СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 8 классе по теме "Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра с презентацией для обучающихся 8 класа по теме "Многообразие рыб. Значение в природе и жизни человека" Данная игра направлена для закрепления темы, актуализации знаний, развития позновательного интереса к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе по теме "Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека"»

Тема: «Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека» 8 класс.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ НА УРОКАХ ЗООЛОГИИ

Нечипорук Ирина Семеновна, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

Цель: обобщить, Закрепить знания о строении рыб, их распространении, значении в природе, жизни человека.

задачи: рассмотреть на видео примерах разнообразие костных, хрящевых рыб, научиться определять принадлежность рыб к различным отрядам, закрепить полученные знания, повторить и закрепить полученные знания о строение и процессах жизнедеятельности рыб.

Образовательные:

раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,

определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,

основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Развивающие:

научиться узнавать изученных рыб,

уметь сравнивать особенности строения рыб,

уметь работать с учебником,

соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.

Воспитательные:

показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,

раскрыть относительный характер приспособленности,

доказать естественное происхождение рыб,

познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения,

показать влияние человека на численность рыб.

  • воспитание ценностного отношения к природе;

  • формирование научного мировоззрения;

  • воспитание культуры общения, самостоятельности в решении познавательных задач.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

 Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Технические средства:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • колонки.

Тип Урока: закрепление. Игровая форма.

Методы обучения: наглядно-образные, словесные, практические, аудиовизуальные, логические, репродуктивный, творческий.

оборудование: экран, компьютер, мультимедийная доска, фото различных рыб, плакат-«Аквариум», таблички с названиями команд, секундомер, раздаточный материал(задания для команд), жетоны, самоклеящиеся листки в виде рыб эмблемы команд, смайлики.





ХОД УРОКА

  1. Актуализация познавательной деятельности:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод...……………………

У этих представителей Царства «Животные» необычная форма тела, есть и крылья, и хвост, но не летают они, юркие, красочные, незаметные среди камней и водорослей. У них необычные органы дыхания и такое многочисленное потомство, что спокойно могли бы стать властелинами морей и океанов, рек и озер, прудов и ручейков.! А вот в болотах их не найдешь днем с огнем!

В море плавает, в реке,

С плавниками в чешуе.

Она ни с кем не говорит,

Пузырьки пускает и молчит.

Домом для меня, является река,

Хвостик очень длинный, рубашка-чешуя.

Захочешь ты меня, на крючок поймать

Стащу я червячка, и уплыву опять.

Лишь шлепну я хвостом, прямо по воде.
А как меня зовут? Скорей ответьте мне!

-«Да, ребята, сегодня мы поговорим о……?»- Называют тему урока

-«Наш урок пройдет в необычной для вас форме!»

Мы начинаем……

  1. ПРАВИЛА ИГРЫ

Никто не выкрикивает, для этого есть рука

Ответ с места не будет засчитан

Выкрик засчитается другой команде

Все вопросы обсуждать только шепотом (в противном случае команда не получит очко) (слайд 1)

  1. Разминка: поочередно задаются вопросы той или иной команде. Если команда не отвечает, то право ответа получает другая команда. Время обсуждения 10 секунд. Жюри откладывает жетоны за каждый правильный ответ (слайд 2)

  • 1. наука, изучающая рыб

  • 2.среда обитания рыб

  • 3. органы дыхания рыб

  • 4. кожа рыб покрыта

  • 5.рыбы, которые могут жить как в море, так и в реке

  • 6.На границе головы и туловища расположены

  • 7.Грудные и брюшные плавники это

  • 8. направление и силу течения воды, глубину рыба определяет с помощью

  • 9. сердце рыбы

  • 10. если температура тела рыбы зависит от температуры окружающей среды, следовательно рыбы

  • 11. размножение рыб- это

  • 12. оплодотворение у рыб

  • 13. Малек-это

  • 14. самка трески откладывает до

  • 15. живородящие рыбы

  • 16. осетровые

  • 17. двоякодышащие

  • 18. кистеперые рыбы

  • 19 костистые

  • 20. хвостовой плавник нужен для (слайд 3)

  • Подведение итогов


  1. Темная лошадка (музыка из игры)

Очко присуждается команде, быстрее давшей правильный от

вет с поднятием руки

Крылья есть, а не летает
Ног нет, а не догонишь (слайд 4)

    1. Необходимо дать названия рыбам (слайд 4) За каждый правильный ответ присуждается по 0.5 балла


  • Ног нет, а н Крылья есть, а не летает
    Ног 2.2 Логические вопросы. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно решила задачи (слайд 5)

