметки за урок вы получите по принципу: без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Пословицы и поговорки Без труда не вытащишь рыбку из пруда Как рыба в воде Скользкий как угорь НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОЙ ПОСЛОВИЦЫ Нем как рыба

Пословицы и поговорки

Без труда не вытащишь рыбку из пруда

Как рыба в воде

Скользкий как угорь

НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОЙ ПОСЛОВИЦЫ

Нем как рыба

Мотивация учащихся и целеполагание

Мотивация учащихся и целеполагание

 Ихтиолог – учёный, изучающий рыб.

Ихтиолог – учёный, изучающий рыб.

О чём сегодня пойдёт речь? Что бы чётко определить тему урока, я предлагаю вам «починить цепочку» : (восстановить линейную связь в данной цепочке слов  ) Значение, надкласс, Рыбы, человека, и жизни, в природе, рыб.

О чём сегодня пойдёт речь?

  • Что бы чётко определить тему урока, я предлагаю вам «починить цепочку» : (восстановить линейную связь в данной цепочке слов  )
  • Значение, надкласс, Рыбы, человека, и жизни, в природе, рыб.
цель урока Давайте определим (определяют):  получить знания о различных отрядах Надкласса Рыбы; о видовом многообразии, раскрыть биологическую и экологическую роль рыб в природе; значение в жизни человека,

цель урока

  • Давайте определим (определяют):
  • получить знания о различных отрядах Надкласса Рыбы;
  • о видовом многообразии,
  • раскрыть биологическую и экологическую роль рыб в природе;
  • значение в жизни человека,
Перед нами стоят задачи : 1.Расширить представления о многообразии рыб. Изучить особенности строения рыб разных отрядов 2. Раскрыть биологическое и экологическое значение рыб в природе.             3. Выяснить практическое значением рыб в жизни человека 4. Рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств. 5. Продолжить формирование бережного отношения к природе    Т.е. мы должны ответить на главный вопрос: Зачем рыбы в природе? Нужны ли нам рыбы?

Перед нами стоят задачи :

  • 1.Расширить представления о многообразии рыб. Изучить особенности строения рыб разных отрядов
  • 2. Раскрыть биологическое и экологическое значение рыб в природе.            
  • 3. Выяснить практическое значением рыб в жизни человека
  • 4. Рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств.
  • 5. Продолжить формирование бережного отношения к природе
  •  

Т.е. мы должны ответить на главный вопрос: Зачем рыбы в природе?

Нужны ли нам рыбы?

Актуализация знаний по ранее изученному материалу.   Давайте вспомним основные признаки Типа Хордовых, признаки Надкласса рыб, приспособленность рыб к водной среде обитания. Для этого выполните задание на соответствие признаков. Вам для этого пару минут …

Актуализация знаний по ранее изученному материалу.  

Давайте вспомним основные признаки Типа Хордовых, признаки Надкласса рыб, приспособленность рыб к водной среде обитания. Для этого выполните задание на соответствие признаков. Вам для этого пару минут …

1.Признаки хордовых животных. 2. Надкласс рыбы. Признаки: 3.Приспособление рыб к жизни в воде А. Обтекаемая форма тела. Наличие слизи на покровах тела. Наличие плавников. Жаберное дыхание. Боковая линия. Наличие у многих плавательного пузыря. Б. Среда обитания, пресные и морские водоёмы. Обтекаемая форма тела. Тело покрыто чешуёй. Органы передвижения – плавники. Органы дыхания – жабры. Двухкамерное сердце. Оплодотворение наружное или внутреннее. В. Внутренний осевой скелет хорда(опорная ось у низших) или позвоночник у высших. Нервная трубка расположена над хордой (может дифференцироваться на спинной и головной мозг).Кровеносная система замкнута. Тело имеет двухстороннюю симметрию.

1.Признаки хордовых животных.

2. Надкласс рыбы. Признаки:

3.Приспособление рыб к жизни в воде

А. Обтекаемая форма тела. Наличие слизи на покровах тела. Наличие плавников. Жаберное дыхание. Боковая линия. Наличие у многих плавательного пузыря.

Б. Среда обитания, пресные и морские водоёмы. Обтекаемая форма тела. Тело покрыто чешуёй. Органы передвижения – плавники. Органы дыхания – жабры. Двухкамерное сердце. Оплодотворение наружное или внутреннее.

В. Внутренний осевой скелет хорда(опорная ось у низших) или позвоночник у высших. Нервная трубка расположена над хордой (может дифференцироваться на спинной и головной мозг).Кровеносная система замкнута. Тело имеет двухстороннюю симметрию.

