СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие кишечнополостных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия «Многообразие кишечнополостных» помогает расширить представления учащихся о многообразии животных форм, выявить различные приспособления к жизни в море, отметить разнообразие занимаемых экологических ниш, изменения, вносимые в среду кораллами. Занятие помогает использовать материал для развития и углубления профессиональной ориентации учащихся, а также подвести учащихся к выводу о значении биологических знаний во  многих отраслях промышленности. Занятие разработано в форме ролевой игры. Разработка может быть использована не только педагогами дополнительного занятия, но и учителями биологии.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие кишечнополостных»

АВТОР: Петрушина Галина Николаевна

Место работы: МБ УДО «Станция юных натуралистов»

город Новокузнецк



Должность: Педагог дополнительного образования











Методическая разработка

занятия на тему:

«Многообразие кишечнополостных»



Аннотация:

Методическая разработка занятия «Многообразие кишечнополостных» помогает расширить представления учащихся о многообразии животных форм, выявить различные приспособления к жизни в море, отметить разнообразие занимаемых экологических ниш, изменения, вносимые в среду кораллами. Занятие помогает использовать материал для развития и углубления профессиональной ориентации учащихся, а также подвести учащихся к выводу о значении биологических знаний во многих отраслях промышленности. Занятие разработано в форме ролевой игры. Разработка может быть использована не только педагогами дополнительного занятия, но и учителями биологии.










Тема: Многообразие кишечнополостных.

Цель: знакомство с многообразием морских кишечнополостных

Задачи:

- учить на примере кишечнополостных выявлять приспособленность организмов к жизни в определенной среде обитания;

-развивать навык выступления, формировать доказательность суждений; развивать профессиональную ориентацию учащихся, подвести учащихся к выводу о значении биологических знаний во многих отраслях промышленности

-воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к животному миру.

Оборудование: влажные препараты: «Актиния», «медуза Аурелия», иллюстрации морских кишечнополостных, кусочек коралла, коралловые бусы, кроссворд «

Метод: ролевая игра

Роли:

журналист, инженер, телеведущий, зоолог, капитан, поэт, домохозяйка,

председатель клуба.


Ход занятия:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

Задание: вставить в тест «Пресноводный полип – гидра» пропущенные слова

  1. Ответная реакция гидры на раздражение, происходящая при участии нервной системы, называется….

  2. Пищеварение у гидры начинается в …, а затем переходит в …

  3. Непереваренные остатки пищи у гидры удаляются через …

  4. Кислород, растворенный в воде, поступает в тело гидры через …

  5. Выделение продуктов обмена происходит у гидры через …

  6. Процесс восстановления гидрой утраченных или поврежденных частей тела, называется .

  7. В течение теплого времени года гидра размножается путем ….

  8. С наступлением осени гидра размножается …..

  9. Гидры зимуют в водоемах на стадии ….


Основная часть.


Педагог: изучение нового мы будем проводить в форме заседания членов клуба «Из дальних странствий возвратясь». Среди членов нашего клуба люди разных профессий: журналист, инженер, телеведущий, зоолог, капитан, поэт и даже … домохозяйка. И я – председатель клуба.

У нас сегодня новички. Для них я хочу сказать, что на заседаниях клуба мы изучаем интересных животных, делимся личными наблюдениями, полученными во время командировок, путешествий, круизов в разные страны, то есть расширяем свой кругозор.

Тема сегодняшнего заседания: «Морские кишечнополостные». Дадим слово зоологу, который даст общее представление о кишечнополостных животных.


Зоолог: почти все кишечнополостные – морские животные. Их тело построено по типу лучевой симметрии. Кишечнополостные очень разнообразны по форме. Это зависит от двух причин. Первая заключается в способности кишечнополостных образовывать колонии.

Обычно отдельная особь невелика, и поэтому в первую очередь внимание невольно обращается на всю колонию в целом. Одни колонии имеют вид кустиков, деревьев, другие – похожи на птичьи перья. А есть колонии массивные, с мощным известковым скелетом. И, наконец, встречаются нежные, плавающие колонии.

Вторая причина разнообразия зависит от того, имеет особь форму полипа или медузы.

Все кишечнополостные обычно ярко окрашены. Размеры их также различны: самые маленькие – 1 мм, самые крупные – 2 м в диаметре.



