СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира.»

Задание: составить конспект лекции

Тема: Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира.

Цель: Формировать представление о политических взаимоотношениях России с зарубежными странами во время мирового экономического кризиса.

План

1.Причины кризиса.

2.Финансово-экономический кризис в России


1.Причины кризиса.

Усиление международной напряженности происходило на фоне разрастав­шегося мирового финансово-экономического кризиса. В его эпи­центре оказалась финансовая система США, которая потянула за собой остальные авангардные экономики.

Во-первых, кризис был вызван обширными масштабами гло­бализации. Современный капитал не признает границ и сувере­нитетов Транснациональные компании хотели как можно больше производить. Ставка была сделана на потребление. Для его стиму­лирования было изобретено масштабное кредитование. По сравнению с кре­дитными предложениями, реальные денежные накопления были незначительными.

Ядро глобализации — США, Великобритания, Япония — начали испытывать трудности еще с августа 2007 г. Сначала они проявились в ипотечном кредитовании, когда начались дефолты частных заем­щиков, которые, набрав кредиты, так и не смогли их погасить. Все первое десятилетие XXI в. в США увеличивались огромный дефицит бюджета, отрицательное сальдо во внешней торговле и колоссаль­ный внешний долг. Американская экономика должна была много экспортировать при достаточно дорогом долларе, тем более что мировая конъюнктура цен на нефть и металлы диктовала очень вы­сокие цены. Кризис на рынке жилья в США вызвал цепную реакцию, превратившись во всеобщий кризис доверия на международном межбанковском рынке.

Тот факт, что доллар является одновремен­но национальной валютой и международным расчетным средством, не привязанным к золоту, долгое время позволял США усиливать свою гегемонию и одновременно наращивать огромный дефицит. В настоящее время около 70% всех финансовых резервов в мире ак­кумулируется именно в долларах.

В капиталистической системе известны циклические, структурные и систем­ные кризисы, которые происходили в период между 1870 и I893 гг.; во время Великой депрессии 1929 г., растянувшейся на 1930-е гг.; в первой половине 1970-х гг. Нынешний кризис имеет структурный характер, он гораздо сильнее и непредсказуемее не­давних предыдущих.

Во-вторых, американская либерально-рыночная идеология в ус­ловиях глобализации дала структурный сбой. Она породила не только сверхзадолженность США, но и мексиканский 1995 г., ази­атский 1997 г., российский 1998 г. и аргентинский 2001 г. финансо­вые кризисы. Ценности саморегулирующегося рынка и принципы невмешательства государства в рыночные механизмы на деле стол­кнулись жесткими реальными условиями. Глубинная причина кризиса - поиск наибольшей финансовой выгоды за минимальный промежуток времени. Финансисты создавали огромное количество производных финансовых механизмов на фондовом рынке, кото­рые предлагали так называемые инвестиционные банки. «Большая пятерка» глобальных инвестиционных банков, таких как Lemon Brothers, Merrill Lynch, Goldman Sachs и др. — создавали финансовые, искусственно разработанные, не обеспе­ченные реальной экономикой. Первый тревожный симптом проявился зимой 2008 г., когда обанкротился один из крупнейших инвестиционных банков Bear Stearns, к весне ситуация усугубилась, банковская система стала да­вать сильные сбои и с осени США накрыла волна крупнейших бан­кротств. Десятки миллиардов «плохих долгов» тяжелым бременем обрушились на балансы американской банковской системы , пос­кольку началось снижение доходов компаний, они не могли больше обслуживать свои обязательства перед банками.

Уже к лету ситуация стала неуправляемой. Проблемы банков­ского сектора распространились на всю экономику. Цены на сырье всё время росли как на дрожжах, либерально-рыночная экономика США уже не могла справляться с таким положением дел. Государс­тво было вынуждено начать использовать регулирующие механиз­мы. Крупнейшие ипотечные агентства США Fannie Мае и Freddie Mac, на которых держалось примерно 6 трлн. долларов жилищных долгов, были национализированы. Старейшая страховая кампания American International Group была национализирована, государс­твенная помощь составила почти 150 млрд. долларов. Далее начался коллапс сегментов производства на фоне спада производства и про­даж, беспрецедентный рост безработицы. Американская экономика потянула за собой национальные экономики стран ЕС, Японии, Южной Кореи. За короткий промежуток времени фактически не ос­талось страны, которую бы не опалил этот кризис.