Выбрать правильный ответ: 1.Рыбы, обитающие в разные периоды своей жизни в морях и пресных водах называются: А) Морскими Б) Проходными В) Пресноводными   2.К парным плавникам ерша относится: А) Спинные плавники Б) Подхвостовой плавник В) Грудной плавник 3. Направление течения и давления воды рыбы определяют: А) Органами зрения и слуха Б) Осязательными клетками В) Органами боковой линии 4 . Температура тела рыб: А)Постоянная и не зависит от внешней среды Б)Непостоянная, но от темп. внешней среды не зависит В) Непостоянная и зависит от температуры среды.   5. Надкласс рыбы – это самый многочисленный надкласс подтипа : А)бесчерепные Б)членистоногие В)черепные (позвоночные) 6. Плодовитость рыб связана с: А) Размерами тела Б) Заботой о потомстве В) Средой обитания

Выбрать правильный ответ:

1.Рыбы, обитающие в разные периоды своей жизни в морях и пресных водах называются:

А) Морскими Б) Проходными В) Пресноводными

  2.К парным плавникам ерша относится:

А) Спинные плавники Б) Подхвостовой плавник В) Грудной плавник

3. Направление течения и давления воды рыбы определяют:

А) Органами зрения и слуха Б) Осязательными клетками В) Органами боковой линии

4 . Температура тела рыб:

А)Постоянная и не зависит от внешней среды

Б)Непостоянная, но от темп. внешней среды не зависит

В) Непостоянная и зависит от температуры среды.

  5. Надкласс рыбы – это самый многочисленный надкласс подтипа :

А)бесчерепные Б)членистоногие В)черепные (позвоночные)

6. Плодовитость рыб связана с:

А) Размерами тела Б) Заботой о потомстве В) Средой обитания

Наш сегодняшний урок пройдёт в необычной форме. Мы с вами посетим Зоологический музей Санкт-Петербурга.

Наш сегодняшний урок пройдёт в необычной форме.

  • Мы с вами посетим Зоологический музей Санкт-Петербурга.
Задание  Во время экскурсии вам необходимо будет составить схему « Систематика рыб » Определить значение рыб в природе и жизни человека. Выделить основные принципы охраны рыб

Задание

  • Во время экскурсии вам необходимо будет составить схему « Систематика рыб »
  • Определить значение рыб в природе и жизни человека.
  • Выделить основные принципы охраны рыб
« Систематика рыб».

« Систематика рыб».

Основные принципы охраны рыб Сохранение уникальных водных экосистем путем создания заповедников, заказников, национальных парков и т.д. Охрана верховьев многих рек, где обитают редкие виды (например, хариус, ручьевая форель, подкаменщик). Мелиорация водоемов, расчистка нерестовых рек. Искусственное воспроизводство. Таким способом поддерживается численность многих видов осетровых, лососевых рыб. создание низкотемпературных генетических банков, где половые клетки могут храниться в течение десятилетий и даже столетий.

Основные принципы охраны рыб

  • Сохранение уникальных водных экосистем путем создания заповедников, заказников, национальных парков и т.д.
  • Охрана верховьев многих рек, где обитают редкие виды (например, хариус, ручьевая форель, подкаменщик).
  • Мелиорация водоемов, расчистка нерестовых рек.
  • Искусственное воспроизводство. Таким способом поддерживается численность многих видов осетровых, лососевых рыб.
  • создание низкотемпературных генетических банков, где половые клетки могут храниться в течение десятилетий и даже столетий.
Задание на соответствие.   1)ЗМЕЕВИДНЫЕ  А.(скаты, камбала), 2)ПЛОСКИЕ   Б.(угри, мурены), 3)ДИСКОВИДНЫЕ  В. (акулы, тунцы), 4)ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ Г.(кузовок, рыба-шар). 5)ШАРООБРАЗНЫЕ  Д.( рыба-луна),

Задание на соответствие.

 

1)ЗМЕЕВИДНЫЕ А.(скаты, камбала),

2)ПЛОСКИЕ Б.(угри, мурены),

3)ДИСКОВИДНЫЕ В. (акулы, тунцы),

4)ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ Г.(кузовок, рыба-шар).

5)ШАРООБРАЗНЫЕ Д.( рыба-луна),

составление интеллект-карты, используя выражения: Значение РЫБ В природе… В жизни человека…

составление интеллект-карты, используя выражения:

Значение РЫБ

В природе… В жизни человека…

Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие. Звено в пищевых цепочках биогеоценозов. Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих. Регулируют численность водных позвоночных животных. Регуляция численности водных беспозвоночных. Являются объектом промысла людей. Источник рыбьего жира. Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe. Диетическое питание (животные белки и углеводы). Минеральные удобрения. Кормовая мука. Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания. Эстетическое значение. Как модели в инженерных конструкциях. Использование в литературных произведениях. Для исследований в медицине.  Санитары природы.  Эволюционное развитие жизни на планете. Участвуют в Круговороте веществ в природе
  • Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие.
  • Звено в пищевых цепочках биогеоценозов.
  • Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
  • Регулируют численность водных позвоночных животных.
  • Регуляция численности водных беспозвоночных.
  • Являются объектом промысла людей.
  • Источник рыбьего жира.
  • Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe.
  • Диетическое питание (животные белки и углеводы).
  • Минеральные удобрения. Кормовая мука.
  • Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.
  • Эстетическое значение.
  • Как модели в инженерных конструкциях.
  • Использование в литературных произведениях.
  • Для исследований в медицине.
  • Санитары природы.
  • Эволюционное развитие жизни на планете.
  • Участвуют в Круговороте веществ в природе
Вывод: Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни. Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности, пищевой ценности...   Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу, результат стоил того, так как сегодня на уроке были раскрыты вопросы, выходящие за рамки школьного учебника биологии, очень интересные и познавательные.  

Вывод:

  • Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.
  • Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности, пищевой ценности...
  • Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу, результат стоил того, так как сегодня на уроке были раскрыты вопросы, выходящие за рамки школьного учебника биологии, очень интересные и познавательные.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!