Председатель клуба: познакомимся с ними поближе. Начнем с животных, которые в общих чертах напоминают гидру. Это актинии. (Показывает таблицу с изображением актинии). Это одиночные полипы, ведущие сидячий образ жизни. Тело ее, как и у гидры цилиндрической формы. Подошвой актиния прикрепляется ко дну. На противоположной стороне находится ротовое отверстие, окруженное щупальцами. Есть сходство и во внутреннем строении.

Кому из членов клуба приходилось видеть актиний?


Домохозяйка: мне приходилось видеть этих животных, когда я отдыхала на Черном море в санатории. Мы с отдыхающими часто любовались их яркой окраской и принимали их за цветы. А потом один из местных жителей объяснил, что это животные, а сходство с цветами только внешнее. Мы стали наблюдать за ними и видели, как актинии, распустив щупальца, поджидают рыбок, креветок. Мы даже привязывали к палке кусочек мяса, подносили их к одному из щупалец и видели, как щупальца изгибались в сторону мяса, но оторвать его не могли. Я привезла в подарок клубу актинию (вручает влажный препарат актинии)


Зоолог: действительно, в Черном море можно видеть актиний на прибрежных скалах. При малейшем раздражении они втягивают щупальца и съеживаются в комочек. Как и гидра актиния ранит добычу стрекательными клетками.


Председатель клуба: предлагаю задание: попробуйте расшифровать предостережение


Ответ: «Остерегайтесь актиний!»


Зоолог: да, яд актиний для человека опасен. Если вы тронете сразу несколько актиний, то можете получить болезненные ожоги. Язвы потом долго не заживают.


Инженер: я вспомнил, что как-то по телевизору видел цветок на раковине моллюска. Теперь я знаю, что это не цветок, а актиния, а вот мне интересно, почему она верхом на раковине?


Телеведущий: я в одной и детских передач о животных отвечал на этот вопрос. Актиния действительно может прикрепляться к раковине моллюска, которая в свою очередь может быть занята раком-отшельником. Это симбиоз. Актиния таким образом передвигается в новые места, богатые добычей, ей также достаются остатки пищи от рака. А ее жгучие щупальца

дают отпор хищникам. Когда домик становится мал, рак подыскивает другой, снимает актинию и пересаживает на другую раковину. Я хочу подарить в музей клуба фотографии актиний.




Зоолог: актиния относится к одиночным коралловым полипам. Но существуют еще колониальные коралловые полипы. У них дочерние особи не отделяются от материнского организма, а продолжают жить вместе, образуя громадные колонии, в которых сохраняется связь между кишечными полостями всех особей. Пища, пойманная одним полипом, становится общим достоянием.


Журналист: один мой коллега побывал в Австралии. Я захватил с собой его очерк. Вот как он описывает так называемые «коралловые сады». Зачитывает: «Многие коралловые сады

выглядели так, как будто за ними любовно ухаживали сказочные феи. Стройные коралловые деревья и кусты; кораллы, напоминающие по очертаниям гигантские грибы; коралловые постройки, создающие иллюзию пещер, гротов, храмов. А какие цвета! Кораллы голубого цвета постепенно приобретали розовую окраску, лиловые ветви окаймлялись малиновыми полосками». Он даже прислал фотографию кораллового сада (показывает иллюстрации членам клуба).



Инженер: мне известно, что коралловые полипы – отличные строители. Это они построили подводные сады. Они добывают из воды известь и минеральные соли, переводят их в нерастворимые соединения и строят свой скелет.


Председатель клуба: я слышал, что существуют рифообразующие мадрепоровые кораллы. Что нам зоолог расскажет о них?


Зоолог: Есть такие. Они поселяются на глубине не более 50 м. Здесь вода теплая, лучше насыщается кислородом, много света, богаче растительный и животный мир. Сами полипы сидят внутри известковых чашечек с толстыми стенками. Такой скелет хорошо защищает тело полипов от ударов волн, ведь селятся они в полосе прибоя, да и от хищных животных. Отмирая, полипы оставляют свои скелеты на дне морей, и из их отложений образуется горная порода – известняки.


Инженер: хочу сообщить, что известняки – ценный строительный материал. Во многих тропических странах его используют для постройки домов, дорог. К тому же это сырье для получения извести.


Председатель клуба: кто знает, быстро ли растут колонии коралловых полипов?


Капитан: я думаю, что быстро. Мне известно, что как-то в Персидском заливе затонул корабль. Так вот, спустя 20 месяцев он был покрыт коралловой броней толщиной в 60 см.