2.Финансово-экономический кризис в России. Россия после периода стабилизации и резкого подъема оказалась перед угрозой не менее резкого спада. Сложность ситуации усугубилась резким падением цен на нефть под влиянием спада мирового производства и уменьшения спроса на нефтепродукты. Во многом рост цен на сы­рье был вызван экономическим бумом в странах Востока, прежде всего в Китае и Индии. Снижение потребления в этих странах сильно уда­рило по российской экономике.

Основу российского экспорта традиционно составляют нефть, газ, металлы, удобрения, и снижение мирового спроса на них момен­тально отразилось на состоянии российского бюджета и экономики в целом.

К тому же крупные российские компании накопили огромные долги на Западе, поскольку кредитный бум в России обеспечивался во многом за счет относительно дешевых и доступных «западных» денег. В условиях укрепления рубля и высоких кредитных ставок, более высоких, чем на Западе, российские банки и крупные компа­нии имели огромную выгоду. Разница в стоимости привлеченных на Западе денег и выданных российским гражданам и предприятиям кредитов составляла значительный доход российского бизнеса. Но к осени 2008г., когда «короткие кредиты» нужно было возвращать, рефинансироваться на Западе российские компании уже не могли.

Российское правительство пошло по самому простому пути. Чтобы защитить собственных производителей, оно плавно деваль­вировало рубль, сделав более дорогим импорт. Важно было стиму­лировать внутренний спрос за счет продажи товаров и услуг, произ­водимых на территории страны. С другой стороны, пытаясь спасти банковскую систему и заново запустить механизмы кредитования, правительство попыталось выборочно насытить банки ликвиднос­тью. Оно вкачало крупные финансовые ресурсы — более 4,5 трлн. в текущем и следующем годах — не имея при этом отлаженных ме­ханизмов контроля за их расходованием.

Еще одно серьезное последствие кризиса — это отток капитала из страны и тенденция к значительному снижению иностранных инвестиций. В первом полугодии 2008 г. в реальный сектор отечес­твенной экономики поступило 73,2 млрд. долларов иностранных инвестиций, а за третий квартал — только 17,3 млрд. Пик оттока капитала из России пришелся на октябрь 2008 г., составивший по официальным данным более 50 млрд. долларов. С августа по октябрь 2008 г. международные резервы РФ сократились на 112,8 млрд. долларов. Параллельно идет сокращение и золотовалютных резервов Центробанка РФ.

Таким образом, этот кризис зародился в финансовой сфере, а затем перетек в реальную экономику. В сложно прогнозируемых условиях ключевое значение приобретает государственная эконо­мическая политика. Пока правительственная политика не только России, но и развитых западных государств проводится нередко в ситуативном режиме, будучи направленной на спасение собствен­ных национальных секторов. США продолжают наводнять эконо­мику долларами. В 2009 г. они вынуждены выпустить облигации государственного займа на крупные суммы, которые потребуются для того, чтобы покрыть колоссальный бюджетный дефицит и осу­ществить масштабную антикризисную программу нового президен­та США Б. Обамы.

Документ:

Саммит G 20 в Вашингтоне. В ноябре 2008 г. в Вашингтоне состоялся саммит 20 государств (плюс Испания) с наиболее разви­тыми экономиками по выработке общемировых рецептов выхода из кризиса. Но состоялся он без ключевой фигуры — нового избранно­го президента США Б. Обамы (его инаугурация произошла в январе 2009 г.). По результатам встречи была принята итоговая декларация, в которой высказывались идеи реформирования мировых финансов, а также рекомендации о необходимости воздержаться от протекционизма и торгово-инвестиционных барьеров.

Несмотря на прозвучавшие призывы разделить ответственность за кризис между всеми крупными мировыми игроками, на деле никто пока не готов к коллективной координации действий. В ре­альности каждое правительство пытается — успешно или безуспеш­но — защитить сегменты своих национальных экономик, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Для этого используются, как правило, традиционные методы государственного регулирования — протек­ционизм, антимонетаристское законодательство, создание дополни­тельных торгово-инвестиционных барьеров.



