Тема урока:
Многообразие и значение
Рыб
7 класс
“ Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой –
Они им чуют, слышат воды...”
Ф.И. Тютчев
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Надеюсь, сегодня вы будете чувствовать себя на уроке как рыба в воде.
- Отметки за урок вы получите по принципу: без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Пословицы и поговорки
Без труда не вытащишь рыбку из пруда
Как рыба в воде
Скользкий как угорь
НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОЙ ПОСЛОВИЦЫ
Нем как рыба
Мотивация учащихся и целеполагание
Ихтиолог – учёный, изучающий рыб.
О чём сегодня пойдёт речь?
- Что бы чётко определить тему урока, я предлагаю вам «починить цепочку» : (восстановить линейную связь в данной цепочке слов )
- Значение, надкласс, Рыбы, человека, и жизни, в природе, рыб.
цель урока
- Давайте определим (определяют):
- получить знания о различных отрядах Надкласса Рыбы;
- о видовом многообразии,
- раскрыть биологическую и экологическую роль рыб в природе;
- значение в жизни человека,
Перед нами стоят задачи :
- 1.Расширить представления о многообразии рыб. Изучить особенности строения рыб разных отрядов
- 2. Раскрыть биологическое и экологическое значение рыб в природе.
- 3. Выяснить практическое значением рыб в жизни человека
- 4. Рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств.
- 5. Продолжить формирование бережного отношения к природе
-
Т.е. мы должны ответить на главный вопрос: Зачем рыбы в природе?
Нужны ли нам рыбы?
Актуализация знаний по ранее изученному материалу.
Давайте вспомним основные признаки Типа Хордовых, признаки Надкласса рыб, приспособленность рыб к водной среде обитания. Для этого выполните задание на соответствие признаков. Вам для этого пару минут …
1.Признаки хордовых животных.
2. Надкласс рыбы. Признаки:
3.Приспособление рыб к жизни в воде
А. Обтекаемая форма тела. Наличие слизи на покровах тела. Наличие плавников. Жаберное дыхание. Боковая линия. Наличие у многих плавательного пузыря.
Б. Среда обитания, пресные и морские водоёмы. Обтекаемая форма тела. Тело покрыто чешуёй. Органы передвижения – плавники. Органы дыхания – жабры. Двухкамерное сердце. Оплодотворение наружное или внутреннее.
В. Внутренний осевой скелет хорда(опорная ось у низших) или позвоночник у высших. Нервная трубка расположена над хордой (может дифференцироваться на спинной и головной мозг).Кровеносная система замкнута. Тело имеет двухстороннюю симметрию.
Выбрать правильный ответ:
1.Рыбы, обитающие в разные периоды своей жизни в морях и пресных водах называются:
А) Морскими Б) Проходными В) Пресноводными
2.К парным плавникам ерша относится:
А) Спинные плавники Б) Подхвостовой плавник В) Грудной плавник
3. Направление течения и давления воды рыбы определяют:
А) Органами зрения и слуха Б) Осязательными клетками В) Органами боковой линии
4 . Температура тела рыб:
А)Постоянная и не зависит от внешней среды
Б)Непостоянная, но от темп. внешней среды не зависит
В) Непостоянная и зависит от температуры среды.
5. Надкласс рыбы – это самый многочисленный надкласс подтипа :
А)бесчерепные Б)членистоногие В)черепные (позвоночные)
6. Плодовитость рыб связана с:
А) Размерами тела Б) Заботой о потомстве В) Средой обитания
Наш сегодняшний урок пройдёт в необычной форме.
- Мы с вами посетим Зоологический музей Санкт-Петербурга.
Задание
- Во время экскурсии вам необходимо будет составить схему « Систематика рыб »
- Определить значение рыб в природе и жизни человека.
- Выделить основные принципы охраны рыб
« Систематика рыб».
Основные принципы охраны рыб
- Сохранение уникальных водных экосистем путем создания заповедников, заказников, национальных парков и т.д.
- Охрана верховьев многих рек, где обитают редкие виды (например, хариус, ручьевая форель, подкаменщик).
- Мелиорация водоемов, расчистка нерестовых рек.
- Искусственное воспроизводство. Таким способом поддерживается численность многих видов осетровых, лососевых рыб.
- создание низкотемпературных генетических банков, где половые клетки могут храниться в течение десятилетий и даже столетий.
Задание на соответствие.
1)ЗМЕЕВИДНЫЕ А.(скаты, камбала),
2)ПЛОСКИЕ Б.(угри, мурены),
3)ДИСКОВИДНЫЕ В. (акулы, тунцы),
4)ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ Г.(кузовок, рыба-шар).
5)ШАРООБРАЗНЫЕ Д.( рыба-луна),
составление интеллект-карты, используя выражения:
Значение РЫБ
В природе… В жизни человека…
- Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие.
- Звено в пищевых цепочках биогеоценозов.
- Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
- Регулируют численность водных позвоночных животных.
- Регуляция численности водных беспозвоночных.
- Являются объектом промысла людей.
- Источник рыбьего жира.
- Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe.
- Диетическое питание (животные белки и углеводы).
- Минеральные удобрения. Кормовая мука.
- Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.
- Эстетическое значение.
- Как модели в инженерных конструкциях.
- Использование в литературных произведениях.
- Для исследований в медицине.
- Санитары природы.
- Эволюционное развитие жизни на планете.
- Участвуют в Круговороте веществ в природе
Вывод:
- Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.
- Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности, пищевой ценности...
- Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу, результат стоил того, так как сегодня на уроке были раскрыты вопросы, выходящие за рамки школьного учебника биологии, очень интересные и познавательные.