В данных словах перепутаны буквы. Необходимо переставить буквы таких образом, чтобы получились названия рыб


ТАПВОЛ ЕГМАС
АЛГБЕЦ БОВАЛ ТОРЕС
СЕКРАТ МЛИНА

ЗНААС

В дан3

3

3

3пптптппр



  1. Гейм III
    Отвечает команда, первая поднявшая руку. За каждый правильный ответ-1 балл (слайд 6)

«Спешите видеть» Командам необходимо отгадать, что это за рыба, к какому отряду принадлежит

1 команда:








2 команда: К каким отрядам относятся данные рыбы (слайд 7)

1 команда: (слайд 8)













2 команда (слайд 9)

  1. Гейм IV. «Ты - мне, я- тебе»

К оманды задают друг другу заготовленные самостоятельно дома вопросы. По 3 вопроса от каждой команды. Правильный ответ-1 балл. (слайд 10)










ВОПРОС 1. Э Эта рыба Азовского моря идет на нерест парами. Самцы берут на себя заботу о потомстве: оберегают икру, отгоняют других рыб, движением плавников защищают икру от заиливания и улучшают условия дыхания. Питается бычками и тюлькой: (слайд 11)

А) тарань Б) лещ В) судак та рыба Азовского моря идет на нерест па





Вопрос №2 Голова этой рыбы изображена на некоторых монетах, найденных археологами в курганах Приазовья и Причерноморья, рядом с гордыми профилями римских императоров и скифских царей. В Древнем Риме ее называли «мозг Юпитера». Вес достигает 100кг, самка откладывает до 1000000 икринок: (слайд 12)

А) белуга Б) осетр В) севрюга







Вопрос №3. Дальневосточная промысловая рыба (кефаль), Которая акклиматизировалась в Молочном лимане Азовского моря. Акватория Геническа- наилучшие место для проживания этой рыбы:

А) белуга Б) пеленгас В) сельдь

(слайд 13)

Видео-вопрос. Просмотрев фрагмент фильма, команды должны назвать, к какому отряду относится данная рыба, дополнительный балл получит команда, отгадавшая название рыбы.(слайд 14)

  • ( А я наловил ему кефали, корюшек)





  1. Гейм IV «Гонка за лидером» По 10 баллов (1 вопрос-1 балл) (слайд 15)
    Вопросы
    I команды



  1. Какая рыба плавает быстрее всех других рыб.

  2. Какие рыбы вынашивают икринки во рту

  3. Какие рыбы рождают одного живого детеныша

  4. Какие рыбы несут яйца

  5. Какие рыбы при пересыхании водоема способны впадать на несколько месяцев в спячку и при этом остаться живыми

  6. Морская донная промысловая рыба, у которой глаза расположены на одной стороне тела

  7. Промысловая рыба Атлантического океана, отличающаяся необычно высоким содержанием жира

  8. Именно с помощью этой рыболовной снасти старик из пушкинской сказки выловил золотую рыбку

  9. В системе знаков Зодиака они занимают двенадцатое место

  10. Морская рыба по форме напоминающая шахматную фигуру

Вопросы для II команды (слайд 16)

  1. 1. Промысловая рыба из семейства тресковых, ее именем назван один из рассказов А.П. Чехова.

  2. 2. Редкая и очень красивая рыба черного моря. Интересна тем, что может передвигаться по дну скачками, опираясь на видоизмененные лучи грудных плавников

  3. 3. Очень опасный морской хищник

  4. 4. Крупная хищная пресноводная рыба, отличается отсутствием чешуи

  5. 5. Вид ската, имеющий над хвостовым плавником длинный зазубренный шип- «пилку»

6. промысловая рыба, главным образом разводится в прудах

7. маленькая хищная рыба, известная тем, что строит гнезда в воде, заботясь о потомстве

8. самая крупная промысловая рыба

9. какая рыба мечет наибольшее число икринок

10. рыба долгожитель

Подведение итогов

Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Команда победитель награждается призом. Команда, отставшая по очкам, не остается в беде.

Вот и подошло к концу наше подводное путешествие. Надеюсь, вам все понравилось. Все были молодцы и справились с заданиями.

  1. Рефлексия.

Ребята по очереди подходят к плакату «Аквариум» и прикрепляют смайлики: понравилась им игра или нет. На плакате пишут пожелания и отзывы об игре.

Понравилась. Не понравилась. Мне было все равно. Не понял игру.

















  1. Д/З Подготовить сообщения на тему: «Разнообразие костных и хрящевых рыб»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!