Поэт: вы своими рассказами вдохновили меня, и я сочинил стихи (читает)

«На глыбе крутой, ноздреватой

Коротенький, хрупок и мал

Цветет стерженек розоватый

Как легкое пламя – коралл.

Почти неприметная крошка

Велик для него океан.





Любая малышка – рыбешка

Ему одному – великан.

Но он не стоит одиноко,

Упрямые, с разных сторон

К нему прижимаются боком

Такие малютки, как он.

Растут малыши и над ними

С годами – огромен и густ -

Багряные ветви поднимет

Могучий коралловый куст.

И в пальмах заблудится ветер

Над берегом новой земли

И остров, однажды заметив,

Пристанут к нему корабли.

(аплодисменты)


Капитан: а для нас, моряков, нет особенной радости от встречи с рифообразующими кораллами, так как они образуют береговые и барьерные рифы. Для тех, кто не знает, скажу, что береговые рифы окаймляют берега суши. А барьерные находятся на некотором удалении от берегов. Вам, неспециалистам, может быть непонятным слово «риф». Расскажу. Построят коралловые полипы остров, а он не достиг поверхности океана и скрыт под водой – это и будет риф. Сверху он не виден, поэтому опасность его велика. Нам, капитанам, надо зорко следить, чтобы корабль не налетел на рифы, иначе беда.


Председатель клуба: я согласна с капитаном. Но могу ему и возразить. Если крепость, построенная кораллами, будет возвышаться над водой, то образуется остров. Эти острова не раз выручали отважных мореплавателей во время кораблекрушений. Не раз пережидали на них и рыбаки во время шторма.

Иллюстрация рифа


Домохозяйка: у меня есть украшение – ожерелье из красного коралла. Я его приобрела во время круиза по Средиземному морю. (Обращается к зоологу) Может быть, вы нам расскажете о красных кораллах?


Зоолог: да, есть колонии красного или благородного коралла. (показывает «морское перо», «морская рука»).






У них разветвленный скелет обычно красного или розового цвета. Если мне не изменяет память, наш уважаемый телеведущий 2 года назад вел репортаж с места добычи кораллов?


Телеведущий: Вы правы. Как сейчас помню, что эти кораллы добывают на глубине до 200 м. Ловцы кораллов волокут крестовину, к которой привязана сеть. Обломки кораллов

запутываются в сети и их вытаскивают наружу. Скелет благородного коралла очищают от полипов, дробят, шлифуют и изготовляют украшения. Моей задачей было привлечь внимание к хищническому сбору благородного коралла, численность которого, например, в Средиземном море сильно уменьшилась (иллюстрация красного коралла).


Председатель клуба: я могу подтвердить это. Чудовищные орудия лова губят этих животных. А благородный коралл растет медленно: чтобы построить скелет весом в 1 кг. 250 тысяч полипов должны поработать 6 лет.


Домохозяйка: я наверное единственная из присутствующих побывала в зоологическом саду в городе Антверпене, в Бельгии. Я видела коллекцию кораллов, которая под действием ультрафиолетовых лучей светилась всеми цветами радуги. Владельцы зоосада привезли их из Тихого океана.


Председатель клуба обращается к зоологу: а все кишечнополостные живут на дне?

Зоолог: нет, многие из них способны плавать. Например, медузы. Тело медузы студенистое, по форме похожее на зонтик. На нижней стороне находится рот, а по краям – щупальца. Медуза движется, благодаря резким сокращениям тела. При этом вода выбрасывается наружу, а медуза получат реактивный толчок.

Поэт: а медузы опасны?

Зоолог: Большинство медуз, на вид таких нежных существ, хищники. Щупальца имеют крапивные клетки с ядовитой жидкостью. С их помощью медуза поражает рыбок, рачков, хватает их щупальцами и отправляет в рот. От соприкосновения с ними даже у человека могут появиться ожоги. Например, черноморская медуза корнерот (показывает иллюстрацию)




Домохозяйка: а я в Черном море видела много медуз, соприкасалась с ними и никакого вреда они мне не причинили. Я даже привезла экземпляр для музея (показывает влажный препарат)



Зоолог: (берет в руки влажный препарат). О, вы я вижу, встречались с медузой аурелией. Ее еще называют «ушастая медуза». Ее можно узнать по розоватой окраске зонтика, а по краям рта видны 4 ротовые лопасти, длинные, напоминающие ослиные уши, отсюда и название. Они действительно не причиняют вреда. А корнерот беловатой окраски, а по краю зонтика проходит яркая голубая каемка.