Декларация саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике

Коренные причины нынешнего кризиса

3. В существовавших ранее в текущем десятилетии условиях быстрого глобального роста, увеличивавшихся потоков капитала и длительной стабильности участники рынка, стремясь к получению высоких прибылей, не учитывали должным образом имеющихся рисков и действовали без надлежащего предварительного анализа. В то же время такие факторы, как слабые нормы в отношении гарантий, непродуманные методы управления рисками, растущая сложность и непрозрачность финансовых продуктов и вытекающее из этого чрезмерное использование кредитов для биржевой игры, в своей совокупности привели к появлению в этой системе уязвимых мест. Политики, а также регулирующие и контрольные инстанции в ряде развитых стран должным образом не учитывали и не боролись с нарастающими рисками на финансовых рынках, не шли в ногу с финансовыми инновациями и не принимали во внимание системных последствий мер регулирования, осуществляемых на национальном уровне.

4. К числу ключевых факторов, лежащих в основе сложившейся ситуации, относятся, в частности, непоследовательная и недостаточно скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные реформы, приведшие к нестабильным глобальным макроэкономическим результатам. Сочетание этих обстоятельств породило эксцессы и в конечном итоге привело к глубоким потрясениям на рынке.

Принятые меры и меры, которые предстоит принять

5. В предшествующий период нами были приняты решительные и значительные меры по стимулированию наших экономик, обеспечению ликвидности, укреплению капитала финансовых организаций, защите сбережений и вкладов, устранению изъянов в сфере регулирования, «размораживанию» кредитных рынков, и сейчас мы работаем над тем, чтобы обеспечить способность международных финансовых организаций оказывать критически необходимую поддержку глобальной экономике.

6. Но необходимо сделать ещё больше для стабилизации финансовых рынков и поддержания экономического роста. Темпы развития крупных экономик существенно замедляются, и перспективы глобальной экономики ухудшились. Многие страны с развивающейся рыночной экономикой, которые в текущем десятилетии способствовали поддержанию устойчивости мировой экономики, всё ещё демонстрируют неплохой рост, но при этом во всё большей степени испытывают на себе негативное воздействие замедления глобальных темпов развития.

7. В свете этого ухудшающегося состояния мировой экономики мы пришли к согласию о необходимости более широкой стратегии реагирования, основанной на более тесном макроэкономическом сотрудничестве, для возобновления роста, недопущения расползания негативных явлений и для оказания поддержки странам с развивающейся рыночной экономикой и развивающимся странам. В качестве первоочередных шагов для решения этих задач, равно как и для нейтрализации более долгосрочных вызовов, мы будем:

продолжать действовать энергично и принимать любые необходимые дальнейшие меры для стабилизации финансовой системы;

признавать важность поддерживающей денежно-кредитной политики с учётом национальных условий;

применять, насколько это необходимо, меры в области налогообложения с целью быстрого стимулирования внутреннего спроса, сохраняя при этом стратегические рамки, способствующие стабильности в налогово-бюджетной сфере;

способствовать в нынешних трудных финансовых условиях получению странами с развивающейся рыночной экономикой и развивающимися странами доступа к финансовым средствам, в том числе посредством поддержки с обеспечением ликвидности и программ помощи. Мы подчёркиваем важность роли Международного валютного фонда (МВФ) в кризисном реагировании, приветствуем созданный им механизм краткосрочного обеспечения ликвидных средств и настоятельно призываем к проведению им в текущем порядке пересмотра имеющихся у него инструментов и механизмов в целях обеспечения гибкости;

рекомендовать Всемирному банку и другим многосторонним банкам развития (МБР) использовать все свои возможности в порядке осуществления своих программ развития, и мы приветствуем недавнее создание Всемирным банком новых механизмов в области финансирования инфраструктуры и торговли;

обеспечивать, чтобы в распоряжении МВФ, Всемирного банка и других МБР имелись достаточные ресурсы, позволяющие им играть свою роль в преодолении кризиса.

