Задание: составить конспект лекции
Тема: Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира.
Цель: Формировать представление о политических взаимоотношениях России с зарубежными странами во время мирового экономического кризиса.
План
1.Причины кризиса.
2.Финансово-экономический кризис в России
1.Причины кризиса.
Усиление международной напряженности происходило на фоне разраставшегося мирового финансово-экономического кризиса. В его эпицентре оказалась финансовая система США, которая потянула за собой остальные авангардные экономики.
Во-первых, кризис был вызван обширными масштабами глобализации. Современный капитал не признает границ и суверенитетов Транснациональные компании хотели как можно больше производить. Ставка была сделана на потребление. Для его стимулирования было изобретено масштабное кредитование. По сравнению с кредитными предложениями, реальные денежные накопления были незначительными.
Ядро глобализации — США, Великобритания, Япония — начали испытывать трудности еще с августа 2007 г. Сначала они проявились в ипотечном кредитовании, когда начались дефолты частных заемщиков, которые, набрав кредиты, так и не смогли их погасить. Все первое десятилетие XXI в. в США увеличивались огромный дефицит бюджета, отрицательное сальдо во внешней торговле и колоссальный внешний долг. Американская экономика должна была много экспортировать при достаточно дорогом долларе, тем более что мировая конъюнктура цен на нефть и металлы диктовала очень высокие цены. Кризис на рынке жилья в США вызвал цепную реакцию, превратившись во всеобщий кризис доверия на международном межбанковском рынке.
Тот факт, что доллар является одновременно национальной валютой и международным расчетным средством, не привязанным к золоту, долгое время позволял США усиливать свою гегемонию и одновременно наращивать огромный дефицит. В настоящее время около 70% всех финансовых резервов в мире аккумулируется именно в долларах.
В капиталистической системе известны циклические, структурные и системные кризисы, которые происходили в период между 1870 и I893 гг.; во время Великой депрессии 1929 г., растянувшейся на 1930-е гг.; в первой половине 1970-х гг. Нынешний кризис имеет структурный характер, он гораздо сильнее и непредсказуемее недавних предыдущих.
Во-вторых, американская либерально-рыночная идеология в условиях глобализации дала структурный сбой. Она породила не только сверхзадолженность США, но и мексиканский 1995 г., азиатский 1997 г., российский 1998 г. и аргентинский 2001 г. финансовые кризисы. Ценности саморегулирующегося рынка и принципы невмешательства государства в рыночные механизмы на деле столкнулись жесткими реальными условиями. Глубинная причина кризиса - поиск наибольшей финансовой выгоды за минимальный промежуток времени. Финансисты создавали огромное количество производных финансовых механизмов на фондовом рынке, которые предлагали так называемые инвестиционные банки. «Большая пятерка» глобальных инвестиционных банков, таких как Lemon Brothers, Merrill Lynch, Goldman Sachs и др. — создавали финансовые, искусственно разработанные, не обеспеченные реальной экономикой. Первый тревожный симптом проявился зимой 2008 г., когда обанкротился один из крупнейших инвестиционных банков Bear Stearns, к весне ситуация усугубилась, банковская система стала давать сильные сбои и с осени США накрыла волна крупнейших банкротств. Десятки миллиардов «плохих долгов» тяжелым бременем обрушились на балансы американской банковской системы , поскольку началось снижение доходов компаний, они не могли больше обслуживать свои обязательства перед банками.
Уже к лету ситуация стала неуправляемой. Проблемы банковского сектора распространились на всю экономику. Цены на сырье всё время росли как на дрожжах, либерально-рыночная экономика США уже не могла справляться с таким положением дел. Государство было вынуждено начать использовать регулирующие механизмы. Крупнейшие ипотечные агентства США Fannie Мае и Freddie Mac, на которых держалось примерно 6 трлн. долларов жилищных долгов, были национализированы. Старейшая страховая кампания American International Group была национализирована, государственная помощь составила почти 150 млрд. долларов. Далее начался коллапс сегментов производства на фоне спада производства и продаж, беспрецедентный рост безработицы. Американская экономика потянула за собой национальные экономики стран ЕС, Японии, Южной Кореи. За короткий промежуток времени фактически не осталось страны, которую бы не опалил этот кризис.
2.Финансово-экономический кризис в России. Россия после периода стабилизации и резкого подъема оказалась перед угрозой не менее резкого спада. Сложность ситуации усугубилась резким падением цен на нефть под влиянием спада мирового производства и уменьшения спроса на нефтепродукты. Во многом рост цен на сырье был вызван экономическим бумом в странах Востока, прежде всего в Китае и Индии. Снижение потребления в этих странах сильно ударило по российской экономике.
Основу российского экспорта традиционно составляют нефть, газ, металлы, удобрения, и снижение мирового спроса на них моментально отразилось на состоянии российского бюджета и экономики в целом.
К тому же крупные российские компании накопили огромные долги на Западе, поскольку кредитный бум в России обеспечивался во многом за счет относительно дешевых и доступных «западных» денег. В условиях укрепления рубля и высоких кредитных ставок, более высоких, чем на Западе, российские банки и крупные компании имели огромную выгоду. Разница в стоимости привлеченных на Западе денег и выданных российским гражданам и предприятиям кредитов составляла значительный доход российского бизнеса. Но к осени 2008г., когда «короткие кредиты» нужно было возвращать, рефинансироваться на Западе российские компании уже не могли.
Российское правительство пошло по самому простому пути. Чтобы защитить собственных производителей, оно плавно девальвировало рубль, сделав более дорогим импорт. Важно было стимулировать внутренний спрос за счет продажи товаров и услуг, производимых на территории страны. С другой стороны, пытаясь спасти банковскую систему и заново запустить механизмы кредитования, правительство попыталось выборочно насытить банки ликвидностью. Оно вкачало крупные финансовые ресурсы — более 4,5 трлн. в текущем и следующем годах — не имея при этом отлаженных механизмов контроля за их расходованием.
Еще одно серьезное последствие кризиса — это отток капитала из страны и тенденция к значительному снижению иностранных инвестиций. В первом полугодии 2008 г. в реальный сектор отечественной экономики поступило 73,2 млрд. долларов иностранных инвестиций, а за третий квартал — только 17,3 млрд. Пик оттока капитала из России пришелся на октябрь 2008 г., составивший по официальным данным более 50 млрд. долларов. С августа по октябрь 2008 г. международные резервы РФ сократились на 112,8 млрд. долларов. Параллельно идет сокращение и золотовалютных резервов Центробанка РФ.
Таким образом, этот кризис зародился в финансовой сфере, а затем перетек в реальную экономику. В сложно прогнозируемых условиях ключевое значение приобретает государственная экономическая политика. Пока правительственная политика не только России, но и развитых западных государств проводится нередко в ситуативном режиме, будучи направленной на спасение собственных национальных секторов. США продолжают наводнять экономику долларами. В 2009 г. они вынуждены выпустить облигации государственного займа на крупные суммы, которые потребуются для того, чтобы покрыть колоссальный бюджетный дефицит и осуществить масштабную антикризисную программу нового президента США Б. Обамы.
Документ:
Саммит G 20 в Вашингтоне. В ноябре 2008 г. в Вашингтоне состоялся саммит 20 государств (плюс Испания) с наиболее развитыми экономиками по выработке общемировых рецептов выхода из кризиса. Но состоялся он без ключевой фигуры — нового избранного президента США Б. Обамы (его инаугурация произошла в январе 2009 г.). По результатам встречи была принята итоговая декларация, в которой высказывались идеи реформирования мировых финансов, а также рекомендации о необходимости воздержаться от протекционизма и торгово-инвестиционных барьеров.
Несмотря на прозвучавшие призывы разделить ответственность за кризис между всеми крупными мировыми игроками, на деле никто пока не готов к коллективной координации действий. В реальности каждое правительство пытается — успешно или безуспешно — защитить сегменты своих национальных экономик, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Для этого используются, как правило, традиционные методы государственного регулирования — протекционизм, антимонетаристское законодательство, создание дополнительных торгово-инвестиционных барьеров.
Декларация саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике
Коренные причины нынешнего кризиса
3. В существовавших ранее в текущем десятилетии условиях быстрого глобального роста, увеличивавшихся потоков капитала и длительной стабильности участники рынка, стремясь к получению высоких прибылей, не учитывали должным образом имеющихся рисков и действовали без надлежащего предварительного анализа. В то же время такие факторы, как слабые нормы в отношении гарантий, непродуманные методы управления рисками, растущая сложность и непрозрачность финансовых продуктов и вытекающее из этого чрезмерное использование кредитов для биржевой игры, в своей совокупности привели к появлению в этой системе уязвимых мест. Политики, а также регулирующие и контрольные инстанции в ряде развитых стран должным образом не учитывали и не боролись с нарастающими рисками на финансовых рынках, не шли в ногу с финансовыми инновациями и не принимали во внимание системных последствий мер регулирования, осуществляемых на национальном уровне.
4. К числу ключевых факторов, лежащих в основе сложившейся ситуации, относятся, в частности, непоследовательная и недостаточно скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные реформы, приведшие к нестабильным глобальным макроэкономическим результатам. Сочетание этих обстоятельств породило эксцессы и в конечном итоге привело к глубоким потрясениям на рынке.
Принятые меры и меры, которые предстоит принять
5. В предшествующий период нами были приняты решительные и значительные меры по стимулированию наших экономик, обеспечению ликвидности, укреплению капитала финансовых организаций, защите сбережений и вкладов, устранению изъянов в сфере регулирования, «размораживанию» кредитных рынков, и сейчас мы работаем над тем, чтобы обеспечить способность международных финансовых организаций оказывать критически необходимую поддержку глобальной экономике.
6. Но необходимо сделать ещё больше для стабилизации финансовых рынков и поддержания экономического роста. Темпы развития крупных экономик существенно замедляются, и перспективы глобальной экономики ухудшились. Многие страны с развивающейся рыночной экономикой, которые в текущем десятилетии способствовали поддержанию устойчивости мировой экономики, всё ещё демонстрируют неплохой рост, но при этом во всё большей степени испытывают на себе негативное воздействие замедления глобальных темпов развития.
7. В свете этого ухудшающегося состояния мировой экономики мы пришли к согласию о необходимости более широкой стратегии реагирования, основанной на более тесном макроэкономическом сотрудничестве, для возобновления роста, недопущения расползания негативных явлений и для оказания поддержки странам с развивающейся рыночной экономикой и развивающимся странам. В качестве первоочередных шагов для решения этих задач, равно как и для нейтрализации более долгосрочных вызовов, мы будем:
продолжать действовать энергично и принимать любые необходимые дальнейшие меры для стабилизации финансовой системы;
признавать важность поддерживающей денежно-кредитной политики с учётом национальных условий;
применять, насколько это необходимо, меры в области налогообложения с целью быстрого стимулирования внутреннего спроса, сохраняя при этом стратегические рамки, способствующие стабильности в налогово-бюджетной сфере;
способствовать в нынешних трудных финансовых условиях получению странами с развивающейся рыночной экономикой и развивающимися странами доступа к финансовым средствам, в том числе посредством поддержки с обеспечением ликвидности и программ помощи. Мы подчёркиваем важность роли Международного валютного фонда (МВФ) в кризисном реагировании, приветствуем созданный им механизм краткосрочного обеспечения ликвидных средств и настоятельно призываем к проведению им в текущем порядке пересмотра имеющихся у него инструментов и механизмов в целях обеспечения гибкости;
рекомендовать Всемирному банку и другим многосторонним банкам развития (МБР) использовать все свои возможности в порядке осуществления своих программ развития, и мы приветствуем недавнее создание Всемирным банком новых механизмов в области финансирования инфраструктуры и торговли;
обеспечивать, чтобы в распоряжении МВФ, Всемирного банка и других МБР имелись достаточные ресурсы, позволяющие им играть свою роль в преодолении кризиса.
Общие принципы реформирования финансовых рынков
8. В дополнение к вышеизложенным мерам мы будем осуществлять реформы, укрепляющие финансовые рынки и режимы регулирования, с целью избежать кризисов в будущем. Ответственность за регулирование лежит в первую очередь на национальных регулирующих инстанциях, представляющих собой «первую линию обороны» в борьбе с нестабильностью рынка. Однако наши финансовые рынки по своим масштабам глобальны, и поэтому требуется усилить международное сотрудничество между регулирующими инстанциями и там, где это необходимо, укрепить международные нормы и последовательно их осуществлять в целях защиты от негативных трансграничных, региональных и глобальных явлений, подрывающих международную финансовую стабильность. Регулирующие инстанции должны обеспечить, чтобы их действия способствовали укреплению рыночной дисциплины, не приводили к потенциально негативным последствиям для других стран, включая использование различий в нормативной базе в свою пользу, и должны поддерживать конкуренцию, динамизм и новаторство на рынке. Финансовые организации должны также нести свою долю ответственности за нынешние неурядицы и внести свой вклад в их преодоление, в том числе путём признания убытков, раскрытия информации и совершенствования применяемых ими методов управления и снижения рисков.
9. Мы заявляем о своей приверженности проведению политики, соответствующей следующим общим принципам проведения реформ:
Реформирование международных финансовых организаций.
Мы привержены продвижению реформы, с тем чтобы они могли более адекватно отражать смещение центров тяжести в мировой экономике и чтобы таким образом повысить их легитимность и эффективность. В этом контексте должен приобрести больший вес голос стран с формирующейся и развивающейся рыночной экономикой и должна повысится степень их представительства. Форум по финансовой стабильности (ФФС) должен незамедлительно расширить свой состав за счёт включения большего числа стран с развивающейся экономикой; в срочном порядке должны пересмотреть вопрос о своём членском составе и другие крупные органы, занимающиеся выработкой стандартов. МВФ в сотрудничестве с расширенным ФФС и другими органами следует вести работу по более чёткому выявлению слабых мест, предупреждению потенциальных перегрузок системы и действовать оперативно, чтобы играть одну из ключевых ролей в борьбе с кризисом.
Приверженность открытой глобальной экономике
12. Мы признаём, что эти реформы окажутся успешными только в том случае, если они будут опираться на приверженность, принципам свободы рынков, включая верховенство закона, уважение частной собственности, открытость торговли и инвестиций, рыночную конкуренцию, а также наличие эффективных и действенно регулируемых финансовых систем. Эти принципы имеют принципиальное значение для экономического роста и процветания, уже помогли миллионам людей выбраться из нищеты, а также значительно повысили уровень жизни во всём мире. Признавая необходимость совершенствовать регулирование финансового сектора, мы обязаны не допускать зарегулированности, которая затормозила бы экономический рост и в ещё большей степени сузила бы потоки капиталов, в том числе в развивающиеся страны.
13. Мы подчёркиваем принципиальную важность отказа от протекционизма и от замыкания в себе в периоды финансовой нестабильности. В связи с этим в предстоящие 12 месяцев мы будем воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами, введения новых ограничений на экспорт или использования мер стимулирования экспорта, несовместимых с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, мы будем стремиться к достижению в этом году договорённости по условиям выхода на успешное завершение Дохийской повестки дня ВТО с амбициозными и сбалансированными результатами. Мы поручаем нашим министрам торговли достичь этой цели и готовы оказать в этом непосредственное содействие по мере необходимости. Мы также согласны с тем, что наши страны более всех остальных заинтересованы в становлении глобальной системы торговли и в связи с этим должны внести позитивный вклад, необходимый для выхода на такой результат.
14. Мы осознаем воздействие нынешнего кризиса на развивающиеся страны, особенно наиболее уязвимые из них. Мы вновь подтверждаем актуальность Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, взятых нами на себя обязательств по предоставлению помощи в целях развития, и настоятельно призываем как развитые, так и нарождающиеся экономики взять на себя обязательства, соответствующие их возможностям и месту в мировой экономике. В связи с этим мы вновь подтверждаем принципы, согласованные в ходе Конференции Организации Объединённых Наций по финансированию развития 2002 года (Монтеррей, Мексика), в которых делается упор на ответственность стран-получателей и мобилизацию всех источников финансирования процесса развития.