Капитан: а я во время плавания в арктических морях видел очень крупных медуз. (показывает фотографию)


Диаметр зонтика достигал 2 м, а щупальца простирались на 20-30 м. Они были очень красивы, мерцая в воде зеленоватым светом.


Зоолог: это медуза под названием цианея полярная. Это гигант среди кишечнополостных.

Поэт: мой брат после окончания института в прошлом году уехал на Дальний восток. Он нам часто пишет письма, и вот в последнем письме я читаю (зачитывает): «Я три дня назад бродил во время отлива по пояс в воде на устричных отмелях в поисках крупных моллюсков, надеясь нащупать их пальцами ног. Вода была мутной, и было плохо видно. И вдруг я почувствовал, как бедрам стало горячо, как в огне. Присмотревшись, я различил множество маленьких медуз, всего 2-3 см в диаметре. И вот уже три дня лежу в постели и температурой и плохим самочувствием». (спрашивает: «Вы не знаете, что это за медузы?»)


Председатель клуба: я слышала, что в дальневосточных морях водятся медузы маленького размера – крестовички, что они очень опасны. Я слышала, что в годы, когда крестовичков бывает много, пляжи под Владивостоком пустеют, так как от соприкосновения с ними люди болеют.


Зоолог: действительно, появляется слабость, головная боль, удушье, озноб, сильное нервное возбуждение. Напиши брату и объясни ему причину болезни. Пусть он впредь будет осторожен. А узнать крестовичков можно по крестообразным полоскам на зонтике (иллюстрация крестовичка).




Домохозяйка: вот капитан говорил о медузе циане и упомянул о свечении. А я как-то во время круиза наблюдала такое свечение. У меня разболелась голова, и я вышла на палубу. От того, что я увидела, у меня сразу прошла головная боль. Море было пламенеющим, видны были какие-то огненные шары. Наутро капитан сказал, что это светились медузы. Это так?


Зоолог: да есть медузы ночесветки. У них имеется жироподобное вещество, которое окисляется и при этом излучает свет.




Инженер: а еще есть какие-нибудь кишечнополостные?


Председатель клуба: есть. Мы сегодня собрались, чтобы как можно больше узнать о них. (обращается к зоологу «Помогите нам»).


Зоолог: есть более сложно устроенные кишечнополостные. Это сифонофоры. Это тоже колония, но в отличие от коралловых полипов ведет плавающий образ жизни. Одни животные этой колонии выполняют роль солдат, имея крапивные клетки, другие выполняют роль щупалец, третьи – как воздушные мешки удерживают сифонофору на плаву, четвертые – дают возможность передвигаться (показывает иллюстрацию сифонофоры физалии (португальский кораблик).



Она тоже очень жгуча. Прикосновение к ней вызывает сильную боль.

Председатель клуба: подходит к концу наше заседание. Мы узнали немало интересного о кишечнополостных. Скажите, несмотря на разнообразие, что можно найти между ними общее?


Обсуждение.


Председатель клуба: итак, это

- Кишечная полость.

- Лучевая симметрия.

- Единственное отверстие – рот, окруженный щупальцами.

По профессии вы не биологи, но изучать жизнь животных необходимо. Если согласны со мной, докажите это на примере темы сегодняшнего заседания.


Инженер: я знаю, что медуза помогла конструкторам создать очень важный аппарат. Давно заметили, что медуза чувствует приближение шторма задолго до его начала. Было установлено, что при наступлении шторма возникает колебание воздуха от трения о гребни волн. Частота этих колебаний 8-13 раз в секунду. Медуза «слышит» этот голос моря и прячется. Оказалось, что у медузы есть слуховая полость, которая может то сжиматься, то расширяться, настраиваясь в резонанс с голосом моря. И вот, используя принцип действия «уха» медузы, ученые создали автоматический предсказатель бурь, который позволяет определить наступление шторма за 15 часов и даже указывает его мощность.




Председатель клуба: на этом наше заседание разрешите закончить. К следующему заседанию предлагаю вам в клеточки кроссворда вписать слова, услышанные на заседании и имеющие отношение к теме «Морские кишечнополостные», придумать к ним вопросы.


Кроссворд




До следующего заседания!




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!