Общие принципы реформирования финансовых рынков

8. В дополнение к вышеизложенным мерам мы будем осуществлять реформы, укрепляющие финансовые рынки и режимы регулирования, с целью избежать кризисов в будущем. Ответственность за регулирование лежит в первую очередь на национальных регулирующих инстанциях, представляющих собой «первую линию обороны» в борьбе с нестабильностью рынка. Однако наши финансовые рынки по своим масштабам глобальны, и поэтому требуется усилить международное сотрудничество между регулирующими инстанциями и там, где это необходимо, укрепить международные нормы и последовательно их осуществлять в целях защиты от негативных трансграничных, региональных и глобальных явлений, подрывающих международную финансовую стабильность. Регулирующие инстанции должны обеспечить, чтобы их действия способствовали укреплению рыночной дисциплины, не приводили к потенциально негативным последствиям для других стран, включая использование различий в нормативной базе в свою пользу, и должны поддерживать конкуренцию, динамизм и новаторство на рынке. Финансовые организации должны также нести свою долю ответственности за нынешние неурядицы и внести свой вклад в их преодоление, в том числе путём признания убытков, раскрытия информации и совершенствования применяемых ими методов управления и снижения рисков.

9. Мы заявляем о своей приверженности проведению политики, соответствующей следующим общим принципам проведения реформ:

Реформирование международных финансовых организаций. 

Мы привержены продвижению реформы, с тем чтобы они могли более адекватно отражать смещение центров тяжести в мировой экономике и чтобы таким образом повысить их легитимность и эффективность. В этом контексте должен приобрести больший вес голос стран с формирующейся и развивающейся рыночной экономикой и должна повысится степень их представительства. Форум по финансовой стабильности (ФФС) должен незамедлительно расширить свой состав за счёт включения большего числа стран с развивающейся экономикой; в срочном порядке должны пересмотреть вопрос о своём членском составе и другие крупные органы, занимающиеся выработкой стандартов. МВФ в сотрудничестве с расширенным ФФС и другими органами следует вести работу по более чёткому выявлению слабых мест, предупреждению потенциальных перегрузок системы и действовать оперативно, чтобы играть одну из ключевых ролей в борьбе с кризисом.

Приверженность открытой глобальной экономике

12. Мы признаём, что эти реформы окажутся успешными только в том случае, если они будут опираться на приверженность, принципам свободы рынков, включая верховенство закона, уважение частной собственности, открытость торговли и инвестиций, рыночную конкуренцию, а также наличие эффективных и действенно регулируемых финансовых систем. Эти принципы имеют принципиальное значение для экономического роста и процветания, уже помогли миллионам людей выбраться из нищеты, а также значительно повысили уровень жизни во всём мире. Признавая необходимость совершенствовать регулирование финансового сектора, мы обязаны не допускать зарегулированности, которая затормозила бы экономический рост и в ещё большей степени сузила бы потоки капиталов, в том числе в развивающиеся страны.

13. Мы подчёркиваем принципиальную важность отказа от протекционизма и от замыкания в себе в периоды финансовой нестабильности. В связи с этим в предстоящие 12 месяцев мы будем воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами, введения новых ограничений на экспорт или использования мер стимулирования экспорта, несовместимых с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, мы будем стремиться к достижению в этом году договорённости по условиям выхода на успешное завершение Дохийской повестки дня ВТО с амбициозными и сбалансированными результатами. Мы поручаем нашим министрам торговли достичь этой цели и готовы оказать в этом непосредственное содействие по мере необходимости. Мы также согласны с тем, что наши страны более всех остальных заинтересованы в становлении глобальной системы торговли и в связи с этим должны внести позитивный вклад, необходимый для выхода на такой результат.

14. Мы осознаем воздействие нынешнего кризиса на развивающиеся страны, особенно наиболее уязвимые из них. Мы вновь подтверждаем актуальность Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, взятых нами на себя обязательств по предоставлению помощи в целях развития, и настоятельно призываем как развитые, так и нарождающиеся экономики взять на себя обязательства, соответствующие их возможностям и месту в мировой экономике. В связи с этим мы вновь подтверждаем принципы, согласованные в ходе Конференции Организации Объединённых Наций по финансированию развития 2002 года (Монтеррей, Мексика), в которых делается упор на ответственность стран-получателей и мобилизацию всех источников финансирования процесса